11 апреля 2023 г. |
Дело N А83-7453/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Рыбиной С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колос" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-7453/2022,
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Колос"
о взыскании суммы субсидии и расторжении соглашения,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Подройкина Наталья Ивановна, представитель по доверенности от 20.12.2022 N 117, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - ответчик) с требованием о расторжении соглашения от 01.06.2021 N 10-2021-34332 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы; соглашения от 16.06.2021 N 10-2021-40844 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы; взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Колос" суммы субсидии в размере 2 282 981,20 руб.
Заявленные требования министерство мотивирует нарушением обществом положений пункта 3.8.2 Порядка и пункта 3.2.1 соглашений от 01.06.2021 N 10-2021-34332 и от 16.06.2021 N 10-2021-40844 в части не соблюдения получателем субсидии обязанности не повышать цены на муку пшеничную и пшенично-ржаную.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым удовлетворены.
Расторгнуто заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и обществом с ограниченной ответственностью "Колос" соглашение от 01.06.2021 N 10-2021-34332 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы.
Расторгнуто заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и обществом с ограниченной ответственностью "Колос" соглашение от 16.06.2021 N 10-2021-40844 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Колос" в пользу Министерства сельского хозяйства Республика Крым сумма субсидии в размере 2 282 981 (два миллиона двести восемьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят один) рубль 20 (двадцать) копеек (по Соглашению от 01.06.2021 N 10-2021-34332 - 1 433 679 руб. 30 коп. и по Соглашению от 16.06.2021 N 10-2021-40844 (849 301 руб. 90 коп.).
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Колос" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 46 415,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требования отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что нарушений условий предоставления субсидии от 01.06.2021 N 10-2021-34332 и от 16.06.2021 N 10-2021-40844 со стороны ООО "Колос" допущено не было, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2023 года апелляционная жалоба Общества принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебное заседание.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От апеллянта 29.03.2023 года поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании 04.04.2023 года.
Протокольным определением от 04.04.2023 года коллегия судей отказала ООО "Колос" в удовлетворении заявленного ходатайства по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Занятость представителя в другом процессе не является уважительной причиной его неявки в настоящее судебное заседание и основанием для отложения судебного заседания, поскольку в силу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявители не лишены возможности вести дело в арбитражном суде через другого представителя.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных ст. 156, статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Между Министерством сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство, Истец) и Обществом с ограниченной ответственностью "КОЛОС", (далее - ООО "КОЛОС", Ответчик) на основании приказов Министерства от 28.05.2021 N 254 "О предоставлении субсидии в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым" заключено Соглашение от 01.06.2021 N 102021-34332 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы и от 15.06.2021 N 293 "О предоставлении субсидии в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым" заключено Соглашение от 16.06.2021 N102021-40844 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение части затрат на закупку продовольственной пшеницы (далее - Соглашение от 01.06.2021 N10-2021-34332, Соглашение от 16.06.2021 N10-2021-40844, Соглашения).
В соответствии с Соглашениями ООО "КОЛОС" предоставлены субсидии в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, в частности:
- по Соглашению от 01.06.2021 N 10-2021-34332 в сумме 1 433 679 (один миллион четыреста тридцать три тысячи шестьсот семьдесят девять) рублей 30 копеек;
- по Соглашению от 16.06.2021 N 10-2021-40844 849 301 (восемьсот сорок девять тысяч триста один) рубль 90 копеек (далее - Субсидии).
Общая сумма предоставленных Субсидий составляет 2 282 981 (два миллиона двести восемьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят один) рубль 20 (двадцать) копеек (далее - Субсидия).
Сумма Субсидии перечислена Министерством платежным поручением от 08.06.2021 N 82631 по Соглашению от 01.06.2021 N 10-2021-34332 (1 433 679 руб. 30 коп.) и платежным поручением от 24.06.2021 N 238201 по Соглашению от 16.06.2021 N 10-202140844 (849 301 руб. 90 коп.).
Субсидии предоставлены в соответствии требованиями Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 19.02.2021 N 99 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.8.2. Порядка и в соответствии с пунктом 3.2.1. Соглашений одним из обязательных условий предоставления Субсидий является обязательство получателя субсидии о не повышении цены на муку пшеничную и пшенично-ржаную (код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, - 10.61.21) (далее - мука) начиная с даты подачи в Министерство заявочной документации и до конца текущего финансового года.
