г. Ессентуки |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А61-2380/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., с участием от ответчика - индивидуального предпринимателя Пухаевой Циалы Константиновны - Рубаева Т.К. (доверенность от 25.03.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 31.01.2023 по делу N А61-2380/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Пухаевой Циале Константиновне (далее - предприниматель) об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 500 кв. м с кадастровым номером 15:09:0321001:2924 с разрешенным использованием для ведения садоводства (далее - земельный участок) с предоставлением 2 307 180 руб. возмещения и указании, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания.
Иск основан на положениях статей 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 11, 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Требования мотивированы необходимостью изъятия принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка для государственных (федеральных) нужд в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 15.10.2021 N 3669-р. Размер рыночной стоимости изымаемого земельного участка, а также размер улучшений земельного участка (реальный ущерб), подлежащих возмещению, определен учреждением на основании отчета об оценке от 11.02.2022 N 044-02/22, подготовленного ООО "Межевой земельный центр".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, ООО "Межевой земельный центр" и муниципальное образование г. Владикавказ в лице АМС г. Владикавказа.
Решением суда от 31.01.2023 иск удовлетворен, суд изъял земельный участок для государственных нужд путем прекращения права собственности предпринимателя на земельный участок, определив размер возмещения в сумме 3 560 500 руб. Суд указал, что решение является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в Управлении Росреестра. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок необходим учреждению для строительства автомобильной дороги. Процедура изъятия земельного участка соблюдена. Размер возмещения установлен на основании проведенной по делу судебной и дополнительной судебной оценочной экспертизы.
Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке. Податель жалобы просил указанный судебный акт отменить в части определения размера возмещения за изъятие земельных участков, ссылаясь на неправильное применение норм права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению учреждения, суд неправомерно отклонил ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы, поскольку экспертом использовался неактуальный источник информации. В экспертном заключении эксперт указывает площадь аналога N 2 как 5,2 сотки. Однако в тексте объявления о продаже аналога N 2 указан кадастровый номер, согласно данным публичной кадастровой карты фактическая площадь данного участка составляет 5,02 сотки. Неверные данные привели к ошибочным расчётам, что оказывает влияние на итоговую рыночную стоимость земельного участка, подлежащего изъятию. Эксперт не учёл реальный ущерб от потери улучшений (деревья, виноградник, забор), расположенных на изымаемом земельном участке. Таким образом, исследование по поставленным вопросам является неполным, а ответ на вопрос N 2 - некорректным. Несмотря на данные недостатки, суд в решении пришел к выводам о том, что заключение эксперта N 213-22э с учетом дополнительного экспертного заключения N 213-22э/доп является ясным и полным, содержат понятные и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы.
В отзыве и в судебном заседании представитель предпринимателя просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 25.12.2019 N 4492-р (с изменениями, внесенными распоряжением от 29.06.2021 N 2409-р) утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее - автодорога).
Пунктом 1 Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 15.10.2021 N 3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельного участка, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащий согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 17.08.2021 N КУВИ-002/2021-107342769 предпринимателю на праве собственности земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером 15:09:0321001:2924, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, СНО "Учитель", сад N 1128/3 (пункт 92 Приложения N 1 к распоряжению от 15.10.2021 N 3669-р).
Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0321001:2924 попадает в зону строительства объектов автодороги.
Пунктом 2 Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 15.10.2021 N 3669-р на учреждение возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке выполнения комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Учреждение направило предпринимателю уведомление от 21.10.2021 N 07/7216 о предстоящем изъятии в целях обеспечения реализации проекта земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2924.
На основании государственного контракта от 09.04.2021 N 50, заключенного между учреждением и ООО "Межевой земельный центр", произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2924.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2924 площадью 500 кв.м, включая размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчета об оценке ООО "Межевой земельный центр" от 11.02.2022 N 044-02/22, согласно которому денежная сумма, подлежащая уплате учреждением предпринимателю, составляет 2 307 180 руб., из которых 1 065 210 руб. - рыночная стоимость права собственности земельного участка, 1 241 970 руб. - убытки в виде реального ущерба, причиняемые изъятием земельного участка.
