г. Вологда |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А05-13066/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2023 года по делу N А05-13066/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сийское" (ОГРН 1072903000136, ИНН 2919006299; адрес: 164646, Архангельская область, Пинежский район, поселок Сия, дом 12; далее - ответчик, общество) о взыскании 412 959 руб. 70 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2020 и 2021 годы, 1 610 руб. 54 коп. пеней, начисленных за период с 04.11.2022 по 16.11.2022 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2023 исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу министерства взыскано 412 959 руб. 70 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2020-2021 годы, 1342 руб. 12 коп. пеней, всего - 414 301 руб. 82 коп., а также пени, начисленные на сумму долга - 412 959 руб. 70 коп., исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная с 17.11.2022 по день фактической оплаты долга.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку законодательство не содержит положений, предусматривающих отказ в предоставлении субсидии за периоды, предшествующие текущему периоду.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, общество является теплоснабжающей организаций на территории муниципального образования "Сийское" муниципального образования "Пинежский муниципальный район".
Предоставление обществу средств субсидии в 2020 и 2021 годах осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
В соответствии Порядком министерством и обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения от 03.02.2020 N 85-Т (далее - договор на 2020 год) и от 02.02.2021 N 38-Т (далее - договор на 2021 год).
В соответствии с распоряжением министерства от 10.06.2022 N 486-р в отношении общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2020 и 2021 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.09.2022 N 203/06-06/105.
В ходе проведенной проверки министерство пришло к выводу о том, что обществом завышена потребность в средствах субсидии, в связи с чем сумма необоснованно полученных средств субсидии за проверяемый период составила 414 570 руб. 24 коп., в том числе: за 2020 год - 377 657 руб. 54 коп.; за 2021 год - 35 302 руб. 16 коп.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, министерство направило обществу требование о возврате средств субсидии от 14.10.2022 N 203/06-06/7175, в котором ответчику предложено в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 412 959 руб. 70 коп. средств субсидии.
Общество направило министерству возражения от 12.10.2022 /N 445 на акт проверки, которые министерством рассмотрены и отклонены (письмо от 03.11.2022 N 203/06-09/7717).
Поскольку требование о возврате средств субсидии не было исполнено, министерство обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика 412 959 руб. 70 коп. необоснованно полученных средств субсидии и 1610 руб. 54 коп. пеней за период с 04.11.2022 по 16.11.2022 и с 17.11.2022 по день фактической оплаты долга.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено пунктами 11, 17 Порядка, предоставление субсидии осуществляется министерством на основании заключенных с теплоснабжающими организациями договоров на текущий финансовый год после установления агентством экономически обоснованных тарифов и льготных тарифов.
В силу пункта 1 8 Порядка получатели субсидии ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства (далее - расчеты), в том числе путем заполнения соответствующих форм в государственной информационной системе Архангельской области "Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области".
Согласно пункту 19 Порядка объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
В случае выявления министерством нарушений получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также недостижения показателей результата предоставления субсидий и условий договора средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования (пункт 25 Порядка).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки министерством установлено, что обществом необоснованно включены в расчеты субсидии:
- за 2020 объемы тепловой энергии 114,494 Гкал на сумму 377 657 руб. 54 коп. по произведенными корректировкам начислений (доначислениям) за период с 2017 года по ноябрь 2019 года;
- за 2021 год объем тепловой энергии в размере 9,367 Гкал на сумму 35 302 руб. 16 коп., доначисленный в октябре 2021 года по лицевому счету N 00000895 за период с 2017 года по 2020 год.
В соответствии с Порядком предоставление субсидии осуществляется министерством на основании заключенных с теплоснабжающими организациями договоров на текущий финансовый год при соблюдении получателем субсидии ряда условий.
Исходя из положений Порядка, получатель субсидии в расчеты субсидии включает объемы тепловой энергии, поставленной населению и потребителям, приравненным к населению, в текущем финансовом году.
При этом, пунктом 3.3 договора на 2020 год предусмотрено, что в случае, если получателем субсидии в бухгалтерском учете текущего финансового года корректируются сведения об объемах тепловой энергии, поставляемой населению и потребителям, приравненным к населению, использованных для расчета размера субсидии за 2020 год, допускается соответствующая корректировка объемов тепловой энергии поставленной населению и потребителям, приравненным к населению, в расчетах за отчетный период текущего года.
Корректировка допускается за предыдущие отчетные месяцы текущего года, а также за декабрь предыдущего года и осуществляется по тарифам, установленным на период, соответствующий периоду, за который осуществляется корректировка.
Таким образом, условиями договора на 2020 год определены случаи и периоды корректировок, подлежащие субсидированию (корректировки текущего года и корректировки за декабрь предыдущего года).
В нарушение положений пункта 3.3 договора на 2020 год общество включило в расчеты субсидии объем тепловой энергии в количестве 114,494 Гкал в связи с произведенными корректировками начислений (доначислением) за поставленную льготной категории потребителе тепловую энергию в период с 2017 года по ноябрь 2019 года. Информация по корректировкам приведена в Приложении N 1 к акту проверки от 30.09.2022 N 23/06-06/105. Данное нарушение требований Порядка и условий договора на 2020 год привело к необоснованному получению обществом средств субсидии в размере 377 657 руб. 54 коп.
Порядок, в редакции, действовавшей в 2021 году, и договор на 2021 год не предусматривали возможность включения получателем субсидии в расчеты субсидии корректировок объема тепловой энергии за предыдущие годы.
При проверке установлено, что в расчет субсидии за 2021 год был включен объем тепловой энергии в количестве 9,367 Гкал, доначисленный в октябре 2021 года по лицевому счету N 00000895 за период с 2017 по 2020 год, что противоречит как требованиям Порядка, так и условиям договора на 2021 год и повлекло необоснованное получение средств субсидии в размере 35 302 руб. 16 коп.
Доводы жалобы о правомерности получения средств субсидии подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений Порядка и условий договоров на 2020 и 2021 годы.
Поскольку ответчик доказательств возврата средств субсидии в указанном размере не представил, требование министерства правомерно удовлетворено судом в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, пунктом 25 Порядка, пунктом 4.3.6 договора на 2020 год и пунктом 4.3.7.1 договора на 2021 год судом первой инстанции взысканы пени, начисленные на сумму долга 412 959 руб. 70 коп. за период с 04.11.2022 по 16.11.2022 (13 дней), в сумме 1342 руб. 12 коп. (412 959 руб. 70 коп. х 7,5%/300 х 13).
Поскольку ответчиком доказательств уплаты предъявленной истцом суммы долга не представлено, требование истца о взыскании с ответчика пеней в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы основного долга, за каждый день просрочки, начиная с 17.11.2022 по день фактической оплаты долга, также обоснованно удовлетворено судом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2023 года по делу N А05-13066/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13066/2022
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Сийское"