город Воронеж |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А35-7044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от частного лечебно-профилактического учреждения "МГОК-Здоровье" (ОГРН 1204600015333, ИНН 4633041330, далее - ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" или заявитель):
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452, Управление Росреестра по Курской области, Управление или регистрирующий орган):
от акционерного общества "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" (ОГРН 1024601215088, ИНН 4633001577): |
Безбородых В.Н. - представитель по доверенности от 03.04.2023 N 12;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Емельяненко А.В. - представитель по доверенности от 28.11.2023, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2023 по делу N А35-7044/2022, принятое по заявлению ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлениях от 12.09.2022 N КУВД001/2022-22380131/3, N КУВД001/2022-22380131/4, о возложении обязанности по государственной регистрации права оперативного управления на земельный участок с кадастровым номером 46:06:111001:9,
третье лицо - АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева",
УСТАНОВИЛ:
ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлениях от 12.09.2022 N КУВД001/2022-22380131/3, N КУВД001/2022-22380131/4, о возложении обязанности по государственной регистрации права оперативного управления на земельный участок с кадастровым номером 46:06:111001:9.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева".
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.01.2023 по делу N А35-7044/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на наличие оснований для осуществления государственной регистрации, поскольку право оперативного управления имуществом является вещным правом, признаваемым гражданским законодательством РФ наряду с остальными.
В судебном заседании представители ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" и АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель регистрирующего органа в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 22.11.2021 между ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" (учреждение) и АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" (собственник) был заключен договор о закреплении имущества на праве оперативного управления N 211755, согласно которому собственник передает, а учреждение принимает по настоящему договору на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, указанные в Приложении N 1 к настоящему Договору (далее - Имущество).
На основании Акта приема - передачи имущества от 22.11.2021 учреждение приняло от собственника на праве оперативного управления недвижимое имущество, указанное в Приложении N 1 к договору.
31.05.2022 ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на земельный участок с кадастровым номером 46:06:111001:9, площадью 99999 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, Городновский сельсовет, урочище "Муравлево Болото", приложив, в том числе договор о закреплении имущества на праве оперативного управления от 22.11.2021 N МГ211755, акт приема-передачи имущества от 22.11.2021 к договору о закреплении имущества на праве оперативного управления от 22.11.2021 N МГ-211755.
Уведомлением Управления от 10.06.2022 N КУВД-001/2022-22380131 регистрационные действия были приостановлены в связи с тем, что право оперативного управления земельными участками не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Заявителю предлагалось представить иной правоустанавливающий документ, подтверждающий передачу земельного участка в пользование или в аренду, заявления о государственной регистрации пользования или аренды.
Уведомлениями от 12.09.2022 N КУВД001/2022-22380131/3, N КУВД001/2022-22380131/4 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области отказало в совершении регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:06:111001:9, поскольку указанные в уведомлении от 10.06.2022 документы не были представлены на регистрацию.
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации права, ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен на праве оперативного управления, поскольку нормы гражданского, земельного законодательства не предусматривают такого вещного права в отношении земельных участков как оперативное управление, ввиду заявителю правомерно отказано в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении таковой.
На основании подпунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В случае не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, в течение срока приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать наименование правообладателя, вид регистрируемого права, описание недвижимого имущества, позволяющее идентифицировать его как объект недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь, назначение и иную необходимую информацию.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из содержания главы 17 ГК РФ, помимо права собственности, иными вещными правами на земельные участки являются: сервитут, или право ограниченного пользования чужим земельным участком; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пункт 2 статьи 9 Закона N 7-ФЗ устанавливает, что имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 25 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (глава IV ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что, обращаясь 31.05.2022 с заявлением в Управление Росреестра по Курской области, общество просило зарегистрировать за ним право оперативного управления в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:06:111001:9 (т.1 л.д. 96), переданного в соответствии с договоро от 22.11.2021 N 211755 в редакции дополнительных соглашений от 22.11.2021 N N 1, 2 (т.1 л.д. 14-21).
Учитывая вышеизложенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для осуществления регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:06:111001:9 по заявлению ЧЛПУ "МГОК-Здоровье", поскольку право оперативного управления земельными участками действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права, фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением 16.02.2023 N 283.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату лицу, ее уплатившему, из доходов федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2023 по делу N А35-7044/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЧЛПУ "МГОК-Здоровье" - без удовлетворения.
Возвратить частному лечебно-профилактическому учреждению "МГОК-Здоровье" (ОГРН 1204600015333, ИНН 4633041330) излишне уплаченную по платежному поручению 16.02.2023 N 283 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7044/2022
Истец: ЧЛПУ "МГОК-Здоровье"
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Третье лицо: АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд