г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А56-97437/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Петрова М.В., по доверенности от 07.10.2022;
от заинтересованного лица: Тимонина А.В., по доверенности от 20.12.2022;
от 3-го лица: Михайлова А.А., по доверенности от 29.11.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5377/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-97437/2022 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - заявитель, Общество, ПАО "ТГК-1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 08.09.2022 N 08-240/16955-1535/ПС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское казенное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение).
Решением суда от 17.01.2023 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба. В жалобе Общество ссылается на отсутствие оснований для признания административного правонарушения малозначительным, поскольку правонарушение совершено не впервые, ранее Учреждение постановлением о назначении административного наказания N 08-240/51618-424/ПС от 24.02.2022 было привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ, штраф был заменен на предупреждение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представители Управления и Учреждения просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Обществом и Учреждением заключен договор теплоснабжения от 27.05.2021 N 9714 (далее - договор), по условиям которого Энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию и (или) теплоноситель до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей с Абонентом, а Абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также соблюдать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
По информации Общества, в связи с неисполнением Абонентом обязанности по оплате потребленной тепловой энергии ПАО "ТГК-1" в адрес Учреждения было направлено предупреждение (претензия) от 14.01.2022 N 1-02/152-43 с требованием исполнить обязанность по оплате тепловой энергии (теплоносителя) в размере 2 095 376,45 руб. за период с января 2021 года по ноябрь 2021 года. При этом, Общество указало, что в случае неоплаты указанной задолженности в отношении Абонента будут осуществлены мероприятия по ограничению подачи тепловой энергии (теплоносителя).
Обществом в адрес Учреждения направлено уведомление от 04.04.2022 N 2982-02/14 о необходимости погашения задолженности по оплате тепловой энергии в размере 2 095 376,45 руб., либо прибытия 06.04.2022 на объект Абонента, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 71, корп. 1, лит. А (клуб), для выполнения мероприятий по самостоятельному ограничению режима потребления тепловой энергии с участием представителя ПАО "ТГК-1".
06.04.2022 представителем филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" по вышеуказанному адресу в присутствии представителя Абонента был составлен акт от 06.04.2022 об отказе от выполнения потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления тепловой энергии. Согласно указанному акту ограничение подачи тепловой энергии (теплоносителя) на объект Абонента, в связи с неоплатой задолженности по Договору теплоснабжения, после предупреждения о необходимости погашения задолженности и уведомления о введении самостоятельного ограничения теплоснабжения не произведено, пломбы энергоснабжающей организацией не установлены.
Указанный акт послужил основанием для обращения Общества в Северо-Западное Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ.
Управление составило в отношении Учреждения протокол от 03.08.2022 N 08-240/16955-1340/ПТ об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении Санкт-Петербургского казенного учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" в связи с малозначительностью.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
На основании части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором.
В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям установлен пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения).
Как установлено пунктом 77 Правил N 808, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений этих Правил.
Пунктом 6.1 договора теплоснабжения от 27.05.2021 N 9714 установлено, что ограничение и прекращение подачи тепловой энергии производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, Правилами организации теплоснабжения.
В силу положений пункта 82 Правил N 808, ограничение потребления может быть полным и частичным. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
Уведомление от 04.04.2022 N 2982-02/14 о введении самостоятельного ограничения потребления тепловой энергии не содержит сведений о том, полностью или частично (до какого уровня) абонент должен произвести самоограничение подачи тепловой энергии. Таким образом, у Учреждения отсутствовала достаточная информация о том, в каком объеме он должен исполнить требования энергоснабжающей организации о введении самоограничения потребления тепловой энергии.
Направленное в адрес Учреждения уведомление от 04.04.2022 N 2982-02/14 по существу содержит указание на проведение мероприятий по ограничению режима потребления тепловой энергии, определяет дату и время их проведения, а также требование прибыть к началу их проведения.
Согласно пункту 78 указанных Правил в случае, если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией. Теплосетевая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплоснабжающей организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплосетевая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления и снижения параметров потребления тепловой энергии, теплоносителя. Если потребитель уклонился от присутствия при осуществлении переключений, переключения производятся в присутствии 2 любых незаинтересованных лиц.
В силу пункта 83 Правил при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления и отсутствии технической возможности введения частичного ограничения силами теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления.
При этом частью 5 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем тепловой энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем тепловой энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, либо необеспечение потребителем тепловой энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителю теплопотребляющим установкам.
Согласно материалам дела, заявителем представлен односторонний акт сверки расчетов N 10256363 за период с января 2021 года по февраль 2022 по договору теплоснабжения от 27.05.2021 N 9714. Из указанного акта не представляется возможным установить наличие и размер задолженности Абонента за период с января 2021 по ноябрь 2021 по объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 71, корп. 1, лит. А (клуб), в отношении которого Учреждению надлежало осуществить действия по самостоятельному ограничению теплоснабжения согласно уведомлению от 04.04.2022 N 2982-02/14.
