город Омск |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А70-1474/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1295/2023) общества с ограниченной ответственностью "Сибавтотранс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-1474/2022 (судья Сидорова О.В.),
принятое по иску государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (ОГРН: 1027200824353, ИНН: 7203001860) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибавтотранс" (ОГРН: 1127232044060, ИНН: 7202237654) о взыскании 66 770 руб.
и встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Сибавтотранс" к государственному казенному учреждению Тюменской области "Управление автомобильных дорог" о взыскании 252 132 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социального развития Тюменской области (ОГРН: 1057200725152, ИНН: 7202137875), государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Объединение автовокзалов и автостанций" (ОГРН: 1127232004866, ИНН: 7202226772),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ ТО "УАД", учреждение, Управление, истец по первоначальному иску) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибавтотранс" (далее - ООО "Сибавтотранс", общество, ответчик по первоначальному иску) о взыскании 66 770 руб. - возврат излишне перечисленного аванса по соглашению о компенсации расходов перевозчика.
Для совместного рассмотрения с первоначальным иском к производству принято встречное исковое заявление ООО "Сибавтотранс" к учреждению о взыскании 252 132 руб. невыплаченной по соглашениям компенсации (в редакции принятых судом первой инстанции уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент социального развития Тюменской области, государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - Департамент, ГБУ ТО "Объединение АВ и АС", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 первоначальные исковые требования ГКУ ТО "УАД" удовлетворены в полном объеме, с ООО "Сибавтотранс" в пользу ГКУ ТО "УАД" взыскано 66 770 руб.
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
С ООО "Сибавтотранс" в доход федерального бюджета взыскано 2860 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибавтотранс" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества в полном объеме и об отказе в удовлетворении первоначального иска.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Сибавтотранс" выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности по требованию общества, поскольку заключенный сторонами договор не является договором перевозки; срок исковой давности обществом не пропущен. Удовлетворяя первоначальный иск, суд первой инстанции не учел систематические недоплаты со стороны учреждения компенсаций за перевозку льготных категорий граждан, подтверждение необоснованных исключений из оплаты списка граждан намерением учреждения возместить исправленный реестр на сумму 80 906 руб.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству, определением от 21.03.2023 ее рассмотрение отложено на 06.04.2023.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ ТО "УАД" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
От ООО "Сибавтотранс" поступили возражения на отзыв.
Представители надлежаще извещенных сторон и третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибавтотранс" является владельцем лицензии от 06.05.2019 N АК-72-001052 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и багажа автобусами.
Между ГКУ ТО "УАД" (заказчик) и ООО "Сибавтотранс" (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
30.10.2020 между ГКУ ТО "УАД" (уполномоченная организация) и ООО "Сибавтотранс" (перевозчик) заключен договор N 67/22 о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 договора предметом Договора является компенсация расходов перевозчику, связанных с регулированием тарифов и перевозкой граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщения, а также железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п (далее - Положение).
Согласно п. 2.2.2 Договора перевозчик обязуется осуществлять перевозку граждан, указанных в пункте 2 Положения, в пригородном и в междугородном (внутриобластном, межрегиональном) сообщении (г. Тюмень - Тюменский район) без взимания провозной платы при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан, за исключением случаев, предусмотренных Положением, в течение срока действия настоящего договора
Пунктом 2.2.3 Договора предусмотрена обязанность перевозчика по организации учета перевезенных пассажиров, указанных в п. 2 Положения.
ГКУ ТО "УАД" во исполнение условий договора за декабрь 2020 г. перечислило на счет ООО "Сибавтотранс" аванс 717 045 руб. платежным поручением от 29.12.2020 N 873961.
ООО "Сибавтотранс" представило истцу реестры перевезенных льготных пассажиров за декабрь 2020 г., которые Управление направило для проведения проверки в Департамент социального развития Тюменской области письмом N 305/22 от 20.01.2021.
По результатам проверки установлено, что отвечают условиям Договора и подлежат компенсации расходы на сумму 650 275 руб.
Таким образом, сумма излишне внесенных Управлением денежных средств составила 66 770 руб. (717 045 руб.- 650 275 руб.).
Требование N 1954/06 от 15.03.2021 о возврате излишне оплаченного аванса ООО "Сибавтотранс" не исполнило, что послужило основанием для обращения ГКУ ТО "УАД" в суд.
ООО "Сибавтотранс", напротив, полагает, что Управлением компенсация за период с января 2020 г. по декабрь 2020 г. выплачена не в полном объеме; ссылается при этом на договоры о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, от 29.12.2018 N 35/22, от 25.09.2020 N 40/22, от 30.10.2020 N 67/22.
По расчету общества, общая сумма задолженности Управления составляет 252 132 руб., в том числе за декабрь 2020 г.
ГКУ ТО "УАД" заявило о пропуске исковой давности в отношении требований общества.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о пропуске обществом срока исковой давности, в удовлетворении встречного иска отказал, а первоначальные исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Разрешая спор по существу и применяя срок исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что спорные правоотношения являются правоотношениями по договору перевозки; по мнению суда первой инстанции, материалами дела подтверждается, что ООО "Сибавтотранс" осуществляет перевозку пассажиров и багажа, что свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений, урегулированных положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Перевозка"; в указанных правоотношениях ООО "Сибавтотранс" является перевозчиком.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не соглашается.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении в Тюменской области утвержден Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 N 319-п (далее - Порядок N 319-п).
Уполномоченным органом по реализации Порядка является Главное управление строительства Тюменской области (далее - Уполномоченный орган). Уполномоченной организацией по реализации Порядка является государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - уполномоченная организация) (пункт 1.3 Порядка N 319-п).
Согласно положениям раздела 3 Порядка N 319-п, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения Уполномоченной организацией государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, с учетом положений Федерального закона N 220-ФЗ. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) устанавливается, в том числе назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области, в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ; порядок оплаты государственного контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 786 ГК РФ в рамках отношений перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункты 1, 2 статьи 790 ГК РФ).
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Порядок предоставления гражданам, имеющим право льготного проезда, мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения перевозчикам расходов на оплату таких граждан, регламентирован постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщения, а также железнодорожном, водном, воздушном транспорте" (далее - Постановление N 95-п).
Согласно пункту 22 Постановления N 95-п возмещение соответствующих расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки на маршрутах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном типовым договором о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, предусмотренным в приложении N 5 к настоящему Положению, заключаемым между перевозчиком и Главным управлением строительства Тюменской области либо уполномоченным лицом (далее - уполномоченная организация).
Перевозка граждан, осуществляется перевозчиками, заключившими договор на выполнение пассажирских перевозок по результатам конкурсного отбора или договор на выполнение временных пассажирских перевозок, без взимания провозной платы при предъявлении документов. Расходы на оплату проезда граждан возмещаются перевозчикам в объеме и порядке, установленных соответствующим договором, заключенным между перевозчиком и организатором конкурса в соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета (пункты 19, 20 Постановления N 95-п).
Согласно пункту 27 Постановления N 95-п, возмещение гражданам или их представителям расходов на оплату проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного (внутрирайонного, внутриобластного) сообщения (кроме такси) в денежной форме производится за счет средств, предусмотренных Департаменту социального развития Тюменской области на осуществление соответствующей меры социальной поддержки законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, спорные правоотношения, хотя и связаны с деятельностью сторон в сфере организации перевозок, непосредственно правоотношениями по договору перевозки не являются, что является необходимым условием для применения сокращенного срока исковой давности.
В соответствии со статьей 797 ГК РФ, статьей 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.
То есть для применения сокращенного срока исковой давности следует установить, являются ли правоотношения сторон отношениями по исполнению договора перевозки.
