г. Киров |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А82-13986/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022
по делу N А82-13986/2022
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
(ИНН 7606066274, ОГРН 1077606005663)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ОГРН 1107600001233; ИНН 7604194785)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - заявитель, АО "Управдом Ленинского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд капитального ремонта, Фонд) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 20.06.2022 N 08-04/4897.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022 заявленные требования удовлетворены, решение Фонда капитального ремонта от 20.06.2022 признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть документы, представленные ООО "Управдом Ленинского района" вх. N 01-04/2548 от 05.05.2022 и совершить предусмотренные законом действия с учетом выводов, содержащихся в решении суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что представленный собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Добрынина, д.24 (далее - МКД N 24) протокол общего собрания от 21.04.2022 не соответствовал требованиям жилищного законодательства. Решение, выраженное в письме от 20.06.2022 N 08-04/4897, является мотивированным. Кроме того, ответчик указывает, что данное письмо носит информационный характер, в силу чего не подлежит оспариванию в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Управдом Ленинского района" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, внеочередным собранием собственников помещений в МКД N 24 21.04.2022 принято решение о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
Решение оформлено протоколом N 1 от 21.04.2022.
05.05.2022 заявитель, осуществляющий функции управляющей организации МКД N 24, обратился к ответчику с заявлением о переходе МКД N24 на специальный счет.
Письмом от 20.06.2022 N 08-04/4897 ответчик сообщил истцу о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статей 45, 47, 175, 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 4, 13, 17, 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) (л. д. 8).
Посчитав решение, изложенное в письме от 20.06.2022 N 08-04/4897, незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания спорного решения незаконным и возложения на ответчика обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть документы, представленные Обществом (вх. N 01-04/2548 от 05.05.2022), и совершить предусмотренные законом действия с учетом выводов, содержащихся в решении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При этом пунктом 6 названного постановления Пленума предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п Фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Согласно Уставу Фонда капитального ремонта, утверждённому в новой редакции распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2020 N 241, Фонд является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных настоящим Уставом (пункт 1.1 Устава).
Пунктом 1.5 Устава определено, что учредителем Фонда является Ярославская область в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Предметом деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на счете, счетах Фонда, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1 устава).
Основной целью Фонда является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области (пункт 2.2 устава).
Пунктом 2.4 устава определено, что для достижения цели, установленной настоящим уставом, Фонд осуществляется виды деятельности, в которые помимо прочего входят:
- исполнение функции владельца специального счета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области, в том числе открытие на свое имя специальных счетов в Российский кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, отобранных на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;
- рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления деятельности Фонда.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
На основании части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
На официальном интернет-сайте ответчика опубликован Порядок проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка с заявлением о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет предоставляются, в том числе заявление, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 9 Порядка Фонд проверяет достаточность представленных документов, а также правомочность общего собрания собственников, наличие достаточности/недостаточности голосов.
По результатам проверки принимается решение о принятии документов в работу или об отказе в проведении мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, замене владельца специального счета / о непринятии пакета документов в работу с указанием причин непринятия (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка, в случае отказа в принятии документов в работу фонд направляет заявителю мотивированный ответ.
Таким образом, оспариваемое в рамках данного дела решение, выраженное в письме от 20.06.2022, принято Фондом по результатам рассмотрения заявления Общества и содержит отказ в принятии документов в работу, влечет определенные правовые последствия для Общества, соответственно, может быть оспорено в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 2, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
В части 5 статьи 173 ЖК РФ установлено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 21.04.2022 N 1 внеочередным общим собранием собственников помещений в МКД N 24 приняты решения, предусмотренные частью 4 статьи 170, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ, а именно: изменен способ формирования фонда капитального ремонта МКД N24 на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта МКД N24 на специальном счете; установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКДN24; владельцем специального счета выбрано Общество; лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальным счете выбрано Общество; определен порядок предоставления платежных документов; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано АО "Альфа-Банк".
Сведениями АО "Альфа-Банк" подтверждается, что 04.05.2022 Обществу открыт специальный счет.
В порядке части 5 статьи 173 ЖК РФ названные документы истец направил ответчику.
Таким образом, порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта МКДN 24 соблюден.
Недостатки оформления протокола общего собрания собственников помещений МКД N 24 от 21.04.2022, на которые ответчик ссылается в апелляционной жалобе (отсутствие доказательств наличия полномочий на подписание (подачу) пакета документов, наличие в вводной части протокола ОСС формулировок "заочное собрание", "в форме очного обсуждения"; протокол N 1 от 21.04.2022 не содержит информацию о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование; отсутствие полного названия и реквизитов документа; в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не указан порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться; отсутствие доказательств, подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении ОСС помещений МКД N 24 либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением ОСС и доступном для всех собственников помещений МКД N 24; не указано общее количество присутствующих и приглашенных лиц; в представленном реестре собственников оформление сведений о юридических лицах (собственников помещений муниципального жилищного фонда) не соответствует пункту 20 Приказа N 44/пр ), не касаются вопроса смены способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет и, вопреки мнению ответчика, не являются такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений МКД N24 и на факт принятия собственниками помещений в МКД N 24 решения о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие управление МКД N 24 Обществом, подлежат отклонению, поскольку как следует из заявления от 05.05.2022, ООО "Управдом Ленинского района" также предоставило Фонду договор управления МКД N 24, протокол общего собрания собственников помещений МКД N 24 о выборе в качестве управляющей организации заявителя; лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Доводы подателя жалобы об отсутствии документов, подтверждающих полномочие лица, подписавшего заявление, также подлежат отклонению. Как следует из заявления Общества, оно подписано директором АО "Управдом Ленинского района" Поляковым С.Г., сведения о директоре имеются в открытом доступе (выписка ЕГРЮЛ). Помимо прочего, Общество указывает, что к пакету документов прикладывалась копия доверенности на подачу заявления и копия паспорта. По мнению суда, данное нарушение не является существенным и не влияет на волю собственников помещений МКД N 24.
Доводы о некорректной формулировке, примененной в справке АО "Альфа-Банк" об открытии специального счета, также подлежат отклонению, согласно пункту 1 части 4 статьи 177 ЖК РФ операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору.
Судом первой инстанции установлено, что в письме от 20.06.2022 N 08-04/4897 отсутствуют какие-либо указания на обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности принятого собственниками решения. Сведения об оспаривании принятого собственниками решения в судебном порядке в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что решение ответчика, оформленное письмом 20.06.2022 N 08-04/4897, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, с учетом действующего нормативно правового регулирования, не усматривается.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022 по делу N А82-13986/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Фондом не уплачена, в этой связи с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022 по делу N А82-13986/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист на
взыскание государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13986/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