г. Пермь |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А60-64013/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя АО "НТЭСК" - Попова М.И., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом;
от МУ МВД России "Нижнетагильское" (посредством веб-конференции) - Мурахина Н.Ю., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 февраля 2023 года по делу N А60-64013/2022
по заявлению акционерного общества "Нижнетагильская энергосбытовая компания" (ИНН 5612164639, ОГРН 1165658068366, сокращенное наименование - АО "НТЭСК")
к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (ИНН 6668011146, ОГРН 1026601367869, сокращенное наименование - МУ МВД России "Нижнетагильское")
о признании решений (действий) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Нижнетагильская энергосбытовая компания" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МУ МВД России "Нижнетагильское" (далее также - управление) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о гражданах (потребителях), изложенного в письмах от 19.09.2022 N 5/14870, от 08.11.2022 N 5/18275.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2023 заявленные требования удовлетворены, отказ в предоставлении сведений признан незаконным, суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления обществу информации по запросам от 29.07.2022 N И-НТЭСК-2022-9840 и от 14.10.2022 N И-НТЭСК-2022-14019 в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы отмечает, что обязанность предоставления персональных данных собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям для целей начисления платы за коммунальные услуги прямо возложена на управляющую организацию действующим законодательством. Вместе с тем судом не установлено наличие управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, которая бы располагала сведениями по собственникам и нанимателям, заключивших договоры с АО "НТЭСК", необходимые доказательства не истребованы. При этом АО "НТЭСК", минуя непосредственно указанное законом лицо, обратилось в МУ МВД России "Нижнетагильское" за предоставлением сведений. В материалах дела отсутствуют данные позволяющие полагать, что между лицами, в отношении которых испрашивались персональные данные, и АО "НТЭСК" действительно заключены договоры поставки энергоснабжения. Не представлены и судом не запрошены такие документы, как заявления собственников/нанимателей об открытии счета, копии актов проверки фактического потребления электроэнергии, правоустанавливающих документов на жилые помещения, в отношении которых открыты лицевые счета. Кроме того, судом не установлено, допускаются ли со стороны потребителей энергоресурса нарушения условий заключенного ими публичного договора энергоснабжения. Управление также настаивает на том, что не вправе передавать поставщикам энергоресурсов данные граждан без их письменного согласия.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Представитель управления, принявший участие в заседании в режиме веб-конференции, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, АО "НТЭСК" осуществляет деятельность в статусе гарантирующего поставщика электроэнергии на территории г. Нижнего Тагила, г. Невьянска и Горноуральского городского округа на основании приказа Минэнерго России "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" от 09.09.2019 N 952.
Таким образом, с 01.10.2019 АО "НТЭСК" осуществляет поставку электрической энергии населению на вышеуказанной территории на основании публичных договоров энергоснабжения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий (фактическое потребление услуг), считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами (абзац 1 пункта 7 Правил N 354).
С учетом изложенного между АО "НТЭСК" и потребителями г. Нижний Тагил, ул. Дзержинского, дом 75 (номера 23 квартир перечислены в запросах общества от 29.07.2022 N И-НТЭСК-2022-9840 и от 14.10.2022 N И-НТЭСК-2022-14019) заключены договоры энергоснабжения.
Общество обратилось 29.07.2022 в МУ МВД России "Нижнетагильское" с запросом N И-НТЭСК-2022-9840 о предоставлении персональных данных потребителей, с которыми у общества заключены договоры энергоснабжения.
В ответ от управления получено письмо от 19.09.2022 N N5/14870, согласно которому в отсутствие у АО "НТЭСК" согласия субъекта персональных данных на предоставление данных о себе запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены органом.
Письмом от 14.10.2022 N И-НТЭСК-2022-14019 общество повторно обратилось в МУ МВД России "Нижнетагильское" с запросом о предоставлении сведений о гражданах.
Управлением принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, изложенное в письме от 08.11.2022 N 5/18275.
Не согласившись с указанными решениями, АО "НТЭСК" обратилось с арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).
АО "НТЭСК" включено в реестр операторов персональных данных (регистрационный номер 56-19-003321), что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/, то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется электроэнергия, и являющихся стороной публичного договора поставки электрической энергии для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Следовательно, заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением Правительства от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 4, предоставление информации, содержащейся в базе данных, физическим и юридическим лицам осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Следовательно, в данном случае АО "НТЭСК" вправе обратиться в МУ МВД России "Нижнетагильское" за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора энергоснабжения.
Наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у заинтересованного лица, являющегося территориальным органом МВД России.
Тот факт, что органы внутренних дел ведут персонифицированный учет и обработка персональных данных в базах данных строится на том, что вся информация аккумулируется в отношении конкретного лица, а не адреса, указываемого в строке поиска базы данных, также не является основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений в связи с тем, что запрашиваемая информация у заинтересованного лица имеется.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2023 года по делу N А60-64013/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64013/2022
Истец: АО "НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ"