г. Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А41-30267/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Семков А.С., председатель по выписке от 19.02.2022,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Булатова поляна" ЦНИГРИ на решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2022 по делу N А41-30267/22, по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Булатова поляна" ЦНИГРИ (ОГРН: 1025003758120, ИНН: 5030023100) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299) третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Московской области, Администрация Наро-Фоминского городского округа (ОГРН: 1035005901820, дата присвоения ОГРН: 23.01.2003, ИНН: 5030010950) о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806; 50:26:0131202:807, обязании осуществить регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Булатова поляна" ЦНИГРИ (далее - товарищество, заявитель, СНТ "Булатова поляна" ЦНИГРИ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными отказов от 27.01.2022 N КУВД-001/2021-43157325/4 и от 26.01.2022 N КУВД-001/2021-43149202/3 в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806; 50:26:0131202:807, обязании осуществить регистрацию права собственности товарищества на указанные земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-он, с/т "Булатова поляна".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрация Наро-Фоминского городского округа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 22.01.1993 N 76 за товариществом закреплен земельный участок площадью 5,0 га, в том числе, в коллективную совместную собственность 0,9 га, собственность членов товарищества - 4,1 га (л.д. 58).
Товариществу выдано свидетельство N 24050 от января 1993 года о праве собственности на земли общего пользования (л.д. 23).
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.01.1993 с присвоением кадастрового номера 50:26:0131202:807 площадью 9000 кв. м, категория земель - не установлена, вид разрешенного использования "для земель общего пользования".
На основании постановления Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 28.10.1992 N 1007 "О выдаче временных свидетельств на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования, владения землей", с учетом внесенных в него изменений постановлением от 30.04.2008 N 500, товариществу выдано свидетельство о праве коллективно-совместной собственности для садоводства на земли площадью 1,007 га.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.06.1993 с присвоением кадастрового номера 50:26:0131202:806 площадью 10070 кв. м, категория земель - не установлена, вид разрешенного использования "для садоводства".
Решением общих собраний товариществ от 29.03.2004 СНТ "Булатова поляна" и СНТ "Булатова поляна" ЦНИГРИ реорганизованы путем присоединения первого СНТ ко второму.
С целью регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806 и 50:26:0131202:807, товарищество обратилось в Управление Росреестра с заявлениями от 14.10.2021 N КУВД-001/2021-43157325 и N КУВД-001/2021-43149202, соответственно.
Уведомлениями от 26.10.2021 N КУВД-001/2021-43149202/2 и от 27.10.2021 N КУВД-001/2021-43157325/2 государственная регистрация права собственности приостановлена в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по основанию предоставления земельного участка в коллективную совместную собственность садоводов, а не собственность товарищества.
Уведомлениями от 27.01.2022 N КУВД-001/2021-43157325/4 и от 26.01.2022 N КУВД-001/2021-43149202/3 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Считая, что указанные решения управления являются незаконными, не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для приостановления и последующего отказа оспариваемыми решениями от 26.01.2022 и от 27.01.2022 в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806 и 50:26:0131202:807, Управление Росреестра сослалось на то, что регистрация права собственности товарищества, как юридического лица, на земельные участки, закрепленные в коллективную совместную собственность, не предусмотрена действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент издания.
Таким образом, для государственной регистрации с целью подтверждения прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указанной в пункте 5 части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, а не регистрации вновь возникшего права (первичной регистрации), основанием государственной регистрации является акт (свидетельство) о правах на недвижимое имущество, выданное уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент издания.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР" собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.
Указанный закон не применяется на территории Российской Федерации с 01.01.1991 в связи с принятием постановления Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 N 444-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статьей 3 которого установлено, что имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
В то же время статьей 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Таким образом, правовая природа коллективной совместной собственности в частности на земли общего пользования в советский период связана с пониманием садового товарищества как коллективного объединения граждан, действующего по воле и в интересах своих членов, обладающим ограниченной правосубъектностью.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (часть 2).
При этом частью 16 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в действие с 01.01.2019, установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория ведения садоводства или огородничества), пропорционально площади этих участков.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 3 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, определены формы собственности на землю: государственная, колхозно-кооперативная, частная, коллективно-долевая.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РСФСР государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.
Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В силу статьи 11 Земельного кодекса РСФСР приобретение земельных участков в коллективно-долевую собственность осуществляется через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Согласно статье 20 Земельного кодекса РСФСР, к компетенции районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений отнесены, в том числе, полномочия по предоставлению земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передаче их в собственность и аренду в соответствии со статьями 23, 58 и 59 Земельного кодекса РСФСР; регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ" полномочия Советов народных депутатов по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, предусмотренные статьей 64 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Статьей 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1500-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, к полномочиям районной администрации отнесены вопросы: предоставления в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение районного Совета; регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды.
Согласно статьям 28 и 31 ЗК РСФСР, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. В силу статьи 66 ЗК РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
Между тем, из материалов реестровых дел следует, что земельные участки общего пользования площадью 0,9 га и 1,007 га, соответственно, предоставлены СТ "Булатова поляна" на основании постановлений Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 22.01.1993 N 76 и от 28.10.1992 N 1007 в коллективную совместную собственность членов товарищества, о чем выданы свидетельства на право коллективной совместной собственности.
Доказательств того, что земельные участки площадью 0,9 га и 1,007 га как земли общего пользования переданы в собственность товарищества как юридического лица, не представлено.
Следовательно, вещное право товарищества на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806 и 50:26:0131202:807 не является ранее возникшим и подтвержденным.
Таким образом, предоставление ранее земельных участков на праве коллективной совместной собственности, после изменений действующего законодательства, в соответствии с которыми понятие "коллективная совместная собственность" устранено, не означает, что земельные участки, предоставленные ранее на данном праве, автоматически стали собственностью товарищества и выбыли из общей собственности членов товарищества.
Указанная позиция также следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2022 N 305-ЭС22-8237.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
В соответствии с частями 14 - 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ, имущество общего пользования некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 данной статьи Федерального закона N 217-ФЗ.
Образованные до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования указанных организаций, являются земельными участками общего назначения. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 01.01.2024.
Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
Таким образом, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0131202:806 и 50:26:0131202:807 принадлежат на праве общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах СНТ "Булатова поляна" ЦНИГРИ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что товарищество не является правообладателем земельных участков и, следовательно, лицом, уполномоченным на обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на них за товариществом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2022 по делу N А41-30267/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30267/2022
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Булатова поляна"
Ответчик: ООО "Платан"
Третье лицо: УФРС по МО