г. Челябинск |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А47-8784/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2023 по делу N А47-8784/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Дусталиеву Нурлану Тулейбергеновичу (далее - ответчик, ИП Дусталиев Н.Т., предприниматель) о взыскании 336 001 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2023 (резолютивная часть от 17.01.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Податель жалобы указал, что использование денежных средств гранта возможно только на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат, представленному в плане расходов, в связи с чем, их использование на иные цели не предусмотрено заключенным соглашением. Таким образом, учитывая, что требования нормативных правовых актов ответчиком не соблюдены, условия соглашения не исполнены, апеллянт считает, что часть средств государственной поддержки в размере 336 001 руб. 43 коп. подлежат возврату в бюджет.
От ответчика (индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Дусталиева Нурлана Тулейбергеновича) посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательством его направления в адрес истца (вх. N 20084 от 03.04.2023). Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Постановления Правительства Оренбургской области от 27.05.2019 N 319-п "Об утверждении порядка предоставления грантов Агростартап" Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в 2019 году проведен конкурсный отбор для определения получателей гранта.
По итогам конкурса одним из победителей признано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ИП Дусталиев Н.Т. (грантополучатель).
04.09.2019 между Министерством и предпринимателем заключено соглашение N 212-19/с о предоставлении гранта "Агростартап" по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение). Направление проекта - "Мясное скотоводство".
По условиям соглашения Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 3 000 000 рублей путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского фермерского хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 380722 от 26.09.2019.
Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат, представленному в плане расходов (приложение N 2 к соглашению), являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
В силу пункта 4.3.2 соглашения получатель обязуется реализовать проект в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта и планом расходов, являющимися неотъемлемой частью соглашения.
Изменения, вносимые в план расходов, подлежат согласованию с министерством. Без согласования с министерством допускаются приобретение имущества, оплата оказываемых услуг (выполненных работ) в количестве большем и (или) по цене выше, чем установлено планом расходов, при условии дополнительного вложения денежных средств.
Также с грантополучателем заключены дополнительные соглашения N 1 от 25.09.2019, N 2 от 03.02.2020, N 3 от 01.02.2021, N 4 от 15.04.2022.
В соответствии с планом расходов дополнительного соглашения N 3 от 01.02.2021 к соглашению с участием средств гранта предусмотрено приобретение телок казахской белоголовой породы 20 голов, коровы казахской белоголовой породы (не старше 3-лет) 25 голов, косилка роторная с карданом 1,65 Lisicki, грабли колеснопальцевые SWR 9, погрузчик навесной фронтальный "Универсал" с ковшом и вилами, пресс-подборщик ПР-Ф-110, бычки казахской белоголовой породы 2 головы.
Дата окончания реализации проекта 03.2021.
Согласно отчета 2021 год грантополучателем приобретены телки казахской белоголовой породы 20 головы, коровы казахской белоголовой породы 25 голов, косилка роторная с карданом 1,65 Lisicki, грабли колесно-пальцевые SWR 9, погрузчик навесной фронтальный "Универсал" с ковшом и вилами, пресс-подборщик ПРФ-110, бычки мясной породы 2 головы, подтверждающие документы представлены с отчетностью.
В декабре 2021 - январе 2022 года Счетной палатой Оренбургской области было проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2019-2020 годах и истекшем периоде 2021 года министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской, области на реализацию региональных проектов в рамках подпрограммы " Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" госпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" (далее -контрольное мероприятие) отчет от 09.02.2022 N 1-22/3.
При проведении контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения: одна голова КРС принадлежащая ИП главе КФХ Дусталиеву Н.Т. и купленная с использованием средств гранта была сдана в ООО "Мясокомбинат "Сорочинский".
В соответствии с подпунктом "з" пункта 40 Порядка N 319-п, а также в соответствии с пунктом 4.3.10 соглашения грантополучатель обязуется в течении срока действия соглашения не осуществлять продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного с использованием гранта.
Данное нарушение ИП главой Дусталиевым Н.Т. устранено, поголовье КРС приобретенное с использованием средств гранта восстановлено путем покупки одной головы КРС, копия протокола заседания комиссии от 05.04.2022 прилагается.
Как указывает истец, при анализе движения средств на расчетном счете грантополучателя при проведении контрольного мероприятия установлено, что на момент поступления гранта в размере 3 000 000 рублей собственные средства на расчетном счете ИП главы КФХ Дусталиева Н.Т. отсутствовали.
