г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А56-90701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Кремчев АА - дов от 30.06.22, Халаимова ЕН - дов от 03.02.22
от ответчика (должника): Хамов ЕА - дов от 16.12.22
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5511/2023) товарищества собственников жилья "Орловское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-90701/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Орловское"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Орловское" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1257975-2022/ТКО от 30.12.2021, а именно:
изложить п. 1.1 договора в следующей редакции: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов";
изложить пункт 2 приложения 1 к договору "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним (таблица)" в следующей редакции: "Метод учета (по нормативу накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров) - по объему и количеству вывезенных контейнеров";
пункт 3 Приложения 1 к договору "Расчет объема твердых коммунальных отходов (таблица)" исключить.
Решением от 29.12.2022 суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 1257975-2022/ТКО от 30.12.2021 с изложением спорных пунктов договора в следующей редакции:
пункт 1.1: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
пункт 4.1: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения";
Приложение N 1 к договору подлежит изложению в редакции регионального оператора.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что действующее законодательство не содержит ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО. По мнению истца, суд необоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае не имеется оснований для заключения договора на условиях коммерческого учета твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Орловское" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Утиная, д. 32.
С 01.01.2022 ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга.
Между Истцом (потребитель) и Ответчиком (исполнитель) возникли разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд истца.
16.03.2022 Истцом получен проект Договора ответчика.
Истец, не согласившись с условиями предложенного Ответчиком проекта договора, направил Ответчику подписанные со своей стороны: договор с протоколом разногласий от 31.03.2022, которые были получены Ответчиком 01.04.2022.
По итогам рассмотрения указанного протокола разногласий Ответчик направил Истцу подписанные со своей стороны: протокол разногласий от 31.03.2022 и протокол урегулирования разногласий (без даты).
С протоколом урегулирования разногласий Истец не согласился, поскольку предложенная Ответчиком редакция протокола урегулирования разногласий не содержала условий, влекущих урегулирование возникший разногласий, а полностью повторяла редакцию условий Договора, по которым у сторон имеются до настоящего времени разногласия.
Ссылаясь на то, что предложенная ответчиком редакция договора не учитывает интересы истца, что Договор в предложенной ответчиком редакции не заключен, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора с изложением пункта 1.1 договора в редакции истца, а пункта 4.1 договора и Приложения N 1 к договору в редакции ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом N 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
По существу, разногласия сторон сводятся к положению пункта 4.1 Договора. Касаемое пункта 1.1 договора Ответчик согласился изложить его в редакции истца.
Истец полагает, что пункт 4.1 Договора подлежит изложению в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО".
Также истец считает необходимым изложить пункт 2 приложения 1 к договору "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним (таблица)" в следующей редакции: "Метод учета (по нормативу накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров) - по объему и количеству контейнеров"
По мнению ответчика, пункт 4.1 Договора подлежит изложению в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами N 505.
Согласно этим Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Как было указано ранее, истцом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а ответчиком - расчетным путем, исходя из норматива накопления ТКО.
Суд первой инстанции поддержал позицию ответчика, посчитав, что к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, поскольку истец, выступая посредником и представителем собственников во взаимоотношениях с региональным оператором, не меняет существа отношений, метод определения объема ТКО в договоре между собственниками и ТСЖ и в договоре между ТСЖ и региональным оператором должен совпадать. В связи с чем единственно возможным способом учета в такой ситуации является определение объема исходя из нормативов накопления ТКО.
Между тем судом не учтено следующее.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
С учетом изложенного нельзя признать состоятельными доводы регионального оператора о том, что коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен Истцом только при осуществлении раздельного накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, истец, заявляя разногласия при заключении договора и определяя способ коммерческого учета - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО, реализовал право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором.
Вывод суда об отсутствии у Истца права на выбор способа коммерческого учета ТКО противоречит положениям Правил N 505, не содержащим исключений в отношении тех или иных организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся собственниками ТКО, а также толкованию этих Правил, данному Верховным Судом Российской Федерации, в том числе в пункте 29 Обзора судебной практики N 3(2021).
Аналогичная правовая позиция изложена судами первой и кассационной инстанции в рамках дела N А56-39992/2022.
При таких обстоятельствах пункт 4.1 договора и пункт 2 Приложения 1 к Договору подлежит принятию в редакции истца, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 9000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (п/п от 29.08.2022 N 250 на сумму 6000 руб.) и по апелляционной жалобе (п/п от 30.01.2023 N 18).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-90701/2022 отменить в части.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 1257975-2022/ТКО от 30.12.2021 между акционерным обществом "Невский экологический оператор" и товариществом собственников жилья "Орловское".
Изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
Изложить пункт 2 приложения 1 к договору "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним (таблица)" в следующей редакции: "Метод учета (по нормативу накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров) - по объему и количеству контейнеров".
В части урегулирования разногласия пункта 1.1 договора Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-90701/2022 оставить без изменения.
Взыскать с АО "Невский экологический оператор" в пользу ТСЖ "Орловское" 9000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90701/2022
Истец: ТСЖ "Орловское"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22378/2023
10.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10303/2023
11.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5511/2023
29.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90701/2022