город Воронеж |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А35-5319/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от акционерного общества "ГМС Ливгидромаш" (ОГРН 1025700514476, ИНН 5702000265, далее - АО "ГМС Ливгидромаш", общество или заявитель):
от Курской таможни (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434, далее - таможня, таможенный орган): |
Шамрина Е.А. -представитель по доверенности от 01.12.2021 N 35/21-ЛГМ, Писарева Г.А. - представитель по доверенности от 24.12.2021 N 36/21-ЛГМ;
Агаркова Е.А. - представитель по доверенности от 09.01.2023 N 04-34/3, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 09.01.2023 по делу N А35-5319/2022, принятое по заявлению АО "ГМС Ливгидромаш" к Курской таможне о признании незаконным решения от 28.04.2022 N 10108000/280422/0000135 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10108082/130519/0001992 от 13.05.2019 об обязании вернуть таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГМС Ливгидромаш" обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Курской таможне о признании незаконным решения от 28.04.2022 N 10108000/280422/0000135 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10108082/130519/0001992 от 13.05.2019 об обязании вернуть таможенные платежи.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.01.2023 по делу N А35-5319/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Курской таможни от 28.04.2022 N 10108000/280422/0000135 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 13.05.2019 N 10108082/130519/0001992.
На Курскую таможню возложена обязанность вернуть акционерному обществу "ГМС Ливгидромаш" таможенные платежи в общей сумме 1 931 рублей 90 копеек, из них: 1 607 рублей 95 копеек - доплата таможенных платежей, 323 рублей 95 копеек - пени.
Не согласившись с указанным решением, Курская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что выводы, положенные в основу решения, противоречат положениям таможенного законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным.
Курская таможня явку представителя в судебное заседания не обеспечило.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 07.04.2023.
В продолженном судебном заседании представитель таможни поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители общества поддержали ранее высказанную правовую позицию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках контракта от 10.06.2017 N 000038/23, заключенного между АО "ГМС Ливгидромаш" (Покупатель) и Фирмой "Апполо Гесниц ГмбХ" Германия (Поставщик) с учетом спецификации N 3 от 18.02.2019 к Контракту на поставку (т. 1 л.д. 17-20), был ввезен и задекларирован товар - запасные части - плунжеры к насосу трехплунжерному кривошипному горизонтальному АС-ЗЛПНА в количестве 3 штук на общую сумму 3500 евро по ДТ N 10108082/130519/0001992.
В соответствии с условиями Спецификации от 18.02.2019 N 3 к Контракту поставка Товара осуществлялась на условиях FCA г. Гесниц Германия (ИНКОТЕРМС 2010) (т. 1 л.д. 21).
05.05.2019 товар был отгружен в адрес АО "ГМС Ливгидромаш" на основании счета на отгрузку (Shipping invoice) от 26.04.2019 N 6406463, упаковочного листа (Packing List) от 26.04.2019 N 6406463 и международной транспортной накладной CMR от 08.05.2019 N 54 (т. 1 л.д. 28-30).
Доставку Товара осуществляло ООО "Гермес" г. Псков (Экспедитор) в соответствии с договором транспортной экспедиции N 4 от 20.09.2018, на основании заявки на перевозку б/н от 24.04.2019 (т. 1 л.д. 22-25).
Согласно декларации на товары N 10108082/130519/0001992 от 13.05.2019 АО "ГМС Ливгидромаш" была определена общая таможенная стоимость Товара в размере 286 508,10 руб., включая стоимость перевозки Товара по маршруту г. Гесниц (Германия) - граница РФ, пограничный пункт Котловка, в размере 29 966,41 руб. (т. 1 л.д. 31 - 32).
Таможенная стоимость в размере 286508,10 руб. сложилась из: 3510 евро - стоимость Товара, в соответствии со счетом на отгрузку (Shipping invoice) от 26.04.2019 N 6406463; 410 евро - стоимость транспортных услуг по маршруту г. Гесниц (Германия) - граница РФ, пограничный пункт Котловка, в соответствии со счетом на оплату услуг экспедитора N 44 от 06.05.2019 (т. 1 л.д. 27).
Из пояснений заявителя следует, что при декларировании расходы на оплату услуг Экспедитора по доставке Товара по маршруту: пограничный пункт Котловка - г. Орел (Россия) в таможенную стоимость Товара не включались в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В таможенную стоимость Товара по декларации на товары N 10108082/130519/0001992 от 13.05.2019 АО "ГМС Ливгидромаш" были включены расходы на перевозку Товара по маршруту г. Гесниц (Германия) - граница РФ, пограничный пункт Котловка, в размере 29966,41 руб.
