г. Москва |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А40-253678/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ОЦВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-253678/23-116-384,
по заявлению Акционерного общества "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий" (ОГРН: 1027700412850, ИНН: 7717130165)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (ОГРН: 1047717037180, ИНН: 7717018935)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Глушкова Т.В. - по дов. от 13.11.2023; |
от заинтересованного лица: |
Аносова Е.А. - по дов. от 11.08.2024; Мосолова А.Д. - по дов. от 11.01.2024 |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2024 в удовлетворении требований Акционерного общества "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий" ИНН 7717130165 (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик, АО "ОЦВ") к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.12.2022 N 12-15/2482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам отзыва на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и возражений на них, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на имущество организаций за 2021 по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 07.07.2022 N 5726-М, а по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено обжалуемое решение от 05.12.2022 N 12-15/2482, которым Заявителю доначислены: налог на имущество организаций в размере 778 180 руб., а также Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 77 818 руб.
Основанием для доначисления налога послужили выводы Инспекции о неправомерном исчислении Обществом налога в отношении здания с кадастровым номером 77:02:0023016:3754 исходя из кадастровой стоимости в размере 61619733,76 руб., утвержденной Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 15.11.2021 N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой собственности объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года", которая подлежит применению для целей налогообложения начиная с 01.01.2022 года.
Не согласившись с принятым решением от 05.12.2022 N 12-15/2482, АО "ОЦВ" обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой от 16.08.2023 N б/н (вх. от 16.08.2023 N 006798-зг), которая решением от 23.10.2023 N 21-10/122699@ оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 Кодекса (как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом Особенностей, предусмотренных ст. 378.2 Кодекса), если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 Кодекса установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
На основании п. 2 ст. 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из положений п.п. 2 и 7 ст. 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В п. 9 ст. 378.2 Кодекса установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3-5 ст. 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Налог на имущество организаций на территории г. Москвы устанавливается Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций"
В целях реализации Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 и в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП на 2021 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При этом данный Перечень носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы и действуют с 01.01.2019.
Согласно п. 6 ст. 383 Кодекса в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в соответствии со статьей 382 Кодекса по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, который носит заявительный характер.
Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (п.2 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Пунктами 4 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, собственник объекта недвижимого имущества до момента внесения записи в ЕГРН о прекращении права индивидуальной собственности на объект, определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости данного объекта, внесенной в ЕГРН.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, полученным из органов Росреестра в рамках ст. 85 Кодекса, АО "ОЦВ" с 04.05.2017 является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Мытищинская д. 10, стр. 8, кадастровый номер объекта -77:02:0023016:3754, площадь объекта 1 346.2 кв.м (номер регистрации права 77-77-22/001/2007-251).
Указанный объект недвижимого имущества включен в Перечень, согласно которому налоговая база на 2021 определяется исходя из кадастровой стоимости (номер по порядку 4544).
Понятие кадастровой стоимости определяется в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определения в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в течение 20 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 Кодекса. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
При таких обстоятельствах, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 379 Кодекса налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Как усматривается из материалов, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15.11.2021 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0023016:3754, установлена в размере 61 619 733.76 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2021, внесенные в ЕГРН на основании актов субъектов Российской Федерации, вступают в законную силу с 01.01.2022 и подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 01.01.2022 вне зависимости от даты их фактического внесения в ЕГРН.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N АКПИ19-305.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2020 N 303-ЭС19-11712, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен по следующим основаниям.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Поскольку Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.11.2021 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований ст. 5 Кодекса, оно подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2022, то есть с начала нового налогового периода с учетом положений ст. 379 Кодекса.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что обстоятельства и имеющиеся в деле документы, в достаточной степени исследованы судом первой инстанции, решение налогового органа соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по сути повторяют правовую позицию заявителя в суде первой инстанции.
Вместе с тем, им уже дана надлежащая правовая оценка с подробным указанием мотивов и причин их отклонения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Применительно к части 1 статьи 268 АПК РФ у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-253678/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253678/2023
Истец: АО "ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО Г. МОСКВЕ