В ходе рассмотрения административного дела Учреждением представлены письменные объяснения от 07.09.2022 (вх. N 240/28767 от 08.09.2022), из которых следует, что по договору от 27.05.2021 N 9714 осуществляется теплоснабжение нескольких нежилых зданий, в число которых входит объект по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 71, корп. 1, лит. А (клуб). При этом, задолженность по оплате тепловой энергии в размере 2 095 376,45 руб. относится ко всем подключенным объектам. Объект по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 71, корп. 1, лит. А (клуб) на момент составления акта об отказе в выполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления тепловой энергии 06.04.2022 имел задолженность по оплате тепловой энергии в размере 63 644,48 руб. Доказательства обратного ПАО "TFK-1" в материалы дела не представлено.
Таким образом, на момент указанного в уведомлении срока введения ограничения - 05.04.2022, а также на момент составления акта об отказе в выполнении Абонентом действий по самостоятельному ограничению режима потребления тепловой энергии 06.04.2022 обязательства перед ПАО "ТГК-1" по оплате за указанный период с января 2021 года по ноябрь 2021 года Абонентом в полном объеме не выполнены, что служит основанием для введения ПАО "ТГК-1" в отношении Абонента ограничения подачи тепловой энергии.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения установлен Управлением и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, из вышеуказанных объяснений Учреждения следует, что согласно сведениям бухгалтерского учета Абонента, подтвержденным актом сверки начислений и оплат на 31.03.2022, за период с 01.01.2021 по 30.11.2021 задолженность составляет 954 676,22 руб. Данная сумма задолженности относится ко всем адресам, указанным в договоре и не относится конкретно к адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 71, к. 1 лит. А, являющемуся объектом, в отношении которого подлежало введению ограничение режима потребления тепловой энергии. По указанному адресу за период 2021 года задолженность имеет только УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга, занимающее помещение 4-Н, в размере 63 644,48 руб.
Как указывает Управление, согласно статье 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" деятельность данного органа государственной власти преследует цели защиты прав и свобод человека и Гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности и направлена на недопущение нарушений функционирования объектов жизнеобеспечения, социальной и транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 96 Правил N 422 данный потребитель тепловой энергии, наряду с иными пользователями помещений по вышеуказанному адресу, как-то: СПб ГБУ "ПМЦ "Лигово", СПБ ГКУ "Центр организации социального обслуживания" отнесены к категории социально значимых потребителей. При этом, данные организации функционируют в рамках утвержденных лимитов бюджетного финансирования, УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга ссылается на отсутствие финансирования.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, незначительный размер имеющейся задолженности по оплате тепловой энергии по нежилому зданию по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 71, корп.1, лит. А, а также отсутствие доказательств фактического причинения вреда, либо создания угрозы экономической безопасности, ущерба жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц вследствие невыполнения требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, Управление правомерно пришло к выводу об отсутствии существенного вреда правоохраняемым интересам и возможности признания совершенного Учреждения административного правонарушения малозначительным.
Кроме того, при вынесении в отношении Учреждения постановления от 24.02.2022 N 08-240/51618-424/ПС о назначении последнему административного наказания в виде предупреждения Управление учитывало, что не введение самостоятельного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя касалось ряда объектов, расположенных по адресам: Ленинский пр., д. 71, корп. 1, лит. А; ул. Маршала Захарова, д. 20, лит. Д; ул. Маршала Захарова, д. 21, лит. Б; ул. Маршала Захарова, д. 23, лит. А; ул. Маршала Захарова, д. 50, корп. 2, лит. А; пр. Кузнецова, д. 24, лит. А; ул. Котина, д. 2, корп. 1, лит. А; Петергофское ш., д. 3, корп. 1, лит. Б, В, Д, Е; Петергофское ш., д. 3, корп. 2, лит. А. Кроме того, был учтен размер задолженности Абонента в сумме 874568,42 руб.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу у Общества отсутствуют достаточные основания ссылаться на Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022) от 12.10.2022.
Из Обзора следует, что при решении вопроса о признании административного правонарушения, выразившегося в неуплате административного штрафа в установленный срок, малозначительным необходимо учитывать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе тот факт, что лицо, его совершившее, ранее неоднократно допускало аналогичные правонарушения. При этом, совершенное С. деяние с учетом его характера, роли правонарушителя, несмотря на отсутствие каких-либо тяжких последствий, представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, поскольку С. были совершены более 100 административных правонарушений.
В силу положений Конституции Российской Федерации основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи, с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-97437/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" из федерального бюджета 3 000 рублей госпошлины по платежному поручению N 78799 от 17.11.2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97437/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: Северо-Западное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"