Как разъяснено в п.20 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017), существенными условиями договора перевозки, определяющими договор как договор названного вида, являются обязанности должника обеспечить транспортировку (перемещение в пространстве) и сохранность груза и(или) пассажира.
Если из условий рассматриваемого договора не следует данная обязанность исполнителя, следовательно, он договор может быть квалифицирован в качестве договора перевозки и к нему не применяется годичный срок исковой давности (аналогичная правовая позиция изложена также в Определении Верховного Суда РФ от 26.02.2019 по делу N 305-ЭС18-12293, А40-219900/2017).
ООО "Сибавтотранс", несмотря на его поименование в таком качестве в Договоре, является перевозчиком в правоотношениях иного рода и с иными лицами - пассажирами, но не с Управлением; ГКУ ТО "УАД" не является стороной договора перевозки. Заключенный сторонами договор от 30.12.2020 N 67/22 не обладает квалифицирующими признаками договора перевозки.
Между ГКУ ТО "УАД" и ООО "Сибавтотранс" сложились правоотношения в связи с предоставлением ООО "Сибавтотранс" компенсации за счет средств соответствующего бюджета в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, оплачивающих проезд не в полном размере.
Соответственно, к спорным правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности.
Вывод суда первой инстанции о пропуске обществом срока исковой давности является ошибочным, что, однако, не привело к принятию неверного решения по существу спора ввиду следующего.
Согласно пункту 3.3.1. договора от 30.10.2020 N 67/22, возмещение перевозчику расходов, указанных в п. 2.1.3, на междугородных (внутриобластных, межрегиональных) маршрутах (г. Тюмень-Тюменский район) осуществляется на основании документов в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2.11 Договора.
В подпункте "б" п. 2.2.11 договора стороны согласовали, что ООО "Сибавтотранс" обязуется до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представить Управлению документы, подтверждающие факт перевозки льготных категорий граждан, указанных в пункте 2 Положения, а именно: ведомости продажи билетов автовокзалов и автостанций; билетно-учетные листы и ведомости водителей, в которых должны быть отражены данные по льготным категориям перевезенных пассажиров, а именно: фамилия, имя, отчество, код категории в соответствии с пунктом 2 Положения, серия и номер документа, подтверждающего право на льготу, место жительства/регистрации (район, город), стоимость проезда; сводный реестр граждан перевезенных автобусами перевозчика, пользующихся правом на льготный проезд.
В обоснование встречного иска ООО "Сибавтотранс" указывает, что за 2020 г. направило в адрес Уполномоченной организации документы, подтверждающие факт льготных перевозок на общую сумму 11 440 789 руб., однако при сверке перечисления средств за период январь-декабрь 2020 г. Управление не приняло и не возместило расходы на общую сумму 252 132 руб.
Договор от 30.10.2020 N 67/22 и иные договоры, на которые ссылается общество, заключены во исполнение Постановления Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщения, а также железнодорожном, водном, воздушном транспорте".
Разделом VII Постановления N 95-п (в редакции, действовавшей до 21.01.2021) установлен Порядок возмещения перевозчикам расходов на оплату проезда на автомобильном транспорте междугородного (внутриобластного, межрегионального) сообщения.
Согласно пунктам 22-27 названного постановления, возмещение соответствующих расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки на маршрутах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном типовым договором о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, предусмотренным в приложении N 5 к настоящему Положению, заключаемым между перевозчиком и Главным управлением строительства Тюменской области либо уполномоченным лицом (далее - уполномоченная организация).
Для возмещения расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки по маршрутам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, перевозчик в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченную организацию документы, предусмотренные договором о возмещении расходов.
Главное управление строительства Тюменской области либо уполномоченная организация осуществляет проверку представленных документов и составляет согласно форме, указанной в приложении N 6 к настоящему Положению, реестр перевезенных граждан, указанных в подпунктах "а" - "я" пункта 2 настоящего Положения, который направляет в срок до 26 числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде для заверения электронной цифровой подписью в Департамент социального развития Тюменской области.
