г. Москва |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А40-224102/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-224102/22
по исковому заявлению акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН: 1137746982856, ИНН: 7725806898)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727),
о взыскании
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании убытков в размере 529 561 руб. 45 коп.
Решением суда от 12.01.2023 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Первая грузовая компания" взысканы убытки в размере 529 561 (пятьсот двадцать девять тысяч пятьсот шестьдесят один) руб. 45 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 13 591 (тринадцать тысяч пятьсот девяносто один) руб.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что вина РЖД в причинении убытков не доказана.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с сентября 2021 по июнь 2022 года на сети железных дорог ОАО "РЖД" выявлены факты повреждения/утраты узлов и деталей вагонов Истца.
Вагоны Истца были приняты к перевозке Ответчиком (ОАО "РЖД") в исправном техническом состоянии, что подтверждается электронными транспортными накладными на перевозку, предшествующую моменту отцепки.
Однако в процессе перевозки или по прибытию на станции назначения после осмотров вагонов, их узлов и деталей на вагонах выявлены повреждения/утрата узлов и деталей, грузополучатели отказались от использования непригодных вагонов.
Перевозчик не исполнил обязанности по обеспечению сохранности вагонов в процессе перевозки, в результате чего Истец понес убытки.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-346/22 от 15.03.2022 (доказательства отправки претензии - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 415 от 24.03.22):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыл вагон ПАО "ПГК" N 60154556 по транспортной железнодорожной накладной ЭИ452572. По прибытию на станцию Чусовская у вагона обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлено требование о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагона выявлена утрата ручного стояночного тормоза, о чем составлен акт общей формы ГУ- 23.
Согласно техническому паспорту (формы ВУ-4-М) вагон оборудован стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности, не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-345/22 от 15.03.2022 (доказательства отправки претензии - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 411 от 24.03.2022).
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны ПАО "ПГК" N 60504826, 59406991, 56702020, 53686382 по транспортным железнодорожным накладным ЭЕ442621, ЭГ652053, ЭЗ684199, ЭЗ291806. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагона выявлена утрата тяги ручного стояночного тормоза, механизмов (приводов) ручного стояночного тормоза, авторежимов, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 и акты формы Ву-25 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно технических паспортов (формы ВУ-4-М) вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По своему характеру неисправности являются повреждением и согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 соответствуют коду 455 -"Разукомплектование ручного стояночного тормоза" и 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования", "Повреждение в поездной работе".
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-554/22 от 25.04.2022 (доказательства отправки претензии - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 319 от 28.04.2022):
На станцию Верхотурье Свердловской ж.д. в адрес предприятия ИП Руфуллаев Н.А. прибыл вагон собственности ПАО "ПГК" N 54545413 по транспортной железнодорожной накладной NЭЬ915976 (с досылкой по ЭК415165). По прибытию у вагона N54545413 обнаружено повреждение, а именно - утрата 16 запоров и 2 валиков бортов. По факту повреждения составлен акт общей формы ГУ-23 от 17.01.2022 за подписью представителей ОАО "РЖД".
По своему характеру неисправность является повреждением и согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 соответствуют кодам 542 "Повреждение бортов платформы" и 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования", "Повреждение в поездной работе".
Для проведения совместного осмотра вагона, в адрес ВЧДЭ Смычка направлена телеграмма от 25.01.2022 N 17. Далее 25.01.2022 проведен совместный осмотр вагона на путях ПТОр Серов-сорт. где подтвержден факт отсутствия деталей, о чем составлен акт от 25.01.2022.
По факту обнаружения утраты деталей вагона N 54545413 ПАО "ПГК" в адрес вагонного эксплуатационного депо Смычка направлено письмо от 27.01.2022 NИД/Фекб/ОВР-1/22 с требованием провести расследование, однако расследование по случаю повреждения установленным порядком не проведено.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-555/22 от 25.04.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 319 от 28.04.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны ПАО "ПГК" N 55723308, 52335635, 54161914 по транспортным железнодорожным накладным ЭК603012, ЭК550416, ЭК319879. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагона выявлена утрата механизмов (приводов) ручного стояночного тормоза, авторежима о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно технических паспортов (формы ВУ-4-М) вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-481/22 от 06.04.2021 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 378 от 07.04.2022).