Согласно Сведениям о цене на муку, реализованную за период текущего финансового года до даты подачи заявочной документации с 01.01.2021 по 30.03.2021 оптово-отпускная цена на муку с НДС за тонну составляла:
- мука пшеничная хлебопекарная первого сорта - 21 200,00 руб.;
- мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта - 24 000,00 руб.
При этом, согласно предоставленным через систему "Электронный бюджет" отчетам о выполнении обязательства о не повышении цен на муку от 24.01.2022 N 102021-34332/3-1, N 10-2021-40844/3-2 за период с 31.03.2021 (дата подачи заявочной документации в Министерство) по 31.12.2021, с 07.07.2021000 "КОЛОС" повысило цены на муку, что является нарушением принятых на себя обязательств, условий Порядка и Соглашений и влечет за собой расторжение Соглашений и возврат Субсидии в полном объёме.
Учитывая изложенное, на основании пунктов 5.2., 5.5. Порядка, подпункта 4.3.5.2., подпункта 4.3.5, пункта 4.3 Соглашений Министерство направило ООО "КОЛОС" требование (уведомление) от 08.02.2022 N 05.3/371 (далее - требование) о возврате в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения требования в доход бюджета Республики Крым сумм полученных Субсидий, а именно:
- 1 433 679 (один миллион четыреста тридцать три тысячи шестьсот семьдесят девять) рублей 30 копеек по субсидии, полученной в 2021 году по соглашению от 01.06.2021 N 10-2021-34332;
- 849 301 (восемьсот сорок девять тысяч триста один) рубль 90 копеек по субсидии, полученной в 2021 году по соглашению от 16.06.2021 N 10-2021-40844.
Согласно уведомлению о вручении ООО "КОЛОС" получило требование о возврате суммы Субсидий 16.02.2022, однако в добровольном порядке ответчик не произвел возврат в установленный законодательством срок Субсидий по выставленному требованию.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством
(реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии, в том числе гранты в форме субсидий предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (п. 3 ч. 3 названной выше нормы права).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно ч. 7 ст. 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Частью 3 ст. 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Между тем, порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 19.02.2021 N 99 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым" (далее - Порядок).
В свою очередь, в соответствии с п. 3.8.2 Порядка обязательными условиями предоставления субсидий являются, в том числе обязательство получателя субсидии о не повышении цены на муку начиная с даты подачи в Министерство заявочной документации и до конца текущего финансового года.
В соответствии с п. 3.2.1. заключенных соглашений, Получатель обязуется не повышать цены на муку пшеничную и пшенично-ржаную (код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2, утвержденным приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, - 10.61.21; далее - мука) начиная с даты подачи Получателем заявочной документации и до конца текущего финансового года.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, из представленного ответчиком отчета, с 07.07.2021 ООО "Колос" повысило цены на муку, что является нарушением принятых на себя обязательств, условий Порядка и Соглашений и влечет за собой расторжение Соглашений и возврат Субсидии в полном объёме.
Подписывая соглашения, стороны фактически согласились со всеми его существенными условиями. Однако обществом условия соглашений в части необходимости соблюдения обязательства о не повышении цены на муку начиная с даты подачи в Министерство заявочной документации и до конца текущего финансового года не выполнены.
Довод апеллянта о том, что министерство приняло решение об отказе ответчику в предоставлении субсидии в целях компенсации части затрат на закупку продовольственной пшеницы коллегия судей отклоняет, поскольку данный отказ не имеет взаимосвязи с соглашениями, заключенными между истцом и ответчиком.
Исходя из ст. 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Установленная кодексом необходимость возврата гранта в форме субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Следует отметить, что по смыслу ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями гранта в форме субсидии условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2018 N 30КГ18-19529).
Между тем, в силу ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции, что факт существенного нарушения ООО "Колос" условий заключенных соглашений подтверждается материалами дела. Доказательств обратного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суду не представлено.
Таким образом, исковые требования министерства о взыскании с ООО "Колос" субсидии в размере 2 282 981,20 руб., выплаченной ответчику по соглашениям и их расторжении, являются законными и обоснованными, вследствие чего обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-7453/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Колос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7453/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КОЛОС"