г. Москва |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А41-37283/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Рассвет": Паршина Е.Ф. по доверенности от 06.08.2021, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: представитель не явился, извещено;
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям: представитель не явился, извещено;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 09 декабря 2022 года по делу N А41-37283/22,
по заявлению акционерному обществу "Рассвет"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьих лиц: Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям и Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
об оспаривании решений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рассвет" (далее - АО "Рассвет", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 87) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконными уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660557/6 и от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660558/6;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию земельного участка на основании межевого плана в соответствии с заявлениями от 14.02.2022 N MFC-0542/2022-2122-1, MFC-0542/2022-2122- 2, MFC-0542/2022-2122-3 на основании представленных документов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям и Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2022 года по делу N А41-37283/22 признано незаконным уведомление от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660558/6 с регистрирующий орган обязан осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11 на основании заявлений от 14.02.2022 N MFC-0542/2022-2122-1, MFC-0542/2022-2122-2. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 105-108).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Рассвет" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя АО "Рассвет", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11 площадью 34 822 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский р-он, Дмитров г/пос, д. Муханки.
В связи с тем, что указанный земельный участок частично расположен в береговой полосе и акватории реки Яхрома, береговая полоса и часть водного объекта включены в границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11, обществом принято решение о разделе данного земельного участка.
14 февраля 2022 года АО "Рассвет" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости (номер описи MFC-0542/2022-2122-1 и N MFC-0542/2022-2122-2, присвоен номер КУВД-001/2022-5660558) и отдельно с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11 (номер описи MFC-0542/2022-2122-3, присвоен номер КУВД-001/2022-5660557). К заявлениям приложены следующие документы: доверенность представителя от 06.08.2021, решение собственника о разделе земельного участка от 20.09.2021, межевой план от 11.02.2022, письмо от 14.02.2021 и платежное поручение от 24.01.2022 N 698.
Уведомлениями от 04.03.2022 N КУВД-001/2022-5660557/1 и N КУВД-001/2022-5660558/1 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по следующим основаниям:
- представленный в составе межевого плана раздел Чертеж земельных участков оформлен с нарушением пунктов 77 и 78 Требований; реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" заполнен с нарушением пункта 49 Требований;
- нарушен пункт 32 Требований - в реквизите "2" раздела "Исходные данные" не указаны сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, системе координат соответствующего субъекта;
- раздел "Схема геодезический построений" подготовлен с нарушением пункта 74 Требований; нарушен пункт 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) - размер образуемого земельного участка, не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (т. 1 л. д. 13).
11 марта 2022 года общество представило в регистрирующий орган исправленный межевой план от 09.03.2022 содержащий заключение кадастрового инженера, в котором отображены пояснения по предъявленным замечаниям.
Уведомлением от 15.03.2022 N КУВД-001/2022-5660558/7 регистрирующий орган известил общество о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В уведомлении указано, что причиной приостановки явилось нарушение пункта 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации - размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (т. 1 л. д. 16).
Уведомлениями от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660557/6, от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660558/12 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав (т. 1 л. д. 41, 88).
Полагая, что данные отказы являются незаконными и нарушают права и законные интересы АО "Рассвет" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным уведомления от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660558/6 и обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11 на основании заявлений от 14.02.2022 N MFC-0542/2022-2122-1, MFC-0542/2022-2122-2, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта- план территории);
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (часть 3 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Уведомлением от 15.03.2022 N КУВД-001/2022-5660558/7 регистрирующий орган известил общество о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В уведомлении указано, что согласно представленному межевому плану, площадь образуемого земельного участка в нарушение пункта 1 статьи 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", составляет 5318 кв.м, что меньше минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 6 статьи 6 ВК РФ береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать) метров.
Береговая линия (границы водного объекта) определяется для водохранилища по нормальному подпорному уровню воды (пункт 4 статьи 5 ВК РФ).
Согласно статье 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи (пункт 1).
Предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам:
- если земельный участок площадью менее 2 га находится в пределах естественных границ на местности;
- в случае образования земельных участков при разделе земельных участков, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, пересечений с границами территориальных зон, лесничеств, лесопарков, водных объектов.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае раздел земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060409:11 произведен обществом в связи с выделением береговой полосы и акватории реки Яхрома. Данное обстоятельство регистрирующим органом не оспаривается.
Таким образом, требования о минимальных размерах земельных участков не применяются к образуемому земельному участку, в отношении которого общество обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с соответствующим заявлением.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое уведомление от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660558/12 является незаконным и подлежит отмене.
Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным уведомления от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-5660557/6 и обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию прекращения прав на исходный земельный участок на основании заявления от 14.02.2022 N MFC-0542/2022-2122-3, поскольку Законом N 218-ФЗ не предусмотрена подача отдельного заявления о прекращении права на исходный земельный участок при разделе такого земельного участка.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2022 года по делу N А41-37283/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37283/2022
Истец: АО "РАССВЕТ"
Ответчик: Красногорский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Ермоленко Андрей Васильевич, Межмуниципальный отдел по г.Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по Московской области, РОСРЕЕСТР, Красногорский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии