г. Пермь |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А60-55214/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Балдина Р.А., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2022 года
по делу N А60-55214/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655; далее - предприятие)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658; далее - Министерство)
о взыскании расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Министерства 168 952 руб. 40 коп. в возмещение расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ссылки суда первой инстанции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П ошибочны, поскольку оно вынесено в период действия утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414. Апеллянт полагает, что ликвидация свалок не относится к полномочиям, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Ответчик ссылается на разъяснения Рослесхоза об отсутствии ликвидации свалок в переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиях и, соответственно, на отсутствие денежных средств на эти цели у органов субъекта. По мнению заявителя жалобы, надлежащим ответчиком по делу является ТУ Росимущества в Свердловской области, которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. Кроме того, апеллянт не согласен с произведенным истцом и принятым судом первой инстанции расчетом понесенных расходов.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом получены сведения о несанкционированном размещении ТКО, объем которых превышает 1 м3, на территории: Свердловская область, Среднеуральский городской округ, у пос. Шувакиш (лесной массив), с кадастровым номером 66:36:3103001:17 ЕЗП 66:36:0000000:127 (координаты, широта и долгота: 56.922333 60.468222) (МНР ТКО 211); Свердловская область, п. Белоярский, дорога на Муранитный, с кадастровым номером 66:06:4502001:405,ЕЗП 66:06:0000000:126 (координаты 56.777146 61.380417) (МНР ТКО 4024).
Истец направил уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и необходимости их ликвидации ответственным лицам, в частности, Министерству (N 211-НС от 22.08.2019, N 4024 от 20.05.2020).
Поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен, места несанкционированного размещения ТКО не ликвидированы, истец собственными силами ликвидировал указанные выше накопления ТКО, в связи с чем понес расходы в общей сумме 168 952 руб. 40 коп.
Неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований о возмещении понесенных расходов послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 8, 19, 83 ЛК РФ, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и исходил из того, что именно ответчик должен нести расходы по ликвидации несанкционированных свалок, признал доказанным сам факт ликвидации истцом мест несанкционированного размещения ТКО и обоснованным расчет понесенных истцом затрат в сумме 168 952 руб. 40 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, изложенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Законе N 89-ФЗ.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В пунктах 1, 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В пунктах 16, 17 указанных Правил предусмотрены: обязанность регионального оператора ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО при неисполнении указанной обязанности собственником земельного участка и право регионального оператора на возмещение понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения ТКО расходов за счет собственника земельного участка.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В Постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки 66:36:3103001:17 ЕЗП 66:36:0000000:127, 66:06:4502001:405 ЕЗП 66:06:0000000:126, относятся к категории земель лесного фонда, право собственности на которые не разграничено.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается ЗК РФ и лесным законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (пункт 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 19 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса.
Частью 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" уполномоченным органом в области лесных отношений на территории Свердловской области является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В силу подпункта 7 пункта 19 указанного Постановления Министерство осуществляет на территории Свердловской области полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, устанавливает сервитуты, участвует в установлении публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что предприятием проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок в отсутствие заключенного с собственником земельного участка договора, что Министерство является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками лесного фонда, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, а следовательно, и лицом, обязанным к возмещению затрат по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем пришел к правильному выводу о правомерности предъявленных предприятием требований о возмещении понесенных расходов за счет Министерства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями лесного фонда и только оно выступает стороной в любых правоотношениях в отношении этих земель, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО. Доводы Министерства о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судом первой инстанции отклонены обоснованно и правомерно.
Представленный истцом в материалы дела расчет понесенных расходов документально не опровергнут, проверен и принят судом первой инстанции. Возражения Министерства по расчету истца рассмотрены и отклонены. При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, такие расходы определяются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат. Судом учтено, что общехозяйственные расходы определены от суммы прямых затрат за услуги по транспортированию и за услуги по размещению на основании Учетной политики по бухгалтерскому учету, базой распределения косвенных расходов, собранных на счете 26 "общехозяйственные расходы", рентабельность - с учетом решения Екатеринбургской городской Думы от 22.02.2011 N 19/37.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предъявленная истцом сумма расходов завышена и не соответствует действительному размеру затрат на ликвидацию спорных свалок, ответчиком не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства расходы на проведение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО на землях лесного фонда в размере 168 952 руб. 40 коп.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся исключительно к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2022 года по делу N А60-55214/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-55214/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области