г. Вологда |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А05-13071/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2023 года по делу N А05-13071/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1172901010105, ИНН 2907017553; адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Набережная, дом 20г, офис 7; далее - ответчик, общество) о взыскании 515 404 руб. 92 коп., в том числе 514 119 руб. 62 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2021-2022 годы, 1285 руб. 30 коп. пеней, начисленных за период с 08.11.2022 по 17.11.2022, пеней за период с 18.11.2022 по день фактической оплаты долга.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2023 в удовлетворении требований отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2022 год не установлены.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, министерством и обществом заключены договоры от 08.02.2021 N 54-В и от 27.01.2022 N 38-В о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - договоры).
Предметом договоров N 54-В и N 38-В является предоставление обществу из областного бюджета в 2021 и 2022 годах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок).
Министерство на основании распоряжения от 10.06.2022 N 488-р в период с 12.09.2022 по 30.09.2022 провело плановую камеральную проверку соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению за 2021 - 2022 год.
По результатам проверки истцом составлен акт от 30.09.2022 N 203/06-06/107.
В ходе проверки министерство пришло к следующим выводам.
В нарушением пункта 6 Порядка, пункта 6.1.1 договора от 08.02.2021 N 54-В в отсутствие утвержденных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в 2021 году в объемы холодной (питьевой) воды, заявленные в расчеты субсидии по городскому поселению "Вельское", обществом необоснованно включены объемы горячей воды (в части компонента на холодную воду) в количестве 46 583,496 куб. м., что привело к необоснованному получению средств субсидии в размере 380 870 руб. 97 коп.
В 2022 году общество в нарушением пункта 6 Порядка и пункта 6.1.1 договора от 27.01.2022 N 38-В в отсутствие утвержденных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения необоснованно заявило в расчеты субсидии объем горячей воды (в части компонента на холодную воду) в количестве 19395,730 куб. м., что привело к необоснованному получению субсидии в размере 133 248 руб. 65 коп.
В адрес общества министерство направило требование от 14.10.2023 N 203/0606/7177, в котором предложило в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 514 119 руб. 62 коп. необоснованно полученных средств субсидии.
Поскольку требование не было исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство.
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии предоставляются организациям водопроводно-канализационного хозяйства после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на текущий календарный год.
В силу пункта 4.1 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение организациям водопроводно-канализационного хозяйства недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В ходе проведенной проверки министерство пришло к выводу о необоснованном включении обществом в расчет субсидии за 2021 и 2022 годы объемов горячей воды (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения на территории городского поселения "Вельское" в размере 46 583,496 куб. м на сумму субсидии 380 870 руб. 97 коп. и в размере 19 395,730 куб, м на сумму субсидии 133 248 руб. 65 коп. соответственно.
Как установлено в ходе проверки, согласно представленным платежным документам, выставленным населению, регистрам бухгалтерского учета обществом начислялась плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению населению (в части компонента на холодную воду). Обществу тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения на территории городского поселения "Вельское" Архангельской области не устанавливались.
В данном случае из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общество в период за 2021 - 2022 год являлось организацией коммунального комплекса, осуществляло поставку питьевой воды (питьевое водоснабжение) населению и потребителям, приравненным к населению, на территории городского поселения "Вельское" Архангельской области, а также оказывало населению и потребителям, приравненным к населению, на территории указанного муниципального образования услуги по водоотведению.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию.
В соответствии с пунктом 5 Порядка между министерством и обществом заключены договор на 2021 год и договор на 2022 год, предметом которых являлось предоставление предприятию из областного бюджета в 2021 - 2022 годах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее -Закон N 168-10-ОЗ) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
Согласно статье 5 Закона N 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как указано в статье 6 Закона N 168-10-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период холодная вода поставлялась ответчиком в центральные тепловые пункты теплоснабжающей организации - акционерному обществу "ГТ Энерго", где производился нагрев холодной воды до необходимой температуры (приготовление горячей воды). Горячая вода далее транспортировалась по сетям горячего водоснабжения до потребителей.
Таким образом, горячее водоснабжение осуществляется АО "ГТ Энерго" с использованием закрытой системы горячего водоснабжения посредством применения холодной воды, поставленной обществом.
Тариф на холодную воду как компонент горячего водоснабжения для АО "ГТ Энего" не установлен. Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.09.2020 N 41 -т/1 установлен тариф для АО "ГТ Энерго" одноставочный, только на тепловую энергию, поэтому АО "ГТ Энерго" выставляет потребителям плату за горячее водоснабжение только в части тепловой энергии, затраченной на подогрев воды. Плату за холодную воду как компонент горячего водоснабжения (стоимость куб. м. холодной воды, использованных в процессе приготовления горячей воды) АО "ГТ Энерго" к оплате потребителям в своих квитанциях не предъявляет. Стоимость холодной воды, использованной для приготовления горячей воды, предъявлялась к оплате населению ответчиком в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение по тарифам, установленным обществу на холодную воду (постановления агентства по тарифам и ценам от 10.11.2020 N 56-в/16 и от 02.12.2021 N 73-в/10).
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Одновременно с этим, пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
В спорный период обществом в расчетах с потребителями применялся установленный постановлениями от 10.11.2020 N 56-в/16 и от 02.12.2021 N 73-в/10 тариф на холодную воду, что входит в состав двухкомпонентного тарифа на горячую воду, поставляемую до центрального теплового пункта котельной АО "ГТ Энерго" с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, предусматривающий отдельно "компонент на холодную воду" (руб. /куб. м) и "компонент на тепловую энергию" (руб. /Гкал).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку общество применяло тарифы ниже экономически обоснованных, оно вправе требовать возмещения недополученного (выпадающего) дохода, возникшего в результате государственного регулирования доходов, что в спорный период регулировалось договором от 08.02.2021 N 54-В и договором от 27.01.2022 N 38-В.
Тот факт, что обществу не установлен отдельный тариф на горячее водоснабжение, не означает отсутствие у него права на возмещение недополученных доходов по тому объему холодной воды, который был предъявлен в составе горячего водоснабжения по льготному тарифу на холодное водоснабжение.
Таким образом, обществом обоснованно включены в расчеты субсидии объемы холодной воды в размере 46 583,496 куб. м на сумму субсидии 380 870 руб. 97 коп. за 2021 год и в размере 19 395,730 куб. м на сумму субсидии 133 248 руб. 65 коп. за 2022 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2023 года по делу N А05-13071/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13071/2022
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "ВОДОКАНАЛ"