Письмом от 22.02.2022 N 07/1125 учреждение направило предпринимателю для подписания проект соглашения N 208 "Об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации", в пункте 3.1 которого предусмотрена выплата денежных средств предпринимателю в размере 2 307 180 руб.
Не подписание предпринимателем проекта соглашения послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, таким федеральным органом исполнительной власти является Росавтодор. Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу норм статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 данной статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения за изъятие (справедливого размера выкупной стоимости) земельных участков суд первой инстанции назначил оценочную экспертизу, поручив ее проведение эксперту ИП Мамаеву Сергею Петровичу, которым подготовлено заключение от 26.09.2022 N 213-22э.
По ходатайству предпринимателя суд первой инстанции назначил дополнительную оценочную экспертизу, поручив ее проведение эксперту ИП Мамаеву Сергею Петровичу, которым подготовлено заключение от 14.11.2022 N 213-22э/доп.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости определения размера возмещения за изымаемый земельный участок в соответствии с дополнительным экспертным заключением от 14.11.2022 N 213-22э/доп, которое признал надлежащим (достоверным, допустимым и относимым) доказательством по делу.
Суд первой инстанции исходили из того, что размер возмещения за изымаемый для государственных (федеральных) нужд земельный участок с кадастровым номером 15:09:0321001:2924 составляет 3 560 500 руб. В размер данного возмещения включается рыночная стоимость изымаемого земельного участка - 2 304 000 руб., и рыночная стоимость улучшений земельного участка (реальный ущерб) - 1 256 500 руб. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования учреждения, определив справедливое возмещение за изъятие в указанном размере.
Кроме того, в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Следует учесть, что размер возмещения, определенный результатами дополнительной судебной экспертизы, является наиболее актуальным и приближенным к моменту изъятия земельного участка.
Выражая свое несогласие в части определения размера возмещения за изъятие земельного участка, учреждение приводит доводы о том, что в экспертном заключении указана неверная площадь аналога N 2, что привело к неверным расчетам и неверной итоговой рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
Рассмотрев указанные доводы, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что выявленная истцом техническая ошибка свидетельствует о том, что экспертом аналогом указан более точный по площади земельный участок (502 кв.м), при этом площадь земельного участка предпринимателя составляет 500 кв.м. В этой связи экспертом был приведен аналог N 2 практически одинаковый (с разницей в 2 кв.м) по площади земельный участок, что подтверждает обоснованность выводов эксперта и применение верного сравнительного метода.
Доводы учреждения о том, что эксперт не учёл реальный ущерб от потери улучшений (деревья, виноградник, забор), расположенных на изымаемом земельном участке, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку противоречат представленной им же оценкой, данной в отчете ООО "Межевой земельный центр" от 11.02.2022 N 044-02/22 (т. 1 л.д. 42), поскольку в экспертном заключении имеется рыночная оценка по всем 11 позициям.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о недопустимости проведенной по делу дополнительной судебной экспертизы, а равно недостоверности содержащихся в заключении выводов.
При проведении дополнительной экспертизы в рамках настоящего дела эксперт руководствовался соответствующими нормативными документами, справочной и методической литературой. Профессиональная подготовка и квалификация эксперта, составившего экспертное заключение, не может вызывать сомнений, поскольку подтверждается приложенными к заключению документами об образовании. Ответы эксперта на поставленные судом и сторонами вопросы понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного дополнительного исследования, подтверждены фактическими данными. Компетентность эксперта документально подтверждена, дополнительное заключение соответствует всем требованиям действующего законодательства.
В дополнительном заключении отражены все предусмотренные статье 86 Кодекса сведения.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о соответствии экспертного заключения (дополнительного экспертного заключения) требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", законодательства об оценочной деятельности, а также требованиям земельного законодательства.
Лицами, участвующими в деле, отводов эксперту заявлено не было. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 3, 94).
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия не находит оснований для иной по сравнению с судом первой инстанции оценки представленных в дело документов, в связи с чем, доводы учреждения о несогласии с выводами эксперта, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 31.01.2023 по делу N А61-2380/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2380/2022
Истец: ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства
Ответчик: Пухаева Циала Константиновна
Третье лицо: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, ООО "Межевой земельный центр", Управление Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, Скрипникова Анастасия Михайловна