В период с 26.09.2019 по 05.03.2021 (период полной реализации проекта) на счет грантополучателя поступили средства гранта в размере 3 000 000 рублей, а также собственные средства в сумме 1 110 000 рублей, при учете первоочередного расходования собственных средств на цели, не соответствующие плану расходов, Министерством сделан вывод, что за указанный период 2 663 998, 57 рублей израсходовано на реализацию проекта и 336 001, 43 рублей направлено на цели, не соответствующие плану расходов, а именно:
- 29.10.2019 произведена уплата комиссии банка в сумме 350 рублей;
- 31.10.2019 произведена уплата комиссии банка в сумме 2000 рублей;
- 09.01.2020 произведена уплата начислений в фонд в сумме 482 руб. 18 коп.,
- 10.02.2021 произведена оплата за трактор в сумме 172 769 руб. 25 коп.,
- 10.02.2021 произведена оплата за прицеп в сумме 160 400 руб. 00 коп.
Таким образом, истец полагает, что в нарушение пункта 1.2 соглашения в период с 29.10.2019 по 11.02.2021 осуществлено расходование средств гранта в сумме 336 001,43 рублей (5 фактов) на финансовое обеспечение затрат не в соответствии с перечнем затрат, представленным в плане расходов, являющимся неотъемлемой частью указанного соглашения.
Министерство указывает, что использование средств гранта на цели, не связанные с реализацией проекта является нарушением подпункта "а" пункта 40 Порядка N 319-п и пункта 1.2, 4.3.2 соглашения.
При выявлении факта нарушения подпункта "а" пункта 40 Порядка 319-п в соответствии с абзацем 2, 3 пункта 44 Порядка N 319- п грант подлежит возврату главой крестьянского (фермерского) хозяйства в областной бюджет в объеме средств, использованных с нарушением обязательств.
В силу пункта 4.3.14 получатель обязуется в случае получения уведомления о возврате гранта или части гранта в течение 30 календарных дней со дня его получения перечислить денежные средства по реквизитам, указанным в уведомлении.
В соответствии с вышеизложенным, министерство направило от 07.04.2022 N 01-03-06/521 в адрес ИП главы КФХ Дусталиева Н.Т. претензию на возврат средств гранта в размере 336 001,43 руб. в объеме средств, использованных с нарушением обязательств. Претензия вручена нарочно 12.04.2022.
Требование Министерства оставлено без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В рассматриваемом случае порядок и условия предоставления из областного бюджета грантов "Агростартап" в 2019 году установлены Порядком N 319-п.
В соответствии с Порядком 319-п главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление грантов, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 44 Порядка 319-п в редакции, действовавшей на момент предоставления гранта, грант подлежит возврату главой крестьянского (фермерского) хозяйства при выявлении факта нарушения обязательств, установленных, в частности, пунктами 1.2 и 4.3.2 соглашения в объеме средств, использованных главой крестьянского (фермерского) хозяйства с нарушением обязательств.
В течение 10 календарных дней с момента выявления факта нарушения обязательств министерство направляет главе крестьянского (фермерского) хозяйства письменное уведомление о возврате гранта или части гранта.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 04.09.2019 между Министерством и предпринимателем заключено соглашение N 212-19/с о предоставлении гранта "Агростартап" созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, по условиям которого Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 3 000 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского фермерского хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 380722 от 26.09.2019 и сторонами не оспаривается.
Также с грантополучателем заключены дополнительные соглашения N 1 от 25.09.2019 года, N 2 от 03.02.2020, N 3 от 01.02.2021, N 4 от 15.04.2022.
В соответствии с планом расходов дополнительного соглашения N 3 от 01.02.2021 к соглашению с участием средств гранта предусмотрено приобретение телок казахской белоголовой породы 20 голов, коровы казахской белоголовой породы (не старше 3-лет) 25 голов, косилка роторная с карданом 1,65 Lisicki, грабли колеснопальцевые SWR 9, погрузчик навесной фронтальный "Универсал" с ковшом и вилами, пресс-подборщик ПР-Ф-110, бычки казахской белоголовой породы 2 головы.
В рассматриваемом случае Счетной палатой Оренбургской области в декабре 2021 - январе 2022 года при анализе движения средств на расчетном счете грантополучателя при проведении контрольного мероприятия установлено, что при отсутствии на расчетном счете собственных средств, средства гранта в общей сумме 336 001 руб. 43 коп. в период с 26.09.2019 по 05.03.2021 использованы на цели, не связанные с реализацией проекта, в том числе, на оплату услуг банка, комиссии банка, начислений в фонд, внесение оплат за трактор и за прицеп.
Между тем, согласно окончательному дополнительному соглашению от 01.02.2021 N 3 грантополучатель обязан приобрести: телок казахской белоголовой породы в количестве 20 штук, по цене 50 000 рублей за одну голову на общую сумму 1 000 000 рублей., коровы казахской белоголовой породы (не старше 3-лет) в количестве 25 штук, по цене 51 135 рублей за одну голову на общую сумму 1 278 375 рублей, косилка роторная с карданом 1,65 Lisicki в количестве 1 штуки на общую сумму 64000 рублей., грабли колесно-пальцевые SWR9 в количестве 1 штуки, на общую сумму 160 000 рублей, погрузчик навесной фронтальный "Универсал" с ковшом и вилами в количестве 1 штуки, но общую сумму 256 000 рублей, 6. Пресс-подборщик ПР-Ф-110 в количестве 1 штуки, на общую сумму 430 000 рублей, бычки казахской белоголовой породы в количестве 2 штук по цене 73012,5 за одну голову на общую сумму 146025 рублей. Итого по плану расходов сумма гранта 3000000+334400 собственные средства ответчика = 3 334 400 рублей.
В соответствии с представленными ответчиком в материалы дела документами: 29.10.2019 согласно договора купли-продажи скота N 2. ответчик купил 20 голов телки казахской белоголовой породы на сумму 1 000 000 рублей; 13.02.2020 согласно договору N 1-0220/8. ответчик купил погрузчик навесной фронтальный Универсальный на сумму 151 000 рублей + универсальный ковш на сумму 30 000 рублей +универсальные вилы на сумму 750 000 рублей +Пресс подборщик ПРФ-110 по цене 430000 рублей +Косилка роторная 1,65 Lisicki по цене 64 000 рублей + грабли колесно-пальцевые SWR9 по цене 160 000 рублей = 910 000 рублей.
24.04.2020 согласно договору N 1\2020с ответчик купил две головы бычков казахской белоголовой породы на сумму 146 025 рублей.
10.02.2021 согласно договору купли-продажи N 05-02-0 ответчик за счет заемных денежных средств приобрел трактор МТЗ-80 на сумму 250 000 рублей.
10.02.2021 согласно договору купли-продажи N 07-02-0 ответчик за счет заемных денежных средств приобрел прицеп ЗПТС-12 на сумму 160 000 рублей.
05.03.2021 согласно договору купли-продажи крупного рогатого скота ответчик купил 25 голов коровы казахской белоголовой породы на сумму 1 278 375 рублей.
Заключение и исполнение вышеуказанных договоров подтверждено представленными копиями счетов на оплату, счет-фактур, актами приема-передачи, платежными поручениями о перечислении денежных средств.
Согласно расчету ответчика всего израсходовано денежных средств согласно условиям соглашения в размере 3 744 400 руб. 00 коп., из которых 410 000 руб. 00 коп. заемные денежные средства ответчика (покупка трактора МТЗ-80 на сумму 250 000 руб. 00 коп., прицепа ЗПТС-12 на сумму 160 000 руб. 00 коп.).
Как следует из представленной ответчиком выписки из лицевого счета за период с 19.09.2019 по 01.04.2021 денежные средства, направленные на покупку трактора и прицепа 10.02.2021, изначально были израсходованы из денежных средств, представленных в качестве гранта, при этом уже 19.02.2021 были возвращены предпринимателем на указанный счет.
Учитывая изложенные нормативные положения, а также выполнение ИП Дусталиевым Н.Т. всех предусмотренных соглашением сторон мероприятий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности с ответчика.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о том, что позиция истца основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целях финансирования сельского хозяйства.
Учитывая выполнение ответчиком мероприятий, указанных в соглашении в полном объеме, основания для возврата части субсидии отсутствуют.
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2023 по делу N А47-8784/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8784/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: ИП Дусталиев Нурлан Тулейбергенович
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд