г. Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А40-156291/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департаменту городского имущества города Москвы, Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 г. по делу N А40-156291/22 по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании 4 545 руб. 08 коп.
при участии в судебном заседании: от истца Новицкая Н.В. (по доверенности от 04.02.2022 г.); от ответчика Михнев М.П. (по доверенности от 22.12.2022 г.)
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614 за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. в размере 4 545 руб. 08 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 02.04.2022 г. по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 г. исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в размере 4 545 руб. 08 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения за период с 02.10.2022 г. по день её оплаты, в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды, в остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Также не согласившись с принятым судом первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда изменить в части начального срока начисления процентов за пользование чужими денежными средствами по п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования в части начального срока (02.04.2022 г.) начисления процентов за пользование чужими денежными средствами по п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Стороны против удовлетворения апелляционных жалоб друг друга возражали, ответчик представил отзыв.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы, далее - арендодатель, ответчик) и ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (в настоящее время - ПАО "Россети Московский Регион", далее - арендатор, истец) заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке от 29.06.2012 г. N М-04-037614 (далее - договор), предметом которого является предоставление в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации сооружений опор линии электропередачи земельного участка, состоящего из десяти обособленных участков: с кадастровым номером 77:04:0004029:1034, площадью 45 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1035, площадью 133 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1037, площадью 91 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1038, площадью 47 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1039, площадью 122 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1040, площадью 28 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1041, площадью 46 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1042, площадью 44 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1043, площадью 44 кв.м.; с кадастровым номером 77:04:0004029:1044, площадью 60 кв.м., (далее - участок) общей площадью 660 кв.м., из состава земель населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: город Москва, улица Чагинская, владение 2 (п. 1.1. договора).
Впоследствии по указанному договору между ПАО "Россети Московский Регион" и ПАО "ФСК ЕЭС" было заключено соглашение об уступке прав и обязанностей от 25.12.2020 г. N 2030-14-3411/20001 по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614, согласно которому ПАО "Россети Московский Регион" передала (уступила), а ПАО "ФСК ЕЭС" приняла на себя права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614.
Затем между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ПАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) было подписано дополнительное соглашение от 30.09.2021 г. к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 29.06.2012 г. N М-04-037614 (далее - дополнительное соглашение от 30.09.2021 г.), согласно которому в соответствии с соглашением от 25.12.2020 г. об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614 в силу ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации права и обязанности по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614 в полном объеме переходят в арендатору - ПАО "ФСК ЕЭС" с 23.06.2021 г. (п. 1 дополнительного соглашения).
В приложении N 1 к вышеназванному дополнительному соглашению от 30.09.2021 г. "Арендная плата ФЛСNМ-04-037614" в разделе 1 "Исходные данные для расчета ежегодной арендной платы" и в разделе 2 "Размер ежегодной арендной платы за земельный участок" предусмотрено, что с 23.06.2021 г. годовой размер арендной платы за земельный участок рассчитывается исходя из ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 22 578 руб. 73 коп.
По условиям заключенного договора изменение размера арендной платы осуществляется на основании уведомления арендодателя об изменении размера арендной платы.
Согласно дополнительному соглашению от 30.09.2021 г. годовой размер арендной платы на 2021 г. рассчитывается исходя из ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка и составляет 22 578 руб. 73 коп. (1 505 248 руб. 80 коп. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5%).
Согласно п. 3.1. приложения N 1 "Арендная плата ФЛС N М-04-037614" к договору арендная плата за землю уплачивается ежеквартально равными долями.
Таким образом, ежеквартальный размер арендной платы в 2021 г. составляет 5 644 руб. 68 коп., исходя из расчета: 22 578 руб. 73 коп. (годовой размер арендной платы) : 4 квартала = 5 644 руб. 68 коп.
Соответственно общая сумма арендной платы, рассчитанная согласно условиям заключенного договора, за период с 23.06.2021 г. по 31.12.2021 г. составляет 11 785 руб. 60 коп., исходя из расчета:
за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2021 г. размер арендной платы составляет 496 руб. 24 коп. (= 5 644 руб. 68 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) : 91 календарный день (апрель, май, июнь 2021 г.) х 8 календарных дней (период с 23.06.2021 г. по 30.06.2021 г.);
за 3, 4 кварталы 2021 г. размер арендной платы составляет 11 289 руб. 36 коп.
(= 5 644 руб. 68 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) х 2 квартал).
В соответствии с уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 01.03.2022 г. N 33-6-68158/22-(0)-1, согласно которому годовой размер арендной платы на 2022 г. составляет 23 938 руб. 79 коп. исходя из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, ежеквартальный размер арендной платы в 2022 г. составляет 5 984 руб. 70 коп., исходя из расчета: 23 938 руб. 79 коп. (годовой размер арендной платы) : 4 квартала = 5 984 руб. 70 коп.
Соответственно общая сумма арендной платы, рассчитанная согласно условиям заключенного договора, за 1, 2 кварталы 2022 г. составляет 11 969 руб. 40 коп., исходя из расчета:
за 1, 2 кварталы 2022 г. размер арендной платы составляет 11 969 руб. 40 коп.
