г. Пермь |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А60-69568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Шаламовой Ю.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Галоян Анаиты Леоновны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 февраля 2023 года
по делу N А60-69568/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Галоян Анаиты Леоновны (ИНН 666700155238, ОГРНИП 304662325300171)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании незаконным уведомления об уплате налога на имущества, решения по жалобе,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Галоян Анаита Леоновна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными налогового уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 01.09.2021 N 38677272 (далее - налоговый орган, инспекция), решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление) от 05.09.2022 N13-06/26561@, вынесенного по жалобе на налоговое уведомление.
В порядке устранения нарушения своих прав и законных интересов предприниматель просила обязать налоговый орган вернуть налогоплательщику излишне уплаченный налог в сумме 1 915 659 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не применил нормы закона, подлежащие применению (подпункт 7 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации). Судом не дана оценка доводам заявителя о начале применения актов, ухудшающих положение налогоплательщика. Заявитель полагает обоснованным использовать данную позицию применительно к нормативным правовым актам об утверждении кадастровой стоимости иных объектов недвижимости в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 375 и статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) порождают правовые последствия для плательщиков налога на имущество.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Управление с жалобой заявителя не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что Галоян Анаита Леоновна является собственником здания с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 (доля в праве собственности ), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Юности, д.16.
На основании статей 408, 409 НК РФ инспекцией в отношении данного объекта исчислен налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 201 826 руб., на уплату данного налога в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 N 38677272.
Согласно уведомлению, налог исчислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 220 182 597 рублей, ставки налога 2 %, с учетом доли заявителя в праве собственности на имущество (220 182 597 руб. *2% /2).
Не согласившись с налоговым уведомлением, Галоян Анаита Леоновна обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой.
Решением УФНС России по Свердловской области N 13-06/26561@ от 05.09.2022 жалоба Галоян Анаита Леоновна оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, ссылаясь на неверное определение налоговым органом налоговой базы. По мнению заявителя, при расчете налога на имущество за 2020 год по вышеуказанному объекту должна применяться кадастровая стоимость в размере 28 616 651,82 руб., как следствие, подлежащий уплате налог составит 286 167 руб.
Судом принято приведенное выше решение.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса.
Статьей 401 НК РФ определены объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц, к которым относятся: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 408 НК РФ).
В соответствии с Законом Свердловской области от 26.03.2019 N 23-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу" единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.
С учетом изложенных норм Решением Нижнетагильской городской Думы от 31.10.2019 N 43 "Об установлении и введении в действие на территории города Нижний Тагил налога на имущество физических лиц" с 1 января 2020 года на территории города Нижний Тагил установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц; утверждены дифференцированные ставки, в том числе ставка 2% в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с данными результатами кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 установлена в размере 214 283 947,82 рублей.
Приказ от 27.09.2019 N 2500 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области 03.10.2019 и, таким образом, подлежит применению при исчислении налога на имущества за 2020 год.
Вместе с тем Галоян А.Л. 17.07.2019 обратилась в уполномоченный орган с заявлением и приложением соответствующих документов, в котором указала об изменении площади спорного объекта с "7617,7 кв.м" на "7824,7 кв.м".
С учетом указанных изменений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, и на основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" поручено государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" осуществлен пересчет кадастровой стоимости: вместо 214 283 947,82 рублей она стала составлять 220 182 597,92 рублей.
Перерасчет утвержден актом названного бюджетного учреждения от 06.03.2020 N 331, соответствующие сведения внесены в ЕГРН 12.03.2020.
По информации, представленной Управлением Росреестра по Свердловской области (письмо от 17.08.2022 N 29-25819/22), кадастровая стоимость в размере 220 182 597,92 рублей в отношении спорного объекта применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2020.
Таким образом, при расчете налога на имущество за 2020 год по зданию с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 налоговый орган правомерно исходил из налоговой базы в размере 220 182 597,92 рублей.
Доводы налогоплательщика основаны на неверном толковании норм законодательства.
Как уже указано в постановлении, в соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Закона о кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕРГН, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (часть 4 статьи 15 Закона о кадастровой оценке).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области, опубликован 03.10.2019, то есть с соблюдением требованием пункта 1 статьи 5 НК РФ и, таким образом, подлежит применению при исчислении налога на имущество за 2020 год.
Как уже указано в постановлении, в соответствии с результатами кадастровой оценки, утвержденными этим Приказом, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 установлена в размере 214 283 947,82 рублей.
Увеличение данной стоимости до 220 182 597,92 рублей (по акту государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки от 06.03.2020 N 331) обусловлено лишь уточнением площади помещений в здании (часть 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке), а не утверждением новых результатов оценки в соответствии со статьями 15, 18 данного закона.
Заявитель ошибочно полагает, что акт учреждения от 06.03.2020 N 331 является нормативным актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и поэтому утвержденная им стоимость не может применяться с 01.01.2020.
В рассматриваемом случае актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости является Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500, который опубликован с соблюдением вышеуказанных норм НК РФ, Закона о кадастровой оценке и поэтому подлежит применению при исчислении налога на имущество с 01.01.2020.
Из приведенных выше норм также следует, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Аналогичный правовой подход применительно к земельному налогу изложен в письме Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247 и признан обоснованным решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N АКПИ19-305.
Учитывая изложенное, применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Законом о кадастровой оценке, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного решение суда об отказе заявителю в удовлетворении требований является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на их заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2023 года по делу N А60-69568/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69568/2022
Истец: Галоян Анаита Леоновна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