г. Пермь |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А60-51600/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гребенкиной Н.А.,
судей Власовой О.Г., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии в судебном заседании, проводимом в режиме веб-конференции посредством использования интернет ресурса "Картотека арбитражных дел" от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района": Гордеев Н.В. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика, Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области: Литвинов А.А. по доверенности от 09.01.2023,
в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2023 года
по делу N А60-51600/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ОГРН 1056604560430, ИНН 6672200900)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ОГРН 1146600000645, ИНН 6671994672),
третье лицо: публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893),
о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный фонд капитального ремонта МКД) о возложении обязанности в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу направить в адрес ПАО Сбербанк указание о перечислении со специального счета N 40604810816540000901 (многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, Сони Морозовой, 190) денежных средств в адрес ООО "КВС-Лифт" согласно условиям договора N 1-07/2022 от 01.07.2022, заключенного между ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" и ООО "КВС-Лифт" на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сони Морозовой, д. 190, оформленного протоколом N 1 от 21.06.2022 (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 27.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что протокол общего собрания собственников помещений в доме, фиксирующий принятие решения о проведении капитального ремонта дома, в судебном порядке недействительным не признан, в связи с чем заявленные в исковом заявлении работы подлежат оплате из средств фонда капитального ремонта дома, находящихся на специальном счете.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, ответчик и третье лицо направили отзывы.
В судебном заседании представитель истца с решением суда первой инстанции не согласился, поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, которую просит удовлетворить, обжалуемое решение суда - отменить полностью.
Представитель ответчика, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения по изложенным в отзыве основаниям, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Привлеченное к участию в деле третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания ЖКХ Октябрьского района" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сони Морозовой, 190.
Согласно информации, изложенной на информационном портале https://fkr66.ru, способом формирования фонда капитального ремонта является взнос на специальный счет регионального оператора.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сони Морозовой, 190, в период с 16.05.2022 по 20.06.2022 провели общее собрание собственников помещений, решение по результатам проведенного собрания оформлено протоколом от 21.06.2022 N 1. В частности, приняты решения о разработке проекта на замену 4 лифтов на сумму 160 000 руб., об избрании источника финансирования работ по разработке проекта на замену 4 лифтов, наделение ООО "УК ЖХК Октябрьского района" полномочиями на выбор подрядной организации, полномочиями на подписание необходимых документов.
В рамках принятого решения заявителем заключен договор на разработку проектной документации с ООО "КВС-Лифт" от 01.07.2022 N 1-07/2022, согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по разработке проектно-сметной документации замены 4-х пассажирских лифтов (на 10 остановок - подъезд N 1, подъезд N 2; на 5 остановок - подъезд N 3, N 4) многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сони Морозовой, 190, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в сроки и в порядке, предусмотренные договором.
Письмом от 26.07.2022 N 5229 истец направил Региональному фонду для оплаты работ следующие документы: протокол от 21.06.2022 N 1, акты от 28.06.2022, договор от 01.07.2022, акт от 21.07.2022 N 1 о приемке выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ от 21.07.2022, а также счета на оплату от 01.07.2022, от 21.07.2022.
По результатам рассмотрения обращения заявителя ответчиком направлен отказ от исполнения решения общего собрания собственников помещений, оформленный письмом N 0202/7443-22 от 22.08.2022. В качестве причин отказа Региональный фонд указал на несоответствие протокола требованиям, установленным жилищным законодательством, а также отсутствие в договоре N 1-07/2022 от 01.07.2022 условий, обязательных в силу положений части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции оснований для удовлетворения иска не установил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок формирования фонда капитального ремонта - взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", лифты, лифтовое оборудование относятся к общему имуществу в жилом доме, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений в соответствующем доме.
Ремонт, замену, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в силу положений статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также об использовании фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Протоколом N 1 от 21.06.2022 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу 3 принято решение о разработке проекта на замену 4 лифтов в сумме 160 000 руб., по вопросу 4 определен источник финансирования в виде денежных средств, находящихся на специальном счете N 40604810816540000901 (многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, Сони Морозовой, 190).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации по специальному счету могут проводиться списания денежных средств, связанные с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
Банк в соответствии с частью 3 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям Кодекса.
Исходя из содержания части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодатель связывает осуществление операций по перечислению со специального счета денежных средств по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с предоставлением клиентом в банк следующих документов: 1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.
Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации закрепляет за банками обязанность проверки представленных к исполнению владельцами специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома распоряжений о совершении операций по списанию денежных средств в счет оплаты за выполнение работ по капитальному ремонту и приложенных к ним документов.
Соответственно, банк вправе отказать в выполнении распоряжения владельца специального счета, в подтверждение которого не представлены документы, указанные в части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения обращения заявителя, Региональным Фондом направлен отказ от исполнения решения общего собрания собственников помещений, оформленный письмом исх.
N 0202/7443-22 от 22.08.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Вместе с тем, общие требования к оформлению решений собраний установлены главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подпунктов 4, 7 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе помимо прочего должны быть указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам, сведения о лицах, подписавших протокол.
Согласно пункту 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протокол заседания участников гражданско-правового сообщества подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов.
Именно протокол общего собрания собственников является документом, подтверждающим факт принятия соответствующего решения таким собранием. Несоответствие протокола предъявляемым к нему требованиям не позволяет рассматривать его в качестве документов, свидетельствующего о принятии решения и о содержании такого решения.
Как установлено судом первой инстанции, представленный в региональный фонд документ, поименованный протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.06.2022 N 1, не содержал в себе обязательных реквизитов.
Так, во вводной части протокола N 1 от 21.06.2022 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома указано, что собрание проводилось в очно-заочной форме. Из формулировки решения по вопросу N 1 повестки общего собрания следует, что председателем общего собрания выбрана Пришвицина И.Е. (кв. 18), секретарем - Костин С.В. (кв. 31), членами счетной комиссии - собственники Захваткина С.А. (кв. 25), Мухина Е.В. (кв. 22), Венедиктова О.Е. (кв. 44).
Вместе с тем, в реквизитах подписи протокола отсутствуют подписи Костина С.В., Захваткиной С.А. и Венедиктовой О.Е.
Из приложенных к документу копий актов от 28.06.2022 об отказе подписания протокола следует, что неподписание протокола носило осознанный характер, лица, которым протокол предлагают подписать, сомневаются в правильности подсчетов. Так, Костин С.В. (секретарь общего собрания) и два члена счетной комиссии: Захваткина С.А. и Венедиктова О.Е. в качестве причин неподписания протокола указали на то, что не учтены бюллетени голосования ряда собственников помещений в многоквартирном доме, учтены голоса лиц, собственниками не являющихся, собственники не ознакомлены в полном объеме с документами, по которым проводилось голосование, а именно с приложением N 5.
Кроме того, представленный ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в Фонд договор подряда от 01.07.2022 N 1-07/2022 не содержал обязательного условия об обязательствах подрядной организации по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами (пункт 2 части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации основания для перечисления денежных средств со специального счета дома на расчетный счет привлеченного истцом подрядчика - ООО "КВС-Лифт" отсутствовали.
Как верно отмечено судом первой инстанции, региональный фонд как владелец специального счета не наделен жилищным законодательством полномочием по перечислению со специального счета денежных средств, за счет которых формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 2 части 1 статьи 180, пункт 1 части 1, часть 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом судом приняты во внимание доводы третьего лица о том, что в случае направления владельцем счета платежного поручения с пакетом документов, аналогичным тому, который был направлен истцом в адрес ответчика, оно не было бы исполнено банком в связи с отсутствием подписей в протоколе, наличием акта об отказе подписания протокола и причин, указанных в данном акте.
Следовательно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 02.02.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2023 года по делу N А60-51600/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
О. Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51600/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2273/2023