г.Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А40-185537/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: Мартыновой Е.Е., Сергеевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-185537/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к АО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей"
о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Пашаев Р.М. по доверенности от 12.10.2022;
от ответчика: Березнев В.В. по доверенности от 01.01.2023, Березнев Я.М. по доверенности от 01.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" о взыскании неустойки в размере 2 212 295 руб. 95 коп.
Решением суда от 26.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между сторонами государственного контракта N 2021187313701412245210982 от 20.05.2020 АО "ШЗСА" (поставщик) обязался в установленный контрактом срок изготовить и поставить Министерству обороны Российской Федерации (заказчик) товар, в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить изготовленный и поставленный товар, соответствующий требованиям, установленным контрактом.
Пунктом 3.2.2 контракта установлены подлежащий поставке товар, место поставки и грузополучатель товара, а также определен срок поставки товара - до 10.11.2021.
Согласно пояснениям истца в связи с неисполнением поставщиком принятых по контракту обязательств в адрес ответчика направлена претензия от 21.03.2022 N 207/8/1372 с требованием об уплате начисленной за просрочку исполнения обязательств неустойки.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поставщиком принятые по контракту обязательства были исполнены 28.12.2021, просрочка исполнения составила 49 дней с учетом периода просрочки с 10.11.2021 по 28.12.2021, соответственно, размер неустойки, подлежащий начислению поставщику на основании п.11.2 контракта составил 326 745 руб. 13 коп., указанная сумма подлежит списанию в порядке п.3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 Правил.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы истца о том, что оснований для списания неустойки не имеется, так как ответчик не представил в материалы доказательств признания начисленной неустойки и подписания сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций, что свидетельствует о недоказанности оснований для списания, подлежат отклонению.
Правила списания заказчиком неустойки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Пунктом 4 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Следовательно, для признания неустойки и подписания акта сверки поставщиком (ответчиком) истец обязан был обеспечить сверку неустойки с ответчиком, путем направления ответчику акта сверки.
В нарушение положений ст.65 АПК РФ истец не представил в суд доказательств того, что он обеспечил сверку начисленной неустойки по контракту и направил в адрес ответчика акт сверки, что было установлено судом первой инстанции.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам.
По смыслу указанных нормативно-правовых актов списание и (или) отсрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, носит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон (условиями государственного контракта) и разъяснениями финансового органа.
В соответствии с п.7 Правил принятие решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустойки (штрафов, пеней) не допускается только в случае, если поставщик не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки.
Обязанности, предусмотренные ч.42.1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, истец по отношению к ответчику до предъявления иска не исполнил.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение истцом обязанностей, предусмотренных Правилами N 783, и доказательств не подтверждения ответчиком наличия начисленной и неуплаченной неустойки.
Таким образом, вопреки доводам истца, несовершение заказчиком действий учету возникшей задолженности, ее сверке с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
В соответствии с п.4 Правил и п.3 Приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
По смыслу названных Правил и п.3 Приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
В этой связи довод истца со ссылкой на п.7 Правил подлежит отклонению как необоснованный.
С учетом цены государственного контракта (23 535 063,31 руб.), общая сумма начисленных и неуплаченных пеней составляет в размере 326 745,13 руб., что не превышает 5% цены государственного контракта (1 176 753,18 руб.).
Обязательства по государственному контракту исполнены в полном объеме, что подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи N 9 от 28.12.2021 по государственному контракту от 20.05.2020 N 2021187313701412245210982.
Вышеперечисленные обстоятельства соответствуют критериям, установленным Правилами N 783 для списания задолженности, что верно было установлено судом первой инстанции.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ N 302-ЭС21-25561 от 19.04.2022, N 303-ЭС17-1652 от 14.08.2017, N 305-ЭС17-621 от 22.06.2017.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-185537/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185537/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ"