город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2023 г. |
дело N А32-49978/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Сороки Я.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Шпак П.С. по доверенности N 01-08-8/23 от 12.01.2023;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2023 по делу N А32-49978/2022
по иску администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (ОГРН 1022301224549)
к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
о понуждении,
УСТАНОВИЛ:
администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества, ответчик, управление) об обязании в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (первоочередные противоаварийные мероприятия верхней платформы водонапорной башни).
Решением от 18.01.2023 иск удовлетворен. Суд обязал управление в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Водонапорная башня, нач. ХХ в., инж. Шухов В.Г." Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 149 (первоочередные противоаварийные мероприятия верхней платформы водонапорной башни).
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Заявитель жалобы указывает, что срок установленный судом первой для производства работ является неисполнимым. По мнению заявителя, судом не учтена специфика объекта культурного наследия и не учтен принцип эффективности использования бюджетных средств. Также судом не учтено, что управление ранее просило решить вопрос о возможности перевода данного объекта культурного наследия из федерального на краевой уровень.
В судебное заседание ответчик явку не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.07.2022 приказом администрации Краснодарского края N 527-кн в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Водонапорная башня, нач. XX в., инж. Шухов В.Г.", Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 149 (далее - ОКН), утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство).
Состав (перечень) видов работ по сохранению ОКН, сроки (периодичность) проведения таких работ определены приложением N 1 к указанному приказу.
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан был в срок не позднее 30.09.2022 провести производственные работы по сохранению ОКН (первоочередные противоаварийные мероприятия верхней платформы водонапорной башни).
ОКН стоит на государственной охране на основании решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 15.11.1977 N 759 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и использования памятников истории и культуры в Краснодарском крае", Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.2016 N 48945-р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2022, правообладателем нежилого сооружения - водонапорной башни "Шухова" с кадастровым номером 23:43:0205064:1057, по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, д. 149, является Российская Федерация.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (абзац 2 пункта 1, пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (утверждено приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея осуществляет функции по управлению федеральным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Письмом управления от 19.07.2022 N 78-08-10986/22 в порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" копия охранного обязательства была направлена в адрес ответчика для исполнения (согласно уведомлению о вручении письмо вручено 25.07.2022).
Письмом от 06.09.2022 исх. N 78-08-13999/22 в адрес ответчика направлен запрос, оставленный без ответа, о принимаемых мерах по исполнению рассматриваемого охранного обязательства.
До настоящего времени требования охранного обязательства законным владельцем ОКН не исполняются.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые ссылается в качестве основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что согласно заключению по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в отношении объектов культурного наследия от 05.10.2022 на основании задания от 05.10.2022 зафиксирован факт неисполнения требований, предусмотренных охранным обязательством в отношении ОКН, что является нарушением требований, предусмотренных ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом N 73-ФЗ.
В силу статьи 6 Федерального закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности или ограниченном вещном праве) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентирован статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Данным бездействием ответчика нарушаются гарантированные статьей 44 Конституции Российской Федерации, "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, статьей 7 Закона N 73-ФЗ права неопределенного круга лиц на охрану объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 N 1000, управление является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основных задач управления является реализация правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края, в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия).
Согласно статье 11 Федерального закона N 73-ФЗ предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ) установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследи.
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (подпункт 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
На основании изложенного, требования истца об обязании ответчика в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Водонапорная башня, нач. XX в., инж. Шухов В.Г.", Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 149 (первоочередные противоаварийные мероприятия верхней платформы водонапорной башни), правомерно удовлетворены судом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что управлением направлялись письма в администрацию субъекта и муниципалитета с целью смены для объекта культурного наследия уровня собственности с федерального на иной не меняют обязанности управления по исполнению требований охранного обязательства, так как данный вопрос остался неразрешенным.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы относительно длительности процесса проведения первоочередных противоаварийных мероприятий верхней платформы водонапорной башни по сохранению объекта культурного наследия федерального значения не принимаются апелляционной коллегией так как требования охранного обязательства со сроком проведения работ не позднее 30.09.2022 и так просрочены управлением более чем на полгода, а установленный судом срок составляет еще дополнительно три месяца и может обсуждаться взыскателем с должником лишь с применением механизма отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при наличии к тому подтвержденных правовых оснований и не может являться основанием для отмены обжалуемого акта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2023 по делу N А32-49978/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49978/2022
Истец: Администрация Краснодарского края, Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея