г. Хабаровск |
|
12 апреля 2023 г. |
А04-9339/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Пичининой И.Е., Самар Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.,
представители участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области
на решение от 26.01.2023
по делу N А04-9339/2022
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области
о взыскании 73788,72 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (далее - ООО "АКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление Росгвардии по Амурской области, Управление) о взыскании 73788,72 рубля, из которых: 60 266,42 рубля составляют задолженность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.07.2020 по 31.12.2021; неустойка за период с 11.08.2020 по 14.11.2022 в размере 13522,30 рубля (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением суда от 26.01.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление в апелляционной жалобе просит решение суда от 26.01.2023 изменить, уменьшить подлежащую взысканию с Управления в пользу истца задолженность до 15322,94 рубля за период с 01.09.2021 по 30.11.2021, а также неустойку за период с 18.01.2022 по 14.11.2022 в сумме 2660,89 рубля.
В доводах жалобы ее заявитель указывает, что в периоды действия заключенных между истцом и ответчиком договоров, истец настоящие требования не предъявлял, при этом договорные обязательства между сторонами исполнены в полном объеме (без наличия претензий), в связи с чем действие договоров прекращены. В тоже время, учитывая, что требование о выплате долга за период с 01.07.2020 по 30.11.2021 поступило в Управление вместе с претензией 29.12.2021 (за пределами сроков действия договоров), оснований