г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А40-162732/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-162732/22
по заявлению ООО "Олимп ЖКХ"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
третье лицо: ГБУ г.Москвы "Жилищник района Ховрино"
о признании незаконным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Андреев С.Н. по доверенности от 22.12.2022; Четвериков А.А. по доверенности от 22.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Рыжикова Т.А. по доверенности от 23.12.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп ЖКХ" (далее - Заявитель, ООО "Олимп ЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, Инспекция, Мосжилинспекция) о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы от 10.06.2022 N 12044-РЛ, об обязании внести изменения в реестр лицензий города Москвы в части сведений ООО "Олимп ЖКХ" как управляющей организации многоквартирным жилым домом по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 11, к. 2.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023 заявление ООО "Олимп ЖКХ" удовлетворено.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Третьего лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Мосжилинспекции доводы апелляционной жалобы ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино" поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Олимп ЖКХ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что Мосжилинспекцией вынесено распоряжение N 12044-РЛ от 10.06.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 11, к. 2.
При этом между собственниками помещений и Обществом заключен договор управления МКД по адресу: Петрозаводская ул., д. 11, к. 2. В связи с чем ООО "Олимп ЖКХ" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
По результатам рассмотрения заявлений Государственной жилищной инспекций города Москвы было вынесено Распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 938/пр от 25.12.2015 (далее - Порядок) выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (в нарушении пункта 5 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещены скан-образы решений собственников, относящиеся к общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 11, корп. 2, оформленному протоколом от 23.12.2021 N 1.
В соответствии с требованиями вышеуказанного приказа скан-образы решений собственников размещаются в открытом доступе не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколом в Мосжилинспекцию.
Инспекцией установлено, что Обществом в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) не размещена информация об общем собрании, оформленного протоколом от 23.12.2021 N 1, в соответствии с пунктом 19 Раздела 10 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016).
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий нарушений не допущено.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, в целях осуществления своих полномочий Мосжилинспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Мосжилинспекция формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в который вносятся изменения в случае смены управляющей организации в многоквартирном доме.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями Приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.20/5 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно пунктам 4-6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
На основании части 2.1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 5 Приказа от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" - Направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме 2 указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ, управляющая организация, в течение пяти дней с момента подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.
Частью 19 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган государственного жилищного надзора (ОГЖН) с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе следующих принципов, открытости прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.
Согласно пункту 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктами 1,2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, размещают лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Информация размещается в ГИС ЖКХ в структурированном виде в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо электронных образов документов (пункт 158 Порядка).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Порядка 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
- сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора,
Таким образом, Порядок размещения управляющими компаниями сведений в системе ГИС ЖКХ (о "своих" домах) определен совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 года N 368/691/пр, порядок направления сведений в ОГЖН -приказом Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр; пункт 2 Приказа N 368/691/пр требует разместить в ГИС ЖКХ, в том числе, и электронный образец протокола общего собрания собственников о выборе управляющей компании.
Документы общего собрания собственников подлежат размещению в ГИС ЖКХ не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников инициатором, в том числе управляющей организацией или ТСЖ (часть I статьи 46 ЖК РФ, часть 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ, пункт 19 раздел 10 Приказа Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016 N 74/114/пр).
В подпункте "ж" пункт 20 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 указано, что решения собственников помещений в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования являются обязательными приложениями к протоколу. Они подлежат размещению в системе (письмо Минстроя от 22.01.2019 N 1327-00/06).
Также, как указано выше, частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие компании, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола обязаны в порядке, установленном Минстроем, направить копни указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКК, в орган ГЖН для хранения в течение трех лет.
Таким образом, из приведенных положений следует, что обязательным условием для внесения изменений в реестр лицензий является размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства скан-образов решений, протоколов, которыми подтверждается выбор собственниками многоквартирных домов способа управления ими, а обязанность по размещению указанных документов возложена на управляющие организации, выбранные собственниками таких многоквартирных домов.
Выводы Мосжилинспекции подтверждаются судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2021 года N 309-ЭС21-4948, от 19 апреля 2021 года N 303-ЭС20-23313, N 305-ЭС22-11908 от 13.07.2022.
При этом представленное Заявителем экспертное и нотариальное заключения не подтверждают размещение указанной информации в открытой системе ГИС ЖКХ, поскольку сделаны из личного кабинете ООО "Олимп ЖКХ" и видны только Заявителю, в то же время, собственники спорного многоквартирного дома не могут воспользоваться данной информации, ввиду ее отсутствия, что подтверждается распечаткой с ГИС ЖКХ, представленной Мосжилинспекцией.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы от 10.06.2022 N 12044-РЛ незаконным.
В связи с указанным заявление ООО "Олимп ЖКХ" удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023 подлежит отмене, заявление ООО "Олим ЖКХ" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-162732/22 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Олимп ЖКХ" отказать.
Взыскать с ООО "Олимп ЖКХ" в пользу ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ховрино" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162732/2022
Истец: ООО "ОЛИМП ЖКХ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ХОВРИНО"