г.Чита |
|
6 марта 2024 г. |
Дело N А19-17835/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 марта 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Национальная башенная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2023 года по делу N А19-17835/2023
по заявлению акционерного общества "Национальная башенная компания" (ОГРН: 1167746798394 ИНН: 7713419774, 143409, Московская область, г. Красногорск, улица Успенская, дом 3 помещение I офис 307) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: 1073808028194, ИНН: 3808170859, 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, дом 31) о признании незаконным решения об отказе в приеме отчета об использовании лесов, выраженного в извещении N 00-067130 от 12.07.2023 г.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Национальная башенная компания" (далее - заявитель, АО "НБК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) N 00-067130 от 12.07.2023 г. об отказе в приеме отчета об использовании лесов, выраженного в извещении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что законом предоставлено право выбора в каком формате (XLS, либо xml) лесопользователь формирует отчет об использовании лесов и предоставляет на единый портал государственных и муниципальных услуг. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Министерство, требуя представления отчета исключительно в формате xml, ограничивает общество в праве выбора установленных законом форматов.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В возражениях на отзыв заявитель приводит доводы о том, что в статье 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" не содержится указаний о требуемых форматах отчетов об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия. Отмечает, что судом первой инстанции не проведена проверка правомерности письма Рослесхоза. Исходит из того, что оспариваемое извещение об отказе в приеме отчета от 12.07.2023 N 00-067130 не содержит каких-либо иных обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе, не содержит каких-либо ссылок на нормы закона, устанавливающих конкретные основания для отказа в принятии отчета.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.01.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, возражений на отзыв проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "НБК" использует лесной участок на основании постановления об установлении публичного сервитута от 01.06.2022 N 299.
АО "НБК" через Единый портал государственных услуг Российской Федерации в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области 08.07.2023 подало отчет по форме 1-ИЛ за июнь 2023 года об использовании лесного участка.
Территориальным управлением Министерства по Илимскому лесничеству принято решение об отказе в приеме указанного отчета на основании несоответствия отчета форме и порядку его предоставления и заполнения, о чем было составлено извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов от 12.07.2023 N 00-067130.
Основанием для отказа в приеме отчета об использовании лесного участка послужили следующие выводы: отчет об использовании лесов N 2873403948 от 08.07.2023 не соответствует форме, содержанию и порядку представления; дополнительно указано на подпункт 2 пункта 2.11.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2013 N 641, несоответствие отчета форме его предоставления и заполнения. Кроме того указано, что заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за предоставлением услуги после устранения указанных нарушений.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным, нарушающим права и интересы общества в сфере экономической деятельности АО "НБК" обратилось в суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии законных оснований для принятия территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области оспариваемого решения, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 909-пп от 30.11.2021 (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.
В соответствии с пунктом 2 Положения Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Руководствуясь пунктом 7 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент) предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
Согласно пункту 2.11.2 Административного регламента, решение об отказе в приеме отчета об использовании лесов может быть принято в случаях непредставления документов, указанных в Административном регламенте; несоответствии отчета форме и порядку его представления и заполнения.
Приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451 утверждены Требования к формату отчета (далее - Требования). Согласно пункту 1 Требований, файл, содержащий отчет об использовании лесов, должен быть представлен в ХМL-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение xml.
Согласно пункту 2 Требований, формирование отчета должно осуществляться в форме электронного документа, соответствующего форме отчета (приложение 2 к Приказу), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в виде файлов в формате XML, если описание ХМL структуры и XSD-схемы представлены в свободном доступе на информационном ресурсе ЕПГУ или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Пунктом 3 указанных Требований указано, что допускается формирование отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме отчета (приложение 2 к настоящему Приказу) и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS.
Кроме того, допускается упаковывать файл Отчета в архив формата ZIP (ZIP-format). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с именем исходного файла и иметь расширение ".zip".
Частью 8 статьи 4 Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" указывает, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Письмом Рослесхоза от 20.06.2023 N ВС-04-54/14252 "О направлении разъяснений по формированию отчетности" разъяснено, что пункт 3 Требований не соответствует положениям статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ. В указанном случае применению подлежат нормы, закрепленные в Федеральном законе N 3-ФЗ.
Отчет должен предоставляться через ЕГПУ Госуслуги в виде файлов XML-формате и иметь расширение xml.
Как следует из материалов дела, заявитель использует земельный участок на основании постановления об установлении публичного сервитута от 01.06.2022 N 299.
08.07.2023 заявителем был подан отчет по форме 1-ИЛ за июнь 2023 года, территориальным управлением Министерства по Илимскому лесничеству было принято решение об отказе в приеме отчета на основании несоответствия ответа форме и порядку его предоставления и заполнения, о чем было составлено извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов от 12.07.2023 N 00-067130.
Согласно информации изложенной в жалобе и информации, полученной от Илимского лесничества в ходе ее рассмотрения, отчет АО "НБК" был направлен через ЕГПУ в виде файлов в XML-формате с расширением.xls., т.е. с нарушением предусмотренного файлового формата формы представления и заполнения отчета.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание то обстоятельство, что Письмом Рослесхоза от 20.06.2023 N ВС-04-54/14252 "О направлении разъяснений по формированию отчетности" разъяснено, что пункт 3 Требований не соответствует положениям статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ, в рассматриваемом случае применению подлежат нормы, закрепленные в Федеральном законе N 3-ФЗ, установив, что заявителем представлен отчет с нарушением предусмотренного файлового формата формы представления и заполнения отчета, что является достаточным основанием для признания законности отказа в принятии представленного обществом отчета об использовании лесного участка, как не соответствующего установленным требованиям суд верно пришел к выводу об отказе удовлетворения заявленных обществом требований.
Вопреки доводов жалобы, заявитель не ограничен в праве предоставления отчета в формате XLS. Вместе с тем, такой отчет должен быть подан без обращения к Единому порталу, что прямо предусмотрено Требованиями.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами суда, основанным на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2023 года по делу N А19-17835/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17835/2023
Истец: АО "Национальная Башенная компания"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области