Возмещение расходов на оплату проезда граждан, указанных в подпунктах "а" - "я" пункта 2 настоящего Положения, на автомобильном транспорте общего пользования междугородного (внутриобластного, межрегионального) сообщения осуществляется исходя из количества перевезенных граждан соответствующих категорий и стоимости проезда.
Возмещение соответствующих расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки по маршрутам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, осуществляется не позднее чем на 10 рабочий день со дня заверения реестров электронной цифровой подписью Департаментом социального развития Тюменской области.
Возмещение за декабрь текущего года производится в виде авансирования соответствующих расходов, возмещаемых перевозчикам в размере ожидаемых сумм. Окончательный расчет за декабрь отчетного периода производится в следующем финансовом году с учетом проавансированных сумм на основании актов сверки взаиморасчетов между уполномоченной организацией и перевозчиками по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и реестров перевезенных граждан, указанных в пункте 24 настоящего Положения, заверенных в Департаменте социального развития Тюменской области.
В рассматриваемом случае проверка реестров пассажиров, перевезенных обществом "Сибавтотранс", производилась Департаментом социального развития Тюменской области - то есть уполномоченным органом, а не ГКУ ТО "УАД" - стороной договора, имеющей заинтересованность.
Департамент социального развития Тюменской области в своем отзыве представил результаты проведенных проверок.
Согласно заключенному сторонами договору, возмещение расходов перевозчика производится ежемесячно.
По утверждению ООО "Сибавтотранс", неполная оплата имела место в каждом месяце 2020 г.
Между тем, в материалах дела не имеется доказательств того, что общество в течение года выражало несогласие с оплаченными суммами, предъявляло претензии, настаивало на повторных проверках или совместных сверках. Требования о доплате обществом также не предъявлялись в течение года, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Соответствующее требование заявлено только в качестве встречного иска, после обращения ГКУ ТО "УАД" в суд с требованием о возврате излишне перечисленного аванса.
ГКУ ТО "УАД" в отзывах на встречный иск представлено обоснование отказа в выплате, в том числе, указано, что предъявленные к возмещению расходы (право льготного проезда) не подтверждены документально, перечисленные граждане не имеют льгот, идентифицировать гражданина по представленным данным не удалось, в реестре допущено "задвоение" поездок, билеты приобретались не на автостанции, что не позволяет подтвердить стоимость поездки. Кроме того, Управление обратило внимание, что обществом допускались ошибки в реестрах, часть из которых была исправлена, что свидетельствует о том, что данные не всегда отражались корректно.
Позиция Управления поддержана и третьими лицами.
ООО "Сибавтотранс" в ответ на приведенные доводы указывало, что не несет ответственности за достоверность сведений, сообщенных пассажирами, и не имеет возможности осуществить их проверку; отрицает включение в реестры фактически не осуществленных поездок. Указанные доводы обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, предметно и документально не подтверждены. Провоз по льготной цене пассажиров, не обладающих правом на льготу, не возлагает на соответствующий бюджет обязанность компенсировать такие расходы перевозчику.
Суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.
Как разъяснено в пунктах 16-19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При этом, существенным для определения надлежащего ответчика и рассмотрения иска является установление, за счет средств какого бюджета (бюджетов) производится финансирование компенсаций.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В связи с чем установлению подлежит, осуществлен ли возврат выделенных средств по окончанию финансового года, поскольку выплата компенсации за счет собственных средств уполномоченного органа законом не предусмотрена (определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 302-КГ17-4001 по делу N А33-2816/2016).
Таким образом, ГКУ ТО "УАД" как самостоятельное лицо не является надлежащим ответчиком по встречному иску, требования должны быть обращены к соответствующему публично-правовому образованию в лице уполномоченного органа.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-1474/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1474/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Ответчик: ООО "СИБАВТОТРАНС"
Третье лицо: 8ААС, ГБУ ТО "Объединение АВ и АС", Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Объединение АВ и АС", Департамент социального развития Тюменской области