Таким образом, при таможенном декларировании товаров Обществом в структуру таможенной стоимости товара включена сумма расходов по перевозке (транспортировке) товара до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС согласно договору N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018.
Для подтверждения заявленных транспортных расходов по доставке товаров по от 13.05.2019 ДТ 10108082/130519/0001992 АО "ГМС Ливгидромаш" были предоставлены: договор N 4 от 20.09.2019, заключенный между АО "ГМС Ливгидромаш" (Заказчик) и ООО "Гермес" (Экспедитор); счет на оплату N 44 от 06.05.2019 услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров, выставленный ООО "Гермес" в адрес АО "ГМС Ливгидромаш".
В ходе таможенной проверки Курской таможней в адрес ООО "Гермес" было направлено письмо о предоставлении информации от 21.01.2022 N 21-15/1023 (т. 2 л.д. 170), согласно которому были запрошены копии договора на перевозку грузов N 4 от 20.09.2018, счета на оплату услуг по перевозке, заявки, документы по страхованию груза (в случае страхования), акты выполненных работ, платежные документы по оплате услуг по экспедированию груза, транспортные накладные, в том числе относительно перевозки товара по CМR N 54 от 05.03.2019 на автомобиле JМВ 752.
В ответ на данный запрос ООО "Гермес" направило ответ от 31.01.2022 N 205, согласно которому сообщило, что Обществом в 2019 году осуществлялись грузоперевозки из стран ЕС в адрес грузополучателя - АО "ГМС Ливгидромаш" в рамках договора N 4 от 20.09.218, в том числе транспортным средством а/м JМВ 752: заявка б/н от 24.04.2019, счет N 44 от 06.05.2019, счет N 9874 от 24.05.2019, CМR N 54 от 05.03.2019.
ООО "Гермес" сообщило, что доставку грузов осуществляла компания UAB "Transkomsta" (г. Вильнюс, Литва) в рамках договора N 4 от 16.08.2018 (фактически копию данного договора к ответу на запрос представлена не была).
ООО "Гермес" пояснило, что распределение транспортных расходов до границы ЕАЭС и после указаны в счетах для АО "ГМС Ливгидромаш". ООО "Гермес" были представлены копии заявки от 24.04.2019, счета на оплату N 44 от 06.05.2019, счет-фактура от 24.05.2019, выставленный UAB "Transkomsta" в адрес ООО "Гермес".
Таможенным органом в адрес UAB "VILDEJA" направлен запрос о предоставлении информации от 25.10.2021 N 48-27/1610-6, согласно которому были запрошены следующие документы относительно перевозки груза по CМR N 54 от 05.03.2019 на автомобиле JМВ 752: документы, на основании которых были задействованы автотранспортные средства (договоры перевозки, экспедиции, счета-фактуры, накладные, заявки на перевозку); товаросопроводительные и коммерческие документы на перевозимые товары (накладные, CМR, упаковочные листы, счета, инвойсы); - документы, подтверждающие оплату за использование автотранспортных средств (счета, выписки, акты выполненных работ, банковские платежные документы); договора (контракты) с третьими лицами, заключенные в целях реализации услуг, оказываемых при поставках товаров в адрес АО "ГМС "Ливгидромаш"; иные документы и сведения в отношении рассматриваемых поставок, которые может представить перевозчик.
На дату принятия оспариваемого решения, ответ от UAB "VILDEJA" на запрос таможенного органа не поступил.
В ходе таможенной проверки АО "ГМС Ливгидромаш" в ответ на запрос таможенного органа от 04.10.2021 N 48-27/15042 был предоставлен N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018, заключенный между АО "ГМС ЛИВГИДРОМАШ" (Клиент) и ООО "Гермес" (Экспедитор). В ходе проведения проверки таможенным органом установлено, что услуги экспедитора при организации перевозки груза относятся ко всей перевозке в целом и не могут быть разделены на части, согласно акту выполненных работ от 20.05.2019 N 44 возмещаемые расходы по экспедированию груза поименованы без разбивки маршрута и стоимости перевозки на составляющие части.
При проведении таможенной проверки, Курской таможней установлено, что ООО "Гермес" для доставки товаров привлекал экспедитора UAB "Transkomsta".
Счет-фактура (инвойс) от 24.05.2019, выставленный UAB "Transkomsta" в адрес ООО "Гермес", содержит единую иную сумму в размере 380 евро за перевозку груза по маршруту г. Гесниц (Германия) - г. Орел (Россия).
