г. Пермь |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А50-29970/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Шаламовой Ю.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Совместное технологическое предприятие "Пермский завод металлообрабатывающих центров" - Мишин А.Е., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - Беляева А.А., паспорт, доверенность от 12.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 февраля 2023 года по делу N А50-29970/2022
по заявлению акционерного общества "Совместное технологическое предприятие "Пермский завод металлообрабатывающих центров" (ОГРН 1145958055870, ИНН 5905951227)
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537), замененному в порядке процессуального правопреемства на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200),
о признании недействительным приказа от 20.09.2022 N 1041 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Совместное технологическое предприятие "Пермский завод металлообрабатывающих центров" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным приказа от 20.09.2022 N 1041 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год.
Определением от 12.01.2023 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (сокращенное наименование - ОСФР по Пермскому краю).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемый приказ признан недействительным; на ОСФР по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, ОСФР по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Отделение ссылается на то, что отказ обществу в установлении скидки к страховому тарифу соответствует всем нормам, изложенным в решении суда, однако, верно излагая указанные нормы, суд делает неверный вывод о незаконности отказа.
Представитель ОСФР по Пермскому краю в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела установлено, что 15.09.2022 общество на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, обратилось в фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год.
Приказом от 20.09.2022 N 1041 обществу отказано в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, в связи с тем, что в результате расчета скидки к страховому тарифу один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил N 524 не меньше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Не согласившись с вынесенным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к следующим выводам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусмотрено, что страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации) имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены (далее - Правила N 524).
Скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
Размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа (пункт 2 Правил N 524).
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил N 524).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 524 скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
На основании изложенных норм и в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) от 26.05.2022 N 13 утверждены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2023 год.
В частности, по виду деятельности общества "Производство металлообрабатывающего оборудования" (код ОКВЭД 28.41) установлены следующие показатели:
a) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
b) количество страховых случаев по виду экономической деятельности на 1 тысячу работающих - 0,60;
c) количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 47,29.
Согласно пункту 3 вышеуказанной Методики, утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, размер значений основных показателей определяется с точностью до двух знаков после запятой.
Как следует из материалов дела и подтверждено фондом, основные показатели Общества, определенные по итогам деятельности страхователя за 3 года, предшествующих текущему году, составляют:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих - 0,00;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом - 0,00.
Фондом социального страхования отказано в предоставлении скидки ввиду того, что основной показатель "а" по виду деятельности на 2023 год и аналогичный фактический показатель общества равны (составляют 0,00), между тем в силу пункта 6 Правил N 524 скидка предоставляется, только если все показатели страхователя меньше аналогичных показателей, утвержденных страховщиком.
Однако, как верно отмечено судом, все расчетные показатели общества являются минимально возможными для основного вида экономической деятельности заявителя (равны нулю).
Установленный постановлением ФСС от 26.05.2022 N 13 показатель "b", равный 0,6 (количество страховых случаев на тысячу работающих), означает, что показатель "a" (отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов) фактически не может равняться нулю. В таблице ФСС он оказался таковым лишь ввиду округления до двух знаков после запятой.
Между тем у общества и первый, и второй показатель равны нулю, то есть страховых случаев (несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в отличие от иных страхователей по виду деятельности код ОКВЭД 28.41, действительно, не было.
С учетом установленного, поскольку утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности на 2023 год составляет 0,00 и общество объективно не может представить показатель ниже, чем установлен в постановлении, правовых оснований для отказа в предоставлении скидки у фонда отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются сложившейся судебной практикой (судебные акты по делу N А56-119483/2021, N А60-15206/2019), а решение фонда не соответствует целям установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, которые преследовались законодателем (статьи 18, 22 Закона N 125-ФЗ) и Правительством Российской Федерации при утверждении Правил N 524.
К тому же, как обоснованно отмечено заявителем, страховщик, настаивая на необходимости соблюдения формального подхода, в оспариваемом решении ошибочно указывает, что один из показателей страхователя больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности. Он не больше, а равен 0.
Таким образом, всем доводам заявителя суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела лицами, участвующими в деле. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 февраля 2023 года по делу N А50-29970/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29970/2022
Истец: АО "СОВМЕСТНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПЕРМСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ ЦЕНТРОВ"
Ответчик: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю