г. Тула |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А09-4553/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Заикиной Н.В., судей Селивончика А.Г.и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратеней Е.В., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом, о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Писаревский и К" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2022 по делу N А09-4553/2021 (судья Г.В. Земченкова), принятое по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по ЦФО (Московская обл., г. Пушкино, ИНН 7705782230, ОГРН 5077746292883) к обществу с ограниченной ответственностью "Писаревский и К", (Брянская обл., г. Унеча, ИНН: 3253501109, ОГРН 1123256001770), обществу с ограниченной ответственностью "Урожайная Нива" (Брянская обл., г. Унеча, ИНН 3253007605, ОГРН 1213200001343) при участии в деле в качестве третьих лиц: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск), Управление лесами Брянской области (г. Брянск), Брянская природоохранная прокуратура (г. Брянск), ООО "БрянскГипроЗем" (г. Брянск), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект" (г. Брянск), филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области (г. Брянск), об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка, признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, признании отсутствующим право аренды на часть земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий его недействительности,
УСТАНОВИЛ:
департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Писаревский и К" (далее - ООО "Писаревский и К") и к обществу с ограниченной ответственностью "Урожайная Нива" (далее - ООО "Урожайная Нива"), в котором просил:
- истребовать из чужого владения ООО "Писаревский и К" и ООО "Урожайная Нива" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99, площадью 424800+/-5703 кв. м, местоположение Брянская область, Унечский район, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ, имеющую наложения на земли лесного фонда в координатах поворотных точек границы пересечения;
- признать отсутствующим право собственности ООО "Писаревский и К" на земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99 площадью 424800 +/- 5703 кв. м, место положения: Брянская область, Унечский район, 1200 метров на юго-восток населенного пункта Белогорщ;
- признать отсутствующим право аренды ООО "Урожайная Нива" на земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99 площадью 424800 +/- 5703 кв. м, место положения: Брянская область, Унечский район, 1200 метров на юго-восток населенного пункта Белогорщ;
- признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99 (выдан 07.04.2021, дата государственной регистрации 16.04.2021, номер государственной регистрации 32:27:0060203:99-32/088/2021-3, заключенного с ООО "Урожайная Нива"; не применять последствия недействительности сделки;
- указать в решении суда, что данное решение будет являться самостоятельным основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99 в вышеуказанных координатах, для снятия части земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99 с государственного кадастрового учета в вышеуказанных координатах (с учетом уточнений исковых требований, принятых в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного Брянской области от 16.11.2022 исковые требования удовлетворены частично: признано отсутствующим право собственности ООО "Писаревский и К" на земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99 площадью 424800+/-5703 кв. м, местоположение: Брянская область, район Унечский, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ; признан недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99 (выдан 07.04.2021, дата государственной регистрации: 16.04.2021, номер государственной регистрации: 32:27:0060203:99-32/088/2021-3), заключенный между сторонами; признано отсутствующим право аренды ООО "Урожайная Нива" на земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99 площадью 424800+/-5703 кв. м, местоположение: Брянская область, район Унечский, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ.; земельный участок снят с кадастровым номером 32:27:0060203:99 площадью 424800+/-5703 кв. м, местоположение: Брянская область, район Унечский, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ с государственного кадастрового учета; погашена в Едином государственном реестре недвижимости регистрационная запись от 29.08.2012 N 32-32-09/009/2012-799 о праве собственности ООО "Писаревский и К", регистрационную запись от 16.04.2021 N 32:27:0060203:99-32/088/2021-3 о регистрации аренды ООО "Урожайная Нива" на земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99, площадью 424800 +/- 5703 кв. м, учтенный по адресу: Брянская область, Унечский район, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Писаревский и К" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Заявитель считает, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда. В жалобе заявитель указывает, что в заключении от 06.08.2018 N 686 ФГБУ "Рослесинфорг" не усматривается связь между предоставленной истцом в материалы дела картой и схемой указанного заключения. Полагает, что судом данные доказательства не исследовались, обоснованность выдачи заключения ФГБУ "Рослесинфорг" не проверялось, дополнительная экспертиза не назначалась.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ООО "Писаревский и К" поступило ходатайство об отложении судебного заседания (телефонограмма от 03.04.2023 N 4), мотивируя тем, что отзыв на апелляционную жалобу не получал и правовую позицию ответчика уточнить не представляется возможным.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований АПК РФ. Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства. Заявитель ходатайства должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий. При этом возможность отложить судебное заседание является правом суда, которое осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, за исключением случаев, когда рассмотрение дела в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, невозможно в силу положений АПК РФ и отложение судебного заседания является обязанностью суда. Приведенные в ходатайстве ООО "Писаревский и К" обстоятельства, не свидетельствуют о необходимости отложения судебного заседания. О поступлении отзыва на апелляционную жалобу заявитель мог узнать 22.02.2023 и у него было достаточно времени для обращения в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами дела путем ограниченного доступа. При указанных обстоятельствах суд не усмотрел правовых оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, для отложения судебного разбирательства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по договору ООО "Писаревский и К" с ООО "БрянскГипрозем" кадастровым инженером Тарасовым А.А. составлен проект межевания по образованию земельного участка путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 32:27:0000000:87, расположенного по адресу: Брянская область, Унечский район, совхоз "Писаревский". Общая площадь земельного участка 42,48 га. Согласно пояснениям кадастрового инженера при выполнении работ по выделу использовалась планово-картографическая основа совхоза "Писаревский" 1983, проекта внутрихозяйственного землеустройства по совхозу "Писаревский" 1990.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 05.08.2012 ООО "Писаревский и К" приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 32:27:0050203:99, площадью 424800 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, в 1200 м на юго-восток, нп. Белогощ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (запись регистрации 32-32-09/009/2012-799 от 29.08.2012).
05.04.2021 ООО "Урожайная нива" заключило договор аренды с ООО "Писаревский и К" на данный земельный участок.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для лесохозяйственной деятельности, общая площадь 14389 га, адрес объекта: Брянская область, Унечский район, о чем в ЕГРН 14.03.2088 года сделана запись регистрации N 32-32-09/002/2008-383.
После проведения работ по обеспечению установления границ лесничеств и лесопарков в 2017 филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" определил границы Унечского лесничества в соответствии с материалами лесоустройства, которые были утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.03.2018 N 213 "Об установлении границ Унечского лесничества в Брянской области". При этом согласно заключению от 06.08.2018 N 686 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 32:27:0050203:99, пересекает границы квартала 4, выд. 34-44, 46-48, 66 совхоза "Писаревский" Унечского участкового лесничества ГКУ БО "Унечское лесничество" Брянской области.
В связи с выявлением указанного пересечения был составлен протокол внесения изменения в сведения в Единый государственной реестре недвижимости о местоположении границы лесничества, лесопарка от 06.06.2018 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области.
В государственном лесном реестре учтен лесной участок площадью 131 га с адресом (местоположением) - Брянская область, Унечский район, ГКУ Брянской области "Унечское лесничество" Унечское участковое лесничество (б совхоз 2Писареский), кв. 4. В указанном реестре имеется запись о том, что имеются другие особо защитные участки лесов - опушки вдоль дорог, участки лесов вокруг сельских населенных пунктов, берегозащитные участки лесов, категория земель: земли лесного фонда - защитные полосы лесов вдоль дорог, леса расположенные в степях, лесостепях и другие.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, департамент обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Исходя из положений статьи 71 Лесного кодекса, а также пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесных участков, таксацию лесов.
В соответствии со статьей 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 68.1, 68.2 названного Кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании ст. 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса).
До 01.01.2021 действовал Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194. Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень).
В соответствии с частью 2.2.2 Перечня основанием для внесения документированной информации в Акты, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (далее - Акты) являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе об установлении границ лесничеств (лесопарков), а также определении их границ.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими частью 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1).
Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Нормами действующего лесного законодательства срок действия лесоустроительной документации и последствия его истечения не предусмотрены.
Таким образом, разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда, то есть представленная истцом лесоустроительная документация является подтверждением наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0000000:11960 как ранее учтенный участок лесного фонда.
Положениями статей 81 - 84 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Согласно Определению судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 июня 2022 N 301-ЭС21-25438 не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции Федерального закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Как следует из материалов дела, в качестве основания заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что часть спорного земельного участка (площадь наложения 50,54%) является частью участка лесного фонда, Унечского лесничества, кв. 4, земельный участок является федеральной собственностью и принадлежит Российской Федерации в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указывал на приобретение земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99 в 2012 году на основании договора купли-продажи.
Доводы истца о том, что площадь участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99, принадлежащего ответчику, более чем на 50 процентов накладывается на земли лесного фонда, подтверждены заключением ФГБУ "Рослесинфорг".
На площади наложения имеется лесная растительность, возраст насаждений 26-45 лет, то есть земельный участок в указанной части объективно не может использоваться в качестве земель сельскохозяйственного назначения, ответчик при заключении договора знал, что участок покрыт многолетними насаждениями.
Сведения, использованные ФГБУ "Рослесинфорг" при подготовке заключения от 06.08.2018 N 686, признаны судом области достоверными, поскольку основаны на объективных данных сопоставления материалов лесоустройства и сведений ЕГРН о спорных земельных участках.
При оценке добросовестности ответчика при приобретении спорного земельного участка по возмездной сделке, суд области пришел к выводу, что при приобретении участка и при изготовлении межевого плана ответчик знал о качественных характеристиках участка. То обстоятельство, что границы земельного участка ответчика определены по результатам межевания, само по себе значения для правильного рассмотрения дела не имеет, так как межевое дело, описание участка не содержит доказательств согласования границ участка с органом, уполномоченным на распоряжение лесными участками, при проведении межевания; орган по управлению государственным имуществом полномочий на распоряжение лесными землями, лесными участками не имеет.
Обстоятельства приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок свидетельствуют о том, что на момент его приобретения, он включал в себя лесные земли, о чем ответчику не могло быть неизвестно с учетом изложенного выше.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у субъектов, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Определяя приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над данными государственного лесного реестра, соответствующие нормы законодательства подлежат применению в тех ситуациях, в которых сведения о лесных участках, либо отсутствуют в публичном реестре недвижимости (но включены в государственный лесной реестр), либо включены туда позднее даты государственной регистрации прав на спорные земельные участки. Указанные правила по существу направлены на защиту прав приобретателей земельных участков, которые объективно не располагают возможностью осуществить достоверную проверку принадлежности приобретаемого земельного участка к землям лесного фонда.
Установление такого приоритета относится к обстоятельствам осведомленности правообладателя об отнесении принадлежащего ему участка к землям лесного фонда.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах основания для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и вывода о безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениями ГЛР в данном случае отсутствуют.
Доказательств перевода земель лесного фонда Унечского лесничества в части площади наложения в иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об их отчуждении.
Учитывая, что сведения о земельном участке в части наложения содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке они переведены не были, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанного спорного земельного участка произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. Указание категории земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.
Распоряжение лесным участком, собственниками долей произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов и с нарушением порядка, предусмотренного нормами действующего законодательством, что нарушает права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда, а также препятствует осуществлению ведения лесного хозяйства.
Принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 32:27:0000000:214 зарегистрировано в ЕГРН, площадь участка, принадлежащего ответчику, частично накладывается на земли лесного фонда, на площади наложения имеется лесная растительность, участок объективно не использовался и не используется в качестве земель сельскохозяйственного назначения, требования истца о признании права собственности и права аренды отсутствующими, изменении сведений ЕГРН, снятия с кадастрового учета признаны судом области обоснованными.
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжениями своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемый договор аренды в части наложения земельных участков на лесной участок заключен в отсутствие полномочий у арендодателя и с нарушением требований, установленных для передачи лесных участков в аренду (ст. 73.1 ЛК РФ).
Предъявление иска о признании сделки недействительной в рассматриваемом случае направлено на восстановление права Российской Федерации на участок лесного фонда, из части которого фактически сформирован и поставлен на кадастровый учет спорный земельный участок с кадастровым номером 32:27:0060203:99. Приведение сторон этого договора в первоначальное положение не повлечет восстановление прав на участок лесного фонда, т.к. наличие сведений о земельных участках из категории земель сельскохозяйственного назначения будет препятствовать определению в установленном порядке границ участка лесного фонда.
Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Предметом договора аренды земельного участка может быть только сформированный в установленном порядке и поставленный на кадастровый учет земельный участок.
В материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие определить части земельных долей которые не находятся на землях лесного фонда.
Судом области обосновано отказано в удовлетворении исковых требований в части истребования из чужого незаконного владения ООО "Писаревский и К" и ООО "Урожайная Нива" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 32:27:0060203:99, площадью 424800+/-5703 кв. м, местоположение Брянская область, Унечский район, в 1200 м на юго-восток н.п. Белогорщ, имеющую наложения на земли лесного фонда в координатах поворотных точек границы пересечения, поскольку истец является владеющим собственником в площади пересечения земельных участков.
Приведенные в жалобе доводы о том, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, судом апелляционной инстанции отклоняются, как опровергающийся материалами дела и основанный на неверном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не исследованы представленные истцом доказательств и обоснованность их выдачи, подлежит отклонению, поскольку является субъективным мнением самого заявителя жалобы.
Относительно доводов заявителя о не проведении экспертизы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Ответчиком право, установленное статьями 41, 82 АПК РФ не реализовано, в данном случае назначение экспертизы не носит обязательный характер. Ходатайство о проведении экспертизы для определения ответчиком в установленной форме ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2022 по делу N А09-4553/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4553/2021
Истец: Департамент лесного хозяйства по ЦФО
Ответчик: ООО "Писаревский и К", ООО "Урожайная Нива"
Третье лицо: Брянская природоохранная прокуратура, ООО "БрянскГипроЗем", Управление лесами Брянской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Представитель истца Житина Ирина Викторовна