г. Киров |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А31-14546/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.09.2022 по делу N А31-14546/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +"
(ОГРН: 1084401012410, ИНН: 4401097068)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
(ОГРН: 1034408610411, ИНН: 4401006568)
о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт,
третье лицо: Маишева Наталья Петровна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление) о взыскании 31 259 рублей 75 копеек долга по оплате взносов на капитальный ремонт.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Маишева Наталья Петровна (далее - третье лицо, Маишева Н.П.).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик считает, что истцом не представлено доказательств наличия у Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы задолженности перед Обществом, истцом не представлен расчет задолженности.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы реорганизовано в форме выделения, в результате 01.02.2023 создано Управление муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы (ОГРН: 1234400000933, ИНН: 4400012738) (далее - Управление), которое является правопреемником Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 2 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 27.10.2022 N 189, Управление осуществляет решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, учета муниципальных жилых помещений. На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 5 названного Положения Управление уплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции производит замену Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы его правопреемником - Управлением муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 210, пунктами 1, 2 статьи 244, пунктом 1 статьи 253, статьей 322, пунктом 1 статьи 323, пунктом 2 статьи 325, статьями 1151, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 39, статьей 153, частью 2 статьи 154, частью 1 статьи 158, частью 1 статьи 169, пунктом 3 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно пункту 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу пункта 3 части 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3 статьи 175 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 176 ЖК РФ предусмотрено, что договор специального счета может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, о замене владельца специального счета или кредитной организации при условии отсутствия непогашенной задолженности по полученному в этой кредитной организации кредиту на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2009 Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195 (далее - МКД) (договор управления МКД от 01.01.2009 N 195, лист дела 18).
Владельцем специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта с 01.10.2014 являлся региональный оператор.
15.10.2018 между Обществом и Управлением был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на специальном счете N 13-ФК-18, по условиям которого Общество по поручению собственника обязуется открывать от своего имени и вести специальные банковские счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, а собственник жилых помещений в многоквартирном доме обязуется ежемесячно в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в полном объеме вносить на специальные счета многоквартирных домов взносы на капитальный ремонт.
Дополнительным соглашением от 18.12.2019 N 3 перечень многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Кострома, добавлен МКД по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195.
Согласно справке АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Костромской региональный филиал от 20.03.2019 N 051-33-16 Обществу открыт специальный счет 20.03.2019 (лист дела 28).
Согласно выписке из лицевого счета в марте 2019 года был осуществлен перевод средств собственников жилья по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195 на основании протокола о смене владельца специального счета (лист дела 70).
Общество обратилось к мировому судье судебного участка N 1 Свердловского судебного района г. Кострома с иском о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении квартиры N 6 в МКД в сумме 31 259 рублей 75 копеек.
Истец указал ответчика - наследник после смерти Маишева П.А. (лист дела 5).
Затем истец уточнил требования и просил считать надлежащим ответчиком по делу Администрацию города Костромы, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что наследство после смерти Маишева П.А. является выморочным и передано муниципальному образованию городской округ город Кострома.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Свердловского судебного района г. Кострома дело передано в Арбитражный суд Костромской области для рассмотрения по подсудности.
Делу присвоен номер А31-14546/2021.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 04.04.2022 произведена замена ответчика на Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
Согласно материалам дела, на основании договора о приватизации жилищного фонда от 28.04.1993 N 2122/3 квартира N 6 в доме N 195 по ул. Шагова в г. Костроме была приватизирована Маишевым П.А. и Маишевой Н.П., и находилась в их совместной собственности (письмо Областного государственного бюджетного учреждения "Костромаоблкадастр - Областное БТИ" от 30.05.2022 N ИС-3969, лист дела 103).
24.04.2008 Маишев П.А. умер (справка Управления ЗАГС Костромской области от 23.09.2016 N 12398, лист дела 87).
Глава Администрации города Кострома обратился к нотариусу Суснило И.Ю. с заявлением от 27.10.2016 N 10исх-5044/16 о выдаче свидетельства о праве на наследство муниципальному образованию городской округ город Кострома на земельный участок N 858 с кадастровым номером 44:27:020501:885, собственником которого являлся Маишев П.А., как на выморочное имущество (лист дела 98).
15.11.2016 муниципальному образованию городскому округу город Кострома выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении выморочного имущества Маишева П.А., которое состоит из земельного участка с кадастровым номером 44:27:020501:885 (лист дела 102).
Согласно пункту 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Из пункта 2 статьи 1151 ГК РФ следует, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 1152 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В пунктах 49, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей, в частности, выплаты долгов наследодателя. Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии со статьей 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 (далее - Закон N 1541-1), действующей на момент заключения договора приватизации, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Статьей 3.1 Закона N 1541-1, введенной в действие Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ, предусмотрено, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе, доля умершего. При этом, указанные доли в прав общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Таким образом, в связи со смертью Маишева П.А., поскольку отсутствуют сведения о принятии наследства наследниками Маишева П.А., 1/2 доли квартиры N 6 в доме N 195 по ул. Шагова в г. Кострома является выморочным имуществом и в силу закона перешла к муниципальному образованию городскому округу город Кострома.
На собственнике в лице Управления возложена обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт.
В силу положений статьи 249 ГК РФ, а также согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22), сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 27 Постановления N 22 разъяснено, что по смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Из пункта 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, также следует, что собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
В данном случае соглашения между Управлением и Обществом, между Управлением и другим собственником жилого помещения Маишевой Н.П., об определении порядка оплаты за жилое помещение, в том числе пропорционально долям в праве собственности на жилое помещение, не заключены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о солидарной обязанности сособственников по внесению платы за жилое помещение (вносов на капитальный ремонт).
В данной части решение суда Управлением не оспаривается.
Согласно расчету истца, за ответчиком числится задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2019 года по апрель 2021 года в сумме 31 529 рублей 75 копеек. Из расчета долга видно, что в указанную сумму задолженности также входит долг за период с октября 2014 года по март 2019 года в сумме 18 709 рублей 69 копеек. Сумма платы за месяц определена исходя из площади квартиры (63,6 кв.м), умноженной на тариф (размер взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади, установленный соответствующим постановлением Администрации Костромской области). Площадь квартиры подтверждается техническим паспортом.
Расчет долга апелляционным судом проверен и признан правильным, поскольку соответствует установленным нормативными актами тарифам (в том числе постановления Администрации Костромской области от 26.12.2016 N 504-а, от 30.12.2019 N 531-а). Долг в сумме 18 709 рублей 69 копеек передан Обществу от регионального оператора при смене владельца специального счета, расчет долга представлен (листы дела 69, 70, 72).
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы являются несостоятельными, расчет задолженности, представленный в материалы дела, является обоснованным. Ответчиком контррасчет долга не произведен.
В суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Из пункта 1 статьи 200 ГК РФ следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно справке Управления от 10.01.2022 N 11-32исх-1/22, объект по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195, кв. 6, в реестре муниципального имущества не значится (лист дела 86).
Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Костромской области от 01.06.2022 N 14-0405/22 сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195, кв. 6 в базе данных ФГИС ЕГРН отсутствуют (лист дела 105).
Нотариус Суснило И.Ю. в письме от 20.04.2021 N 310 на запрос Общества указала, что сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию уполномоченных органов (лист дела 38).
О том, что наследство после смерти Миашева П.А., является выморочным и передано муниципальному образованию городской округ город Кострома, истцу стало известно после получения по запросу мирового судьи сведений от нотариуса.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что истец узнал о том, что надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям является Управление, только в 2021 году. Следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен.
В данной части решение суда Управлением не оспаривается.
Ссылка ответчика на то, что МКД по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195 в перечень многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, включен дополнительным соглашением от 18.12.2019 N 3 к договору от 15.10.2018 N 13-ФК-18, подлежит отклонению. В данном перечне квартира N 6 не указана, названы другие жилые помещения (N 35 и N 66).
Доводы ответчика о том, что Управление задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт погасило, ссылка на соответствующие платежные поручения, не принимаются, поскольку в назначении платежа номер жилого помещения, в отношении которого производится оплата взносов на капитальный ремонт, не указан. При этом помимо спорного жилого помещения в МКД находятся другие жилые помещения, собственником которых является муниципальное образование.
Кроме того, апелляционной суд принимает во внимание, что объект по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д. 195, кв. 6 в реестре муниципального имущества не значится, свидетельство о праве на наследство в отношении спорного жилого помещения не получало, следовательно, отсутствуют основания полагать, что Управление оплачивало взносы на капитальный ремонт в отношении жилого помещения N 6. Доказательств оплаты взносов по спорному помещению (в том числе по определению апелляционного суда) ответчик не представил.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену ответчика - Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы на его правопреемника - Управление муниципального жилищного фонда Администрации города Костромы (ИНН: 4400012738, ОГРН: 1234400000933).
Решение Арбитражного суда Костромской области от 16.09.2022 по делу N А31-14546/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления муниципального жилищного фонда Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-14546/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Ремжилстрой +"
Ответчик: МО городской округ г. Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Третье лицо: Маишева Наталья Петровна, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КОСТРОМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