г. Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А40-219607/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Вентарт Групп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-219607/22,
принятого в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Вентарт Групп" (ОГРН: 1097746772100, ИНН: 7717664008)
к Московской областной таможне (ОГРН: 1107746902251, ИНН: 7735573025)
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вентарт Групп" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне об оспаривании Постановления от 20.09.2022 по делу об административном правонарушении N 10013000-009511/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статье 19.7.13 КоАП РФ в части назначения наказания.
Решением от 02.02.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, постановлением Московской областной таможни от 20.09.2022 N 10013000-009511/2022 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Чаастью 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, обществом в июле 2022 осуществлен вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в рамках договора N 06-09/2022 от 22.06.2021, Счет-фактура (инвойс) N 0000-012496 от 22.07.2022 на общую сумму 66586.64 RUB.
В соответствии с вышеуказанными нормами права, дата представления Обществом статистической формы за отчетный период с 01.07.2022 по 31.07.2022 установлена не позднее 12.08.2022 включительно.
Таким образом, с 13.08.2022 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается неисполненной.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 254, части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза.
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистическим формам учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров. Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза, а также статистические формы учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 ст. 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (Правила) таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 9 Правил на ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" возложена обязанность по представлению в таможенный орган статистических форм не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров системный номер ED20220817163324940 (регистрационный номер 10013000/170822/С101218) за отчетный период июль 2022 года только 17.08.2022, что является нарушением срока, установленного законодательством РФ.
Согласно п. 16 Правил, утвержденных Постановлением N 891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
Каждая статистическая форма учета носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП России (Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ, вступил в законную силу 29.01.2017).
Материалами дела установлено и не оспаривается обществом, что ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров системный номер ED20220817163324940 (регистрационный номер 10013000/170822/С101218) за отчетный период июль 2022 года с нарушением срока, установленного законодательством РФ.
Из материалов дела также следует, что согласно справке из КПС "Правоохрана -Административные правонарушения" ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение срока предоставления статистической формы учета перемещения товаров (ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ).
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом минимальном размере санкции ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Общество считает, что штраф подлежит снижения и указывает кроме прочих на то обстоятельство, что ответственный за подачу статистических форм сотрудник в период с 28.07.2022 по 07.08.2022 находился в отпуске.
Между тем, в соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, поскольку все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работника - все это является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Таким образом, общество, зная, что лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению статформы, находится в отпуске, обязано было организовать надлежащим образом процесс подачи статформы с целью соблюдения возложенной на него законом обязанности.
Кроме того, согласно п. 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В рассматриваемом случае статформа подписана ЭЦП генерального директора Общества -Митронова Романа Николаевича.
Из п.1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее -Закон "Об электронной цифровой подписи") следует, что электронная подпись должна идентифицировать ее владельца.
Согласно п. 1 ст. 10 Закон "Об электронной цифровой подписи" при использовании усиленных электронный подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей электронный подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом не представлены внутренние документы организации, подтверждающие передачу ЭЦП другому лицу, а также уведомление, направленное удостоверяющему центру о применении такого решения и получению соответствующих разъяснений, предусмотренных Законом "О электронной цифровой подписи".
Исходя из анализа Закона "Об электронной цифровой подписи" передача ЭЦП невозможна. Предоставление прав на применение ЭЦП другому лицу не запрещено, однако, никак не регламентировано, но при этом владелец ЭЦП обязан оценивать потенциальные риски, которым он подвергается при предоставлении прав на ЭЦП.
На основании п. 2 ст. 13 Закона "Об электронной цифровой подписи" удостоверяющий центр информирует заявителей об условиях и о порядке использования ЭЦП, о рисках, связанных с использованием ЭЦП, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности ЭЦП и их проверки.
Поскольку, на основании Закона "Об электронной цифровой подписи" ЭЦП является аналогом собственноручной подписи, указанный закон не предусматривает возможность передачи права использования электронной подписи от ее владельца иному лицу. При использовании ЭЦП участники электронного взаимодействия обязаны, в том числе, обеспечивать конфиденциальность ключей электронной подписи, в частности, не допускать использование принадлежащих им ключей электронной подписи без их согласия.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Указанные заявителем в качестве малозначительности обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения и были учтены при назначении административного штрафа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-219607/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219607/2022
Истец: ООО "ВЕНТАРТ ГРУПП"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11938/2023