г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А56-67600/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39675/2023) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023 по делу N А56-67600/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Потапова Сергея Николаевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Карат Сервис 1"
об оспаривании определения от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023
УСТАНОВИЛ:
Потапов Сергей Николаевич (далее - заявитель, Потапов С.Н.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Карат Сервис 1".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карат Сервис 1" (далее - ООО "Карат Сервис 1").
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.10.2023 определение Управления от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 20.10.2023, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы, ссылаясь на положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), указывает на отсутствие у должностного лица Управления возможности получения относимых и допустимых доказательств, указывающих на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление поступило обращение гр. Потапова С.Н. от 13.06.2023 N 20697/Ж-2023, в котором заявитель ссылается на односторонний отказ ООО "Карат Сервис 1" в магазине, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, в выдаче оплаченного товара, согласно приложенному кассовому чеку от 09.06.2023 на сумму 388 руб. и справки по операции Сбербанк онлайн от 09.06.2023 об оплате товара в размере 388 руб., в связи с чем в действиях Общества заявитель усматривает нарушение норм действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением вынесено определение от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении статье 14.15 КоАП РФ в отношении ООО "Карат Сервис 1", в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с определением Управления от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, гр. Потапов С.Н. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, признал незаконным и отменил определение Управления от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 20.10.2023 в связи со следующим.
Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
В обращение в Управление от 13.06.2023 N 20697/Ж-2023 гр. Потапов С.Н. указал, что ООО "Карат Сервис 1" в одностороннем порядке отказалось в магазине, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, в выдаче оплаченного товара, согласно приложенному кассовому чеку от 09.06.2023 на сумму 388 руб. и справки по операции Сбербанк онлайн от 09.06.2023 об оплате товара в размере 388 руб., в связи с чем в действиях Общества заявитель усматривает нарушение норм действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ.
В определении от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Управление, ссылаясь на Постановление N 336, указало, что в материалах обращения гр. Потапова С.Н. не содержится фактов, являющихся основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", однако усматривается нарушение ООО "Карат Сервис 1" обязательных требований законодательства, в связи с чем Управлением принято решение о выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. При этом, Управление указало на отсутствие у должностного лица Управления возможности получения относимых и допустимых доказательств, указывающих на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ
С учетом данных обстоятельств Управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по статьей 14.15 КоАП РФ в отношении ООО "Карат Сервис 1", в связи с отсутствием состава административных правонарушений.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее:
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В пункте 3 Постановления N 336 установлен исчерпывающий перечень оснований проведения в 2022 - 2023 годах внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 16.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N296-ФЗ).
Из подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 следует, что в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Согласно пункту 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем, введение Постановлением N 336 ограничений на возбуждение дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная правовая позиция изложена в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494.
Вывод административного органа о наличии/отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении должен быть надлежащим образом мотивирован и подтвержден доказательствами, собранными и оформленными в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Вопреки доводам Управления, Закон N 248-ФЗ и Постановление N 336 не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 24.5 КоАП РФ. Если приложенных к поданному в административный орган заявлению документов недостаточно для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, административный орган может установить указанные обстоятельства в рамках возбужденного дела об административном правонарушении в ходе проведения административного расследования.
При таких обстоятельствах ссылки Управления на введенные Постановлением N 336 ограничения осуществления в 2022 и 2023 годах государственного контроля (надзора), муниципального контроля не являются достаточным основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2023 по делу N А56-46928/2022, от 05.12.2023 по делу N А56-15051/2023, от 19.12.2023 по делу N А21-2333/2023.
С учетом изложенных в обращении гр. Потапова С.Н. обстоятельств, касающихся нарушения его прав потребителя действиями ООО "Карат Сервис 1", суд первой инстанции обоснованно заключил, что у Управления имелись достаточные основания для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении статье 14.15 КоАП РФ.
Установление наличия состава административного правонарушения, в том числе вины лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляется в ходе производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил определение Управления от 11.07.2023 N 78-00-03/78-366-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 20.10.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2023 года по делу N А56-67600/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67600/2023
Истец: Потапов Сергей Николаевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО КАРАТ СЕРВИС 1