(5 984 руб. 70 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) х 2 квартал).
Таким образом, в соответствии с условиям заключенного договора (при расчете годового размера арендной платы исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка) годовой размер арендной платы за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. составляет 23 755 рублей (=11 785 руб. 60 коп. (период с 23.06.2021 г. по 31.12.2021 г.) + 11 969 руб. 40 коп. (1, 2 квартал 2022 г.)).
Как указывает истец, ПАО "ФСК ЕЭС" за указанный период произвело оплату арендной платы по договору на общую сумму 23 755 руб.
Согласно письму ПАО "ФСК ЕЭС" от 25.03.2022 г. N Ц1/3/458 "О зачислении денежных средств" последнее просило Департамент городского имущества города Москвы зачесть суммы, оплаченные платежными поручениями от 04.10.2021 г.
N 189153 на сумму 2 286 руб. 90 коп., от 12.11.2021 г. N 219555 на сумму 2 286 руб.
90 коп., от 12.11.2021 г. N 219556 на сумму 2 286 руб. 90 коп., от 12.11.2021 г.
N 219557 на сумму 2 286 руб. 90 коп. на финансово-лицевой счет N М-04-03 7614-002 за период с 23.06.2021 г. по 31.12.2021 г.
В справке Департамента городского имущества города Москвы на 22.04.2022 г. о состоянии финансово-лицевого счета N М-04-037614-002 по договору аренды от 29.06.2012 г. N М - 04 - 037614 указано, что денежные средства, перечисленные платежными поручениями в вышеназванном письме ПАО "ФСК ЕЭС" от 25.03.2022 г. N Ц1/3/458, были зачислены по договору аренды земельного участка.
Таким образом, в соответствии с условиями заключенного договора арендатор выплатил арендодателю за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. общую сумму арендной платы за земельный участок размере 23 755 руб.
Вместе с тем, с 01.03.2015 г. размер арендной платы подлежит определению с учетом норм права и в соответствии с Приказом N 507, принятым на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, не должен превышать установленную для города федерального значения - Москвы - 28 руб. 48 коп. за 1 кв. м. в год. 215 816 кв. м., годовая арендная плата не должна превышать 18 796 руб. 68 коп. (= 660 кем х 28 руб. 48 коп.).
Отсюда следует, что ежеквартальный размер арендной платы составляет 4 699 руб. 20 коп., исходя из расчета: 18 796 руб. 68 руб. (годовой размер арендной платы) : 4 квартала = 4 699 руб. 20 коп.
Следовательно, за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. аренды земельного участка сумма арендной платы согласно вышеназванным нормам действующего законодательства Российской Федерации составляет 7 683 049 руб. 60 руб., из которых:
2021 г. (за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2021 г.): 413 руб. 12 коп. (= 4 699 руб.
20 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) : 91 календарный день (апрель, май, июнь 2021 г.) х 8 дней (период с 23.06.2021 г. по 30.06.2021 г.);
2021 г. (за 3,4 кварталы): 9 398 руб. 40 коп. (= 4 699 руб. 20 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) х 2 квартала);
2022 год (за 1, 2 кварталы 2022 г.): 9 398 руб. 40 коп. (= 4 699 руб. 20 коп. (ежеквартальный размер арендной платы) х 2 квартала).
Соответственно, согласно вышеназванным нормам действующего законодательства Российской Федерации сумма арендной платы за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. составляет 19 209 руб. 92 коп. (= 413 руб. 12 коп. + 9 398 руб. 40 коп. + 9 398 руб. 40 коп.).
Таким образом, по расчету истца, сумма переплаты арендной платой (неосновательного обогащения) по договору за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. составляет 4 545 руб. 08 коп. (= 23 755 руб. (оплаченная сумма арендной платы за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г.) - 19 209 руб. 92 коп. (сумма арендной платы, подлежащая оплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за указанный период), в том числе исходя из:
2021 г. (за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2021 г., 3, 4 кварталы): сумма переплаты (неосновательного обогащения) составила 1 974 руб. 08 коп. (= 11 785 руб. 60 коп. (оплаченная сумма арендной платы за указанный период) - 9 811 руб. 52 коп.
(= 413 руб. 12 коп. + 9 398 руб. 40 коп., сумма арендной платы, подлежащая оплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за указанный период);
2022 г. (1, 2 кварталы): сумма переплаты (неосновательного обогащения) составила 2 571 руб. (= 11 969 руб. 40 коп. (оплаченная сумма арендной платы за указанный период) - 9 398 руб. 40 коп. (сумма арендной платы, подлежащая оплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за указанный период).
Доказательств возврата истцу денежных средств в размере 4 545 руб. 08 коп. ответчиком не представлено.
На основании п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.04.2022 г. по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены частично, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности иска в части требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка от 29.06.2012 г. N М-04-037614 за период с 23.06.2021 г. по 30.06.2022 г. в размере 4 545 руб. 08 коп.; требование о взыскании процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворено с учетом моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. N 497, за период с 02.10.2022 по день её оплаты, в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалоб, исходя из следующего.
