г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А26-8489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Магомедова А.А.-Н. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5680/2023) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.01.2023 по делу N А26-8489/2022, принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-е лицо: Носова Татьяна Викторовна
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 14.09.2022 о наложении штрафа по делу N 010/04/9.21-424/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 25.01.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба, в которой, не оспаривая факт правонарушения, ссылается на наличие оснований для снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела, учитывая, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия по технологическому подключению Носовой Т.В.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление (30.05.2022 N 2746) поступила жалоба Носовой Т.В. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 05.06.2020 между Носовой Т.В. и Обществом заключен договор N 3859/05/21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: д. Кедрозеро Кондопожского района Республики Карелия, кадастровый номер 10:03:0000000:10565 (далее - Объект).
Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения Договора. Соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 05.06.2020, дата окончания - 05.06.2020.
Актом от 18.05.2021 подтверждено выполнение технических условий со стороны Носовой Т.В. в течение срока действия данного договора.
В рамках указанного договора N 25505-06-20/ОКТ между сторонами подписано дополнительное соглашение от 16.06.2021 N 1, согласно которому срок продлен на 6 месяцев.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ОАО "РЖД" требований Правил N 861, в связи с чем в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N010/04/9.21-424/2022 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 01.08.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 010/04/9.21-424/2022.
Постановлением Управления от 14.09.2022 N 010/04/9.21-424/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3), настоящим законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии (пункт 1 статьи 4).
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 24.12.2003 N 108-Э/16 открытое акционерное общество "Российские железные дороги", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что 05.06.2020 между Носовой Т.В. и Обществом заключен договор N 3859/05/21, неотъемлемой частью которого являются Технические условия.
Датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является 05.06.2020, дата окончания - 05.12.2021 принимая во внимание пункт 1.4 Договора, согласно которому срок осуществления присоединения составляет 1 год, а также Дополнительное соглашение N 1 к договору от 16.6.2021, которым указанный срок продлен на 6 месяцев.
Неосуществление в установленные законом и договором сроки технологического присоединения энергопринимающих устройств Носовой Т.В. к электрическим сетям Общества заявителем не оспаривается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом судом установлено, что обязанность по строительству воздушной линии электропередач с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств Носовой Т.В. сетевая организация (ОАО "РЖД") возложила на ООО "Энергопромсбыт", которое при проведении в 2021 году проектно-изыскательских работ установило, что единственно возможная трасса прокладки ЛЭП проходит по землям лесного фонда, переданным в аренду. Из письменных объяснений Общества следует, что причиной невыполнения в установленный срок технологического присоединения энергопринимающих устройств Носовой Т.В. к электрическим сетям послужило длительное урегулирование вопроса по строительству проектируемой ЛЭП на землях лесного фонда, обусловленное, в частности, отказом одного из арендаторов лесного участка разрешить рубку деревьев. Также Общество указало, что строительство ЛЭП в целях технологического присоединения только объекта Носовой Т.В. было экономически и технически нецелесообразным и неоправданным, поскольку при возведении ЛЭП к д. Кедрозеро следовало учитывать возможные заявки на технологическое присоединение от иных потребителей данного населенного пункта. При этом заявки от жителей д. Кедрозеро поступали в сетевую организацию неравномерно и в течение длительного периода времени, что требовало постоянной коррекции в проектировании ЛЭП.
Между тем, как обоснованно заключил суд, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии у заявителя непреодолимых и не зависящих от его воли обстоятельств, не позволявших ОАО "РЖД" при проявлении должной заботливости и осмотрительности своевременно исполнить заявку Носовой Т.В.
Более того, необходимость согласования мероприятий для будущего строительства объекта, а равно и определение количества потенциальных потребителей и объема поставляемого ресурса, относится к исключительному ведению сетевой организации и не может являться обстоятельством, препятствующим потребителю получить услугу по технологическому присоединению в установленный законодательством срок.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В жалобе Общество ссылается на наличие оснований для снижения назначенного штрафа.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не установил обстоятельств, позволяющие назначить штраф ниже установленного Управлением размера.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств как основание для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.
Более того, на момент рассмотрения дела в суде технологическое присоединение энергопринимающих устройств Носовой Т.В. к электрическим сетям Общества не осуществлено, акт о присоединении не представлен. Указанные документы не представлены и в суд апелляционной инстанции. Задержка составила более полутора лет.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки согласования строительства, а также сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861.
Таким образом, суд апелляционной инстанции также не устаревает оснований для снижения размера штрафа.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 января 2023 года по делу N А26-8489/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8489/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной Службы России по Республике Карелия
Третье лицо: Носова Татьяна Викторовна