На станции Полевской Свердловской ж.д. забракован вагон N 53825378 по неисправности "выщербина обода колеса" (код 107). Для проведения текущего отцепочного ремонта направлен в ВЧДр Егоршино АО "ВРК-3".
Доля проведения совместного осмотра неисправного вагона в адрес ВЧДЭ Свердловск-Сортировочный направлена телеграмма N 151. 15.06.2021 при осмотре вагона на путях станции Егоршино выявлено несоответствие паспортных данных ГВЦ и данных натурного осмотра, о чем составлен комиссионный акт, к которому приложены фотоматериалы выявленных фактов несоответствий. Указанный акт подписан представителем ОАО "РЖД", а также представителем АО "ВРК-3".
В результате осмотра вагона выявлено, что под вагоном вместо 4-х колесных пар толщиной обода более 70 мм, установлены 4-колесные пары толщиной обода менее 32 мм. Также выявлено удаление номеров осей и клейм ремонта на торцах всех 4х колесных пар с обеих сторон.
Поскольку вагон N 53825378 с момента его отцепки перевозчиком (ОАО "РЖД") в ремонт 11.06.2021 по выщербине обода колеса и до обнаружения подмены колесных пар 11.06.2021 находился на путях общего пользования (т.е. в зоне ОАО "РЖД" как перевозчик и владельца инфраструктуры) ОАО "РЖД" несет ответственность за его сохранность.
В результате повреждения вагона Истцу причинены убытки в размере 655936 рублей.
Вагон застрахован Истцом по договору страхования в АО "СК "Альянс". Страховой компанией выплачено страховое возмещение в размере 551 871 руб. (платежное поручение N 73743).
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-684/22 от 23.05.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 427 от 26.05.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны Истца N N 60114287, 52212708, 56321524, 63001556 по транспортным железнодорожным накладным N N ЭН504046, ЭО605575, ЭН245414, ЭО532284. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника станции направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и ВУ-25. В ходе осмотра вагонов выявлена утрата механизма стояночного тормоза, авторежимов, о чем составлены акты формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно технических паспортов (формы ВУ-4-М) вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-672/21 от 20.05.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 427 от 26.05.2022)
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны Истца N N 62989363, 56280555, 54361399, 55423214 по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЛ611918, ЭЛ336712, ЭМ119156, ЭМ609050. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника станции направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и ВУ-25. В ходе осмотра вагонов выявлена утрата механизма стояночного тормоза, авторежимов, о чем составлены акты формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно техническим паспортам (формы ВУ-4-М) вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-905/22 от 06.07.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 278 от 07.07.2022):
На станции Оренбург Южно-Уральской ж.д. отцеплены вагоны 93277291, 52099900 по кодам неисправности 549 "Неисправность погрузочно/разгрузочных механизмов специализированных вагонов", 537 "неисправность запора двери". При осмотре представителем ПАО ПГК совместно с представителем ОАО "РЖД" у вагона 93277291 выявлен факт повреждения подножки составителя, у вагона 52099900 выявлен факт повреждение замка двери. По факту повреждения вагона составлен акт осмотра от 15.03.2022.
В соответствии с ГОСТом 22235-2010 и по своему характеру, указанная неисправность, являются повреждением. Согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 неисправность соответствует кодам 553 - "Повреждение (обрыв) лестниц/поручней/ подножек", 536 - "повреждение крепления двери", и 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования".
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-956/22 от 19.07.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 273 от 21.07.2022)
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны АО "ПГК" N N 53321873, 55708119, 54165329, 53512562, 53141149 по транспортным железнодорожным накладным N N ЭО532284, ЭО605575, ЭП324985, ЭО993867, ЭП513897, ЭП163037, ЭП761144. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагонов выявлена утрата механизмов (приводов) ручного стояночного тормоза, авторежимов, авторегуляторов, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-978/22 от 21.07.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 534 от 28.07.2022).
06.04.2022 года на станции Смычка Свердловской ж.д. был забракован вагон N 61815536 ПАО "ПГК" по неисправности колесных пар. Вагон направлен в ВЧДЭ Смычка для проведения ремонта. При осмотре колесной пары N 5-414005-20, выявлено повреждение, а именно откол наружного кольца подшипника кассетного типа. По факту выявленного повреждения составлен акт осмотра за подписью представителей ВЧДЭ Смычка, представителя АО НПК "УВЗ" и представителя ПАО "ПГК".
По своему характеру неисправность является повреждением и согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 соответствуют кодам 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования", "Повреждение в поездной работе".
По факту обнаружения повреждения вагона N 61815536 ПАО "ПГК", в адрес вагонного эксплуатационного депо Смычка направлено письмо от 15.04.2022 N АО-ИД/фекб/ОВР-10/22 с требованием провести расследование. По состоянию на 20.07.2020 расследование по случаю повреждения установленным порядком не проведено.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-979/22 от 21.07.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 534 от 28.07.2022)
03.04.2022 на станции Серов-Сортировочный Свердловской ж.д. отцеплен вагон N 54348818 по коду неисправности 543 "неисправность петель, запоров бортов платформы"". Для проведения совместного осмотра в адрес вагонного эксплуатационного депо Смычка направлена телеграмма от 07.04.2022 N 068 о вызове представителя. При осмотре у вагона выявлен факт утраты 8 клиновых запоров и 7 валиков бортов платформы. По факту повреждения вагона составлен акт осмотра от 08.04.2022 с участием представителя ОАО "РЖД".
В соответствии с ГОСТом 22235-2010 и по своему характеру, указанная неисправность, являются повреждением. Согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 неисправность соответствует коду 542- -"повреждение бортов платформы", и 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования".
По факту обнаружения повреждения вагона N 54348818 ПАО "ПГК", в адрес вагонного эксплуатационного депо Смычка направлено письмо от 11.04.2022 NИД/Фекб/ОВР-7/22 с требованием провести расследование. По состоянию на 20.07.2022 расследование по случаю повреждения установленным порядком не проведено.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-1051/22 от 10.08.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 306 от 18.08.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны ПАО "ПГК" N N 55223994, 53291076, 56729023, 57921330, 62616511 по транспортным железнодорожным накладным ЭП950901, ЭС615942, ЭР615942, ЭР625130, ЭС372814, ЭС207742. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагона выявлена утрата механизмов (приводов) ручного стояночного тормоза, авторежима, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно техническим паспортам, вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-1068/22 от 12.08.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 306 от 18.08.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны ПАО "ПГК" N N 53686333, 56520844, 53037529, 53383683, 52353380 по транспортным железнодорожным накладным N N ЭР700227, ЭС864073, ЭС857235, ЭР946841, ЭТ145309. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы ВУ-25. В ходе осмотра вагона выявлена утрата механизмов (приводов) ручного стояночного тормоза, авторежима, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно техническим паспортам, вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-1090/22 от 18.08.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 294 от 25.08.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны АО "ПГК" N N 52813359, 53006789, 53291258, 63405013, 63392260 по транспортным железнодорожным накладным ЭС921915, ЭТ591617, ЭС924402, ЭТ231770, ЭТ904433. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагонов выявлена утрата механизмов стояночного тормоза, утрата авторежимов, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
По претензии N ИД/ПР/ФЕкб-1101/22 от 22.08.2022 (доказательство отправки - выписка из списка внутренних почтовых отправлений N 294 от 25.08.2022):
В адрес вагонного ремонтного депо Чусовская АО "ВРК-1" прибыли вагоны АО "ПГК" N N 55294854, 55129456, 52317237 по транспортным железнодорожным накладным ЭУ746623, ЭУ746441, ЭТ331352. По прибытию на станцию Чусовская у вагонов обнаружена утрата деталей. В адрес начальника железнодорожной станции Чусовская направлены требования о составлении актов формы ГУ-23 и актов формы Ву-25. В ходе осмотра вагонов выявлена утрата механизмов стояночного тормоза, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 за подписью представителей ОАО "РЖД".
