10 апреля 2023 г. |
Дело N А83-11412/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2022 года по делу N А83-11412/2022, рассмотренному по заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" к региональной общественной организации потребителей услуг ЖКХ "Независимый общественный контроль ЖКХ Республики Крым" об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" (далее - заявитель, МУП "Киевский Жилсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к региональной общественной организации потребителей услуг ЖКХ "Независимый общественный контроль ЖКХ Республики Крым" (далее - региональная общественная организация) о признании незаконным решения от 05.04.2022 N 1 в части его пунктов 1, 2, 4.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что итоговый документ общественной проверки, размещенный в сети "Интернет", не может не повлиять на имидж проверяемой организации и на представление о ее деятельности у широких слоев населения, следовательно, оспариваемое решение о проведении общественной проверки затрагивает права и законные интересы предприятия. Кроме того, податель жалобы приводит доводы о нарушении региональной общественной организацией положений законодательства при принятии решения об организации общественной проверки, указывая, что, будучи некоммерческой общественной организацией, данный субъект не уполномочен на организацию общественной проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции региональной общественной организацией не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Главой 24 АПК РФ регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 3).
Суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Требования, не вытекающие из публичных правоотношений, включая требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, совершением действий (допущенным бездействием), могут быть отдельно предъявлены гражданином или организацией в порядке гражданского, арбитражного судопроизводства (пункт 2).
Предметом заявленного требования в рамках настоящего спора является решение от 05.04.2022 N 1 региональной общественной организации о проведении общественного контроля в форме общественной проверки на предмет соблюдения МУП "Киевский Жилсервис" жилищного законодательства (содержание общего домового имущества МКД и качества предоставления коммунальных услуг расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Бела Куна 31) в части пунктов 1, 2 и 4 решения, которыми определены форма общественного контроля, период проведения проверки с 15.04.2022 по 06.05.2022 и предусмотрено составление по результатам проверки итогового документа с его дальнейшим размещением в сети "Интернет".
МУП "Киевский Жилсервис", полагая, что оспоренное решение связано с осуществлением публичного полномочия по проведению общественного контроля, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора и заявленному предмету требований судебная коллегия полагает, что в данном случае спор не подлежал рассмотрению судом, производство по делу подлежало прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ с учетом следующего.
Частью 19 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом общественный жилищный контроль не является составной частью государственного жилищного надзора или муниципального жилищного контроля, и не приравнивается к нему, а является отдельным видом контроля, осуществляемым указанными субъектами в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" установлено, что под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которыми установлен порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля (далее - Правила).
К субъектам общественного жилищного контроля отнесены: общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля (пункт 4 Правил).
Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 01.07.2017 - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 6 Правил).
Общественный жилищный контроль осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети "Интернет" (пункт 11 Правил).
По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом общественного жилищного контроля оформляется итоговый документ (пункт 19 Правил).
Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети "Интернет", а с 01.07.2017 - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль (пункт 20 Правил).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В статье 17 названного Закона федеральный законодатель установил правило о взаимном невмешательстве органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественных объединений в деятельность друг друга.
Согласно уставу региональной общественной организации потребителей услуг ЖКХ "Независимый общественный контроль ЖКХ Республики Крым", утвержденному решением общего собрания учредителей (протокол N 1 от 28.09.2021), организация является некоммерческой общественной организацией, основанной на общности интересов ее членов, созданной с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов, а также безопасности жизни и здоровья граждан как потребителей услуг ЖКХ, предусмотренных жилищным законодательством и законодательством защиты прав потребителей, осуществления общественного контроля за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ.
Действующее федеральное законодательство не наделяет общественную организацию, в случае если она выступает субъектом общественного контроля, какими-либо отдельными публичными полномочиями при осуществлении такого контроля.
В рассматриваемом случае региональная общественная организация, выступая в качестве одного из возможных субъектов общественного контроля, не выполняет властных функций, не является субъектом публично-правовых отношений и не относится к организациям, осуществляющим публичные полномочия, ее решение о проведении общественного контроля не порождает для заявителя правовые последствия в сфере административных и иных публичных правоотношений, в нем содержится лишь информация о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля в форме общественной проверки, а значит, такое решение не может быть оспорено по правилам главы 24 АПК РФ.
Предметом судебного разбирательства по данной категории дел в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ является проверка законности принятого органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений, каковым оспоренное заявителем решение общественной организации не является.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявление не подлежит рассмотрению в суде.
При указанных обстоятельствах принятый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Как следует из апелляционной жалобы, заявленные в настоящем споре требования направлены на недопущение репутационных потерь. Между тем предприятие не лишено возможности предъявить соответствующее требование в порядке гражданского судопроизводства, если полагает, что региональной общественной организацией причинен вред его деловой репутации.
Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 151 АПК РФ и подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины, уплаченной как при подаче апелляционной жалобы, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции (пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, государственная пошлина в общей сумме 6 000, 00 руб., уплаченная при подаче заявления и апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2022 года по делу N А83-11412/2022 отменить, производство по делу прекратить.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000, 00 руб. (три тысячи рублей 00 копеек), уплаченную по платежному поручению N 1872 от 26.07.2022 при подаче в арбитражный суд заявления и государственную пошлину в размере 3 000, 00 руб. (три тысячи рублей 00 копеек), уплаченную по платежному поручению N 3394 от 30.12.2022 через АО Генбанк" при подаче в арбитражный суд апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11412/2022
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КИЕВСКИЙ ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ЖКХ "НЕЗАВИСИМЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЖКХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"