Ответчик указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание и не дал оценки коэффициенту инфляции с 01.01.2021 г. - 47 руб. 19 коп. и с 01.01.2022 г. - 49 руб. 08 коп., с учетом которого необходимо было рассчитать арендную плату.
Однако данный довод подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
С 01.03.2015 г. Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой VI. "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Согласно действующей с 01.03.2015 г. ч. 1 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, названным Кодексом и другими федеральными законами.
В связи с этим расчет арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 39.7. Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 утверждены: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что они (Правила) определяют, в частности, способы расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные и на территории Российской Федерации.
Согласно абзацам 5 и 9 п. 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в п.п. 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений (абзац 5); гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики (абзац 9).
В силу п. 9 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Во исполнение вышеизложенного п. 5 Правил Министерство экономического развития Российской Федерации установило приказом от 22.09.2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507) ставку арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами (п. 1).
Однако п. 2 приказа N 507 предусмотрено, что ставка арендной платы, установленная п. 1 приказа N 507, не должна превышать предельных ставок арендной платы, соответствующих земельных участков, утвержденных приказом N 507. Такая предельная ставка арендной платы для города федерального значения - Москвы утверждена в размере 28 руб. 48 коп за 1 кв. м.
Кроме того, ч. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, в том числе федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетики" объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства определены как линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 23.11.2005 г. N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой (общероссийской) электрической сети", в перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть внесены сведения о ПС 500кВ "Чагино" N 510 (раздел ОАО "Мосэнерго" подраздел "Подстанции" пункт 3 "ПС 500кВ "Чагино" N 510).
Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 03.08.2017 г.
N Д23и-4572 "О порядке расчета арендной платы" размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленных для размещения объектов электроэнергетики, рассчитывается в соответствии с порядком определения арендной платы, установленным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, но не может превышать предельной ставки арендной платы, установленной Приказом N 507 для конкретного субъекта Российской Федерации.
Ограничение размера арендной платы связано с особым характером объектов электроэнергетики. Рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (постановление ВАС от 02.02.2010 г. N 12404/09).
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Утвержденные же этим постановлением Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (п. 1 Правил).
Вместе с тем, согласно принципу экономической обоснованности, установленному вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
При этом, принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных на одном населённом пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми публичными образованиями, за исключением случаев иных ставок непосредственно федеральными законами.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчика, арендная плата для земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая вышеизложенное, согласно приказу Минэкономразвития от 22.09.2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" арендная плата должна рассчитываться, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но при этом не должна превышать предельной ставки установленной для города Москвы в размере 28,48 рублей за 1 кв. м. в год. Иной расчет арендной платы противоречит действующему законодательству, следовательно, применению не подлежит.
Ответчик в жалобе также указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводу Департамента о ненадлежащем способе защиты права. Между сторонами имеют место обязательства, возникшие из договоров аренды, что исключает получение Департаментом денежных средств в рамках договора аренды как неосновательного обогащения.
Однако возражения ответчика в данной части несостоятельны и также основаны на неверном толковании норм материального права.
В данном случае истец излишне перечислил денежные средства по оплате арендной платы не в соответствии с приказом N 507, а ответчик приобрел излишне перечисленные денежные средства без установленных законом, иными правовыми актами оснований с учетом того, что непосредственно сам ответчик в письменных пояснениях подтверждает исковые требования истца в части применения норм действующего законодательства Российской Федерации, которое применяется для определения расчета и размера годовой арендной платы.
Истец в своей жалобе возражает против применения к Департаменту городского имущества города Москвы моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление N 497).
Постановлением N 497 с 01.04.2022 г. на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
С учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 9.1, абзацем 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 п. 3 ст. 9.1, абзац 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 г. до 01.10.2022 г.) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
В таком случае судом первой инстанции принято обоснованное и правильное решение о том, что в период действия указанного моратория заявленные истцом проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть начислены.
Поскольку последствия введения моратория на возбуждение дел о банкротстве установлены законом, суд обязан включить в предмет исследования по делу факт распространения на должника данного моратория.
Заявитель жалобы указывает на невозможность применения моратория в настоящем деле, поскольку Департамент городского имущества города Москвы не может являться лицом, пострадавшим от обстоятельств, послуживших введению моратория.
Однако указанный довод апелляционным судом отклоняется.
Правила о моратории, установленные постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. Исключением являются лица, прямо указанные в п. 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов; включенных по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо, в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень лиц, на которых не распространяется действие моратория, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц).
Отклоняя доводы жалобы истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Департамент городского имущества города Москвы имеет право на применение последствий, предусмотренных в п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве, поскольку должно находиться в равных экономических условиях с иными субъектами хозяйственной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы истца свидетельствуют об ином понимании истцом норм материального права, что само по себе о незаконности судебного акта не свидетельствует и не служит основанием для его отмены в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023 г. по делу N А40-156291/22 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156291/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ", ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