Согласно техническим паспортам, вагоны оборудованы стояночным тормозом. За время эксплуатации вагона после последнего планового ремонта, в т.ч. и при приеме к последней перевозке, вагон находился в надлежащей комплектации, поскольку замечаний со стороны перевозчика в отношении комплектации и сохранности не заявлялось. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в перевозочном процессе.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений.
Ответчик доводы истца документально не опроверг, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании убытков в заявленном размере.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Возражение Ответчика о том, что часть вагонов, требования по которым заявлены в иске, согласно сведениям жд накладных следовали в ремонт, ввиду чего могли быть приняты к перевозке разукомлектованными, что исключает, по мнению Ответчика, его ответственность за повреждение (разукомплектование) вагонов, не обоснован ввиду следующего.
Пункт 74 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", на который ссылается Ответчик в обоснование своего возражения, буквально содержит следующее:
"Порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей. О выявленных технических неисправностях перевозчиком составляется соответствующий акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках железнодорожным транспортом".
Таким образом, из буквального толкования указанного пункта следует, что перевозчик вправе принять к перевозке вагоны, имеющие технические неисправности, при их следовании в ремонт, однако о выявленных технических неисправностях акт общей формы во всех случаях составляется в общем порядке.
Кроме того, вывод об обязательном актировании любых фактов повреждения (разукомплектования) вагонов также следует из требований иной нормативной документации, в частности, из анализа раздела III Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 следует, что по факту обнаружения повреждения (разукомплектования) вагонов перевозчик обязан оформить акт общей формы ГУ-23 и акт о повреждении вагона формы ВУ-25-М.
На обязательность оформления данных актов указывает сам Ответчик в пункте 1.2. своего отзыва.
Порядок обеспечения перевозчиком сохранности вагонного парка предусмотрен, в частности, "Положением о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.03.2007 N 562р) - действующий документ в настоящее время, в соответствии с которым:
3.4. Техническое обслуживание вагонов производится в полном соответствии с требованиями Типового технологического процесса технического обслуживания грузовых вагонов, Инструкции осмотрщика вагонов и Типового технологического процесса работы ПТП. Техническое состояние груженых вагонов проверяют наружным осмотром, а порожних - снаружи и внутри.
3.5. При передаче (приеме) вагонов на (с) железнодорожные пути необщего пользования технический осмотр вагонов производится с записью результатов в книгу формы ВУ-15 работниками, сдающей и принимающей сторон.
3.7. При выявлении повреждений у вагона, принимаемого с железнодорожного пути необщего пользования, делается запись в книге формы ВУ-15 против соответствующего номера вагона и также заверяется подписями обеих сторон с составлением актов формы ГУ-23, ВУ-23-М и ВУ-25-М. Вагон в этом случае остается на ответственности организации, его повредившей при выполнении погрузочно-разгрузочных или маневровых работ, до момента подписания актов форм ГУ-23 и ВУ-25-М о повреждении вагонов и сдаче его железной дороге для осуществления ремонта силами железной дороги. В случае закрытия памятки формы ГУ-45, а также уборки с железнодорожных путей необщего пользования поврежденных вагонов ответственность возлагается на начальника железнодорожной станции. Актами форм ГУ-23, ВУ-25-М удостоверяется факт повреждения вагона, а акт формы ВУ-25-М является основанием для возмещения виновной организацией за повреждение вагона причиненного ущерба, понесенного железной дорогой, и первичным документом для составления отчета формы ВО-15 о повреждении вагонов".
В соответствии с Приложением 5 к Приказу МПС России от 08.09.1999 г. N 13 ЦЗ: "1. При выявлении в прибывшем на железнодорожную станцию поезде поврежденных вагонов осмотрщик вагонов (осмотрщик - ремонтник) составляет акт формы ВУ-23-М и с постановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П" (поврежден), о чем докладывает руководителю смены или начальнику пункта технического обслуживания (ПТО). 1.1. Начальник ПТО, а в его отсутствие руководитель смены, незамедлительно по телеграфу извещает ПТО железнодорожной станции, на которой производилось последнее техническое обслуживание состава поезда, вагонное депо и службу вагонного хозяйства железной дороги, 3 которым он подчинен, о прибытии поврежденных вагонов, вызывает для расследования представителей вагонного депо, допустившего отправление поврежденных вагонов, составляет на поврежденные вагоны акты формы ВУ-25-М".
Ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о повреждении (разукомплектовании) вагонов третьими лицами вне перевозочного процесса (т.е. вне зоны ответственности перевозчика), а именно - не представлено актов общей формы и/или актов о повреждении вагонов на момент приема вагонов к перевозке, выписок из книги формы ВУ-15, памяток грузополучателей формы ГУ-45, свидетельствующих об исключении ответственности перевозчика за повреждение (разукомплектование) вагонов.
Возражение Ответчика о том, что Истцом не представлено актов установленной формы, оформленных перевозчиком по случаям повреждения (разукомплектования) вагонов, а также обращений в адрес РЖД с требованиями о проведении расследования и составлении актов, опровергается доказательствами, имеющимися в материалах настоящего дела (соответствующие документы приложены в пакете материалов по претензиям).
В настоящем деле сам факт наличия повреждения/разоборудования вагонов Ответчиком не оспаривается, Ответчик оспаривает причины их возникновения (не по его вине). Между тем, именно на ОАО "РЖД" как на перевозчика законом возложена обязанность по оформлению актов установленной формы во всех случаях повреждения/разоборудования вагонов.
Однако в настоящем деле Ответчик не исполнил возложенной на него законом обязанности по оформлению актов, несмотря на обнаружение обстоятельств, указывающих на повреждение вагонов и требования о проведении расследовании и оформлении актов.
Сложившаяся судебная практика исходит из того, что отсутствие актов установленной формы (в нарушение требований закона не оформленных самих перевозчиком) не исключает ни самого события, ни ответственности перевозчика (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2017 по делу N А40-33784/2017, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А40-177638/2018, от 07.11.2018 по делу N А40-103659/2018 и др.).
Довод Ответчика о том, что Истцом в материалы дела не представлены доказательства принадлежности вагонов ранее, в суде первой инстанции, не заявлялся.
Однако, данный довод не обоснован, опровергается материалами дела ввиду следующего.
По вагонам, требования по которым заявлены в иске, Истцом представлены справки формы 2612 ИВЦ ЖА ОАО "РЖД", акты общей формы, оформленные с участием перевозчика по фактам обнаружения неисправностей, а также транспортные железнодорожные накладные, в которых имеется информация о том, на каком праве вагоны принадлежат АО "ПГК".
Являясь оператором подвижного железнодорожного состава, владеет вагонами на различных основаниях - как на праве собственности, так и на праве аренды, лизинга.
В данном иске заявлено требование о возмещение убытков, составляющих расходы на устранение повреждений/разоборудования вагонов, принадлежащих Истцу, в перевозочном процессе.
По каждому вагону, требования по которому заявлены в иске, Истцом в пакетах документах по претензиям представлены доказательства, подтверждающие несение расходов Истцом на устранение повреждений вагонов за счет Истца, АО "ПГК".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2023 по делу N А40-224102/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224102/2022
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"