г. Киров |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А82-12120/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2023 по делу N А82-12120/2022
по заявлению товарищества собственников жилья "Большая Федоровская 63" (ОГРН 1087604012506; ИНН 7604136279)
к региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ОГРН 1107600001233; ИНН 7604194785)
о признании незаконным решения, выраженного в письме о рассмотрении пакета документов,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Большая Федоровская 63" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд) о признании незаконным решения, выраженного в письме N 08-05/4898 от 20.06.2022, о непринятии пакета документов, об обязании исчислять срок получения комплекта документов по изменению способа формирования капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома от Товарищества с 05.05.2022.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение Фонда, выраженного в письме N 08-05/4898 от 20.06.2022, о рассмотрении пакета документов.
Уточнение заявления принято судом.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2023 решение Фонда, выраженное в письме N 08-05/4898 от 20.06.2022, о рассмотрении пакета документов признано недействительным. На Фонд возложена обязанность в течение 10 рабочих дней повторно рассмотреть заявление Товарищества, вх. N 01-04/2547 от 05.05.2022, и принять решение с учетом судебного акта по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что представленный Фонду пакет документов не соответствовал требованиям жилищного законодательства. По мнению ответчика, письмо N 08-04/5741 не может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В силу указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 63 по ул. Большой Федоровской в г. Ярославле (далее - МКД) 28.04.2022 принято решение о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
Решение оформлено протоколом N 1КР от 28.04.2022.
05.05.2022 заявитель обратился к ответчику с заявлением о переходе МКД на специальный счет.
Письмом от 20.06.2022 N 08-05/4898 ответчик сообщил заявителю о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статей статьи 45, 47, 173, 175, 176 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 12, 13, 15, 17, 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) (л. д. 15-18).
Посчитав решение, изложенное в письме от 20.06.2022 N 08-05/4898, незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания спорного решения недействительным и возложения на ответчика обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Товарищества, вх. N 01-04/2547 от 05.05.2022, и принять решение с учетом судебного акта по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п Фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Согласно Уставу Фонда предметом его деятельности является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на счете, счетах Фонда, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1). Основной целью Фонда является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области (пункт 2.2).
Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения цели, установленной настоящим уставом, Фонд осуществляется виды деятельности, в которые помимо прочего входят:
- исполнение функции владельца специального счета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области, в том числе открытие на свое имя специальных счетов в Российский кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, отобранных на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;
- рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления деятельности Фонда.
На официальном интернет-сайте ответчика опубликован Порядок проведения мероприятий по изменению способа фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка с заявлением о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет предоставляются, в том числе заявление, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 9 Порядка фонд проверяет достаточность представленных документов, а также правомочность общего собрания собственников, наличие достаточности/недостаточности голосов.
По результатам проверки принимается решение о принятии документов в работу или об отказе в проведении мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, замене владельца специального счета / о непринятии пакета документов в работу с указанием причин непринятия (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка, в случае отказа в принятии документов в работу фонд направляет заявителю мотивированный ответ.
Таким образом, оспариваемое в рамках данного дела решение, выраженное в письме от 20.06.2022, принято Фондом по результатам рассмотрения заявления Товарищества и содержит отказ в принятии документов в работу, влечет определенные правовые последствия для Товарищества, соответственно, может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 2, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, внеочередным общим собранием собственников помещений в МКД (протокол от 28.04.2022 N 1КР) приняты решения, предусмотренные частью 4 статьи 170, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ, а именно: изменен способ формирования фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете; установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД; владельцем специального счета выбрано Товарищество; лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальным счете выбрано Товарищество; определен порядок предоставления платежных документов и размер расходов, связанных с предоставлением платежных документов, и условия оплаты этих услуг; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ПАО Сбербанк (Калужское отделение N 8608 ПАО Сбербанк).
Сведениями ПАО Сбербанк подтверждается, что 14.01.2022 Товариществу открыт специальный счет.
В порядке части 5 статьи 173 ЖК РФ названные документы заявитель направил ответчику.
Таким образом, порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта МКД соблюден.
Из письма ответчика от 20.06.2022 N 08-05/4898 не следует, что им проводилась проверка достаточности представленных документов, правомочности общего собрания собственников, наличия достаточности/недостаточности голосов, что является обязательным в силу пункта 9 Порядка.
Те недостатки оформления протокола общего собрания собственников помещений МКД от 28.04.2022, на которые ответчик ссылается в апелляционной жалобе (наличие во вводной части протокола неполных сведений об общем количестве присутствующих на нем лиц, в вопросе повестки отсутствует полное наименование постановления, устанавливающего размер взноса, неверное формулирование вопросов повестки, неуказание в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений порядка ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и места или адреса, где с ними можно ознакомиться, неверное оформление юридических лиц в представленном реестре собственников и т.д.), не касаются вопроса смены способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет и, вопреки мнению ответчика, не являются такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений МКД и на факт принятия собственниками помещений в МКД решения о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
В части представления в составе пакета документов справки кредитной организации об открытии специального счета суд первой инстанции верно отметил, что уведомление об открытии банковского счета, заверенное ПАО Сбербанк, содержало все необходимые документы, в том числе имя нового владельца счета с указанием адреса многоквартирного дома и указанием реквизитов специального счета.
Открытие специального счета до окончания проведения общего собрания и принятия решения по вопросу о выборе кредитной организации, в которой открыт счет, не имеет существенного значения с учетом последующего решения собрания собственников помещений в МКД.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что в письме от 20.06.2022 N 08-05/4898 отсутствуют какие-либо указания на обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности принятого собственниками решения. Сведения об оспаривании принятого собственниками решения в судебном порядке в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что решение ответчика, оформленное письмом от 20.06.2022 N 08-05/4898, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, с учетом действующего нормативно правового регулирования, не усматривается.
Также в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на ответчика обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Товарищества, вх. N 01-04/2547 от 05.05.2022, и принять решение с учетом судебного акта по настоящему делу.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2023 по делу N А82-12120/2022 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы Фонда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Фондом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2023 по делу N А82-12120/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Возвратить Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 353 от 26.01.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12120/2022
Истец: ТСЖ "Большая Федоровская 63"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