Разбивка на составные части маршрута и стоимости доставки отсутствует. В то время как фактическим перевозчиком являлось UAB "VILDEJA", о чем свидетельствует CMR N 54, заявленная в ДТ.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки Курская таможня пришла к выводу, что представленные обществом при таможенном декларировании товаров и при проведении таможенной проверки счета, счета-фактуры, акты выполненных работ экспедитора подтверждают факт оказания экспедитором посреднических услуг при организации доставки товаров, однако не подтверждают фактически понесенные расходы по непосредственно перевозке (транспортировке) товаров в части структуры данных расходов.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения Курской таможней оспариваемого решения по внесению изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Не согласившись с указанным решением, АО "ГМС Ливгидромаш" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд Курской области пришёл к выводу, что представленные обществом документы в подтверждение спорных расходов по ДТ позволяют установить их стоимость как до места прибытия на территорию Союза, так и после прибытия на таможенную территорию Союза, не содержат противоречий, указывающих на необоснованность либо документальную неподтвержденность данных расходов.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
Согласно части 2 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе).
Положения ТК ЕАЭС применяются к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу (часть 1 статьи 444 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами: 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пунктам 9, 10, 11, 13, 14, 15 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом; определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов. Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
На основании пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления в виде расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза (подпункт 4) и в виде расходов на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза (подпункт 5).
В пункте 3 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
В силу пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально: 1) расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование; 2) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией; 3) пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Из изложенного следует, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза при условии, что: они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате; заявлены декларантом (таможенным представителем); подтверждены документально.
Действующее таможенное законодательство не содержит заранее установленного перечня документов, которые представляются при декларировании товаров для целей подтверждения соблюдения условий, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Соблюдение данных условий может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей гражданско-правовых договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров.
Определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
В случае если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу, непредставление указанных документов не может являться единственным основанием для перерасчета таможенной стоимости товара.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
На основании пункта 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
В силу пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Как установлено судом и следует из материалов дела, товары ввезены из Германии на условиях поставки FCA в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 10.06.2017 N 000038/23, заключенного АО "ГМС Ливгидромаш" с Фирмой "Апполо Гесниц ГмбХ" (Германия).
Таможенная стоимость товаров, задекларированного по спорной ДТ товара, была определена и заявлена обществом по методу 1 "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, указанных в статье 10 ТК ЕАЭС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что перевозка (транспортировка) ввозимого товара осуществляется в рамках договора N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018, заключенного между АО "ГМС Ливгидромаш" (Клиент) и ООО "Гермес" (Экспедитор). Условиями договора предусмотрено, что Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента всеми видами транспорта (п. 1.1 Договора).
Экспедитор обязуется организовать выполнение следующих услуг: организацию перевозки грузов, принадлежащих Клиенту или третьим липам, указанным Клиентом; проверку количества тарных мест и состояния упаковки Груза; транспортировку груза до места, указанного Клиентом; заключение от своего имени договоров перевозки с третьими лицами; по поручению Клиента предоставляет услуги по организации страхового покрытия путем заключения договора страхования груза (п. 1.2 Договора). Экспедитор оказывает услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, в соответствии с поручением экспедитору (Приложение N 1), представленным клиентом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Поручение экспедитору, переданное по факсу или эл. почте имеет силу оригинала (пункт 1.3. договора).
На каждую отдельную загрузку оформляется поручение экспедитору, содержащее описание условий и особенностей конкретной перевозки с обязательным проставлением подписи уполномоченного представителя и штампа своего предприятия и являющийся приложением к настоящему договору.
Поручение экспедитору может быть передано экспедитору по электронной почте или по факсу, при условии, что такая связь позволяет достоверно установить, что документ исходит от клиента (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.1 договора клиент указывает в поручении экспедитору следующую информацию: точные адреса мест погрузки, выгрузки груза; дата и время подачи автомобиля под погрузку; достоверные и полные данные о характере груза; сведения о маркировке, весе и объеме груза; адреса отправителя и получателя груза с указанием контактных телефонов; срок доставки груза получателю; сумма стоимости перевозки; другие особенности перевозки конкретного груза. Условия, оговоренные в конкретном поручении экспедитору, имеют преимущественное право по отношению к условиям настоящего договора (пункт 2.2 договора).
В силу пункта 6.1 Договора расчеты между клиентом и экспедитором за транспортноэкспедиционное обслуживание по внутри российском и международном направлениях производятся на основании письменно согласованной ставки фрахта, указанной в поручении экспедитору.
Под термином "ставка" для условий настоящего договора понимается стоимость перевозки, перегрузки, расходов по обеспечению таможенного транзита и вознаграждение экспедитора. Вознаграждение экспедитора определяется как разница между суммой выплаченной клиентом экспедитору и суммой оплаченной экспедитором третьим лицам, участвующим в процессе перевозки груза по каждому поручению клиента (пункт 6.3 договора).
Пунктом 6.4 Договора установлено, что оплата оказанных услуг осуществляется Клиентом в российских рублях не позднее 20 банковских дней с момента предоставления оригиналов счета, акта выполненных услуг, счета-фактуры за оказанные услуги и ТТН (CMR) с отметкой грузополучателя. Моментом окончания оказанных услуг является дата выставления счета, акта выполненных услуг и счета-фактуры за оказанные услуги, которая совпадает с датой выгрузки, указанной в ТТН (CMR).
Счет, счет-фактура и акт выполненных услуг на оплату оказанных услуг направляется Экспедитором по факсу или электронной почте не позднее 3 рабочих дней после даты выгрузки груза. Оригинальный бухгалтерский пакет документов (счёт, счёт-фактура, акт выполненных работ, ТТН (CMR) доставляется в течение 14 рабочих дней.
В случае, если в пятидневный срок, после получении оригиналов бухгалтерских документов Экспедитора, Клиент не предоставит в письменном виде мотивированный отказ от утверждения услуг Экспедитора и подписания Акта, услуги Экспедитора считаются принятыми Клиентом и акт подписанным. Таким образом, исходя из буквального толкования условий договора N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018, в обязанности Экспедитора входила организация транспортировки перевозимого товара за счет Клиента, при этом заключение договоров перевозки с третьими лицами - непосредственными перевозчиками Экспедитор осуществлял от своего имени.
Условия договора также определяли, что на каждую отдельную загрузку оформляется поручение экспедитору, содержащее описание условий и особенностей конкретной перевозки (п. 1.4 договора).
Пункт 2.1 договора определял, что клиент указывает в поручении экспедитору следующую информацию: точные адреса мест погрузки, выгрузки груза; дата и время подачи автомобиля под погрузку; достоверные и полные данные о характере груза; сведения о маркировке, весе и объеме груза; адреса отправителя и получателя груза с указанием контактных телефонов; срок доставки груза получателю; сумма стоимости перевозки; другие особенности перевозки конкретного груза.
В ходе судебного заседания установлено, что в рамках рассматриваемой поставки АО "ГМС Ливгидромаш" во исполнение условий договора о направлении поручения экспедитору была направлена заявка от 24.04.2019 (к договору N 4 от 20.09.2018), согласно которой подана заявка на подачу автотранспорта 26-29.04.2019 для перевозки груза - плунжеры, общая сумма брутто 60 кг., от адреса: "Аполло Гессниц ГМБХ" г. Гесниц, Вальтер -Рабольд-Штрассе, 26, Германия; место таможенной очистки: Курская таможня, ОТО и ТК N 2 Орловский т/п (10108082), СВХ ООО "ДАЛК", г. Орел, ул. Раздольная, 105; разгрузка по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Раздольная, 105. Стоимость перевозки 520 Евро.
Таможенный орган в ходе рассмотрения дела ссылался на то, что данная заявка не содержит разбивки по стоимости перевозки (транспортировки) ввозимого товара до и после границы Союза, а изначально содержит указание общей стоимости перевозки в размере 520 Евро, которая в последствии и была выставлена Экспедитором в счете на оплату N 44 от 06.05.2019.
В рассматриваемом случае в заявке от 24.04.2019 (к договору N 4 от 20.09.2018) были оговорены все необходимые условия, предусмотренные, в том числе, пунктом 2.1 договора, а именно: точные адреса мест погрузки, выгрузки груза; адреса отправителя и получателя груза с указанием контактных телефонов (от адреса: "Аполло Гессниц ГМБХ" г. Гесниц, Вальтер -Рабольд-Штрассе, 26, Германия; контактное лицо и телефонный номер указаны; место таможенной очистки: Курская таможня, ОТО и ТК N 2 Орловский т/п (10108082), СВХ ООО "ДАЛК", г. Орел, ул. Раздольная, 105; разгрузка по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Раздольная, 105); дата и время подачи автомобиля под погрузку; срок доставки груза получателю (подача автотранспорта 26-29.04.2019 для перевозки); достоверные и полные данные о характере груза; сведения о маркировке, весе и объеме груза (груз - плунжеры (ящик 700х350х200 мм), общая сумма брутто 60 кг.); сумма стоимости перевозки (Стоимость перевозки 520 Евро).
Для подтверждения заявленных расходов по доставке товаров по ДТ 10108082/130519/0001992 от 13.05.2019 АО "ГМС Ливгидромаш" были предоставлены договор N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018, заключенный между АО "ГМС Ливгидромаш" (Заказчик) и ООО "Гермес" (Экспедитор); заявка от 24.04.2019, счет N 44 от 06.05.2019 на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров, выставленный ООО "Гермес" в адрес АО "ГМС Ливгидромаш".
Так, в счете на оплату N 44 от 06.05.2019 оказанные услуги поделены на две позиции:
1) транспортные услуги, согласно заявке б/н от 24.04.2019 а/м JМВ 752 по маршруту г. Гесниц (Германия) - гр. ТС, п/п Котловка, цена 410 Евро;
2) транспортные услуги, согласно заявке б/н от 24.04.2019 а/м JМВ 752 по маршруту гр. ТС, п/п Котловка - г. Орел, ценам 110 Евро; Всего 520 Евро.
Согласно Акту N 49 от 20.05.2019 стоимость транспортных услуг, согласно заявке б/н от г. Гесниц (Германия) - г. Орел (Россиия) составили 37 568 руб. 13 коп. АО "ГМС Ливгидромаш" оплатило услуги экспедитора по доставке груза в размере 37568,13 руб. платежным поручением N 5639 от 20.05.2019 (т. 1 л.д. 33).
Таким образом, таможенная стоимость задекларированного товара в размере 286508,10 руб. сложилась из: 3510 евро - стоимость Товара, в соответствии со счетом на отгрузку (Shipping invoice) от 26.04.2019 N 6406463; 410 евро - стоимость транспортных услуг по маршруту г. Гесниц (Германия) - граница РФ, пограничный пункт Котловка, в соответствии со счетом на оплату услуг экспедитора N 44 от 06.05.2019 (т. 1 л.д. 27).
Принимая во внимание, условия договора N 4 транспортной экспедиции от 20.09.2018, а также представленные декларантом документы, суд приходит к выводу о том, что декларантом документально подтверждена задекларированная таможенная стоимость и право, предусмотренное п.п. 4 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, на включение в таможенную стоимость расходов по транспортировке (перевозке) товара до границы Союза.
Ссылки таможенного органа на то, что Акт выполненных работ N 49 от 20.05.2019 не содержит разбивки по стоимости оказанных транспортных услуг до и после границы Союза, подлежат отклонению, поскольку данная разбивка содержится в счете на оплату N 44 от 06.05.2019.
То обстоятельство, что транспортные расходы был оплачены Декларантом общей стоимостью одним платежным поручением от 20.05.2019 N 5639, также не опровергают возможность разделения понесенных транспортных расходов до и после границы Союза при наличии счета на оплату от 06.05.2019 N 44.
Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о спорных расходах, относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом не представлено.
Таким образом, при декларировании товара обществом добросовестно представлены надлежащие расчеты, содержащие идентификацию груза, сведения об отправке, вес груза.
Доводы таможенного органа о том, что разделение расходов, связанных с перевозкой товаров, до места прибытия на территорию ЕАЭС и от места прибытия на таможенную территорию Союза, заявителем документально не подтверждено, отклоняются.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов).
Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Таким образом, в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров на основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС подлежит определению таможней с использованием иных методов.
Сделанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в определении от 25.05.2022 по делу N А08-359/2021.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что декларантом в полном объеме выполнены условия о выделении из цены, фактически подлежащей уплате, расходов по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, которые являются количественно определенными и достоверными, подтверждены документально для правомерного принятия таможенной стоимости товаров.
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с указанным кодексом и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Материалами дела подтверждается, что АО "ГМС Ливгидромаш" уплатило доначисленные в соответствии с решением от 13.05.2019 таможенные платежи в общем размере 1931 рублей 90 копеек, из них: 1 607 рублей 95 копеек - доплата таможенных платежей (НДС) и 323 рублей 95 копеек - пеня (т. 1 л.д. 38).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обоснованным избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенных прав заявителя в виде возложения на Курскую таможню обязанности произвести возврат уплаченных обществом таможенных платежей в связи с их доначислением на основании оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.01.2023 по делу N А35-5319/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Курской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5319/2022
Истец: АО "ГМС Ливгидромаш"
Ответчик: Курская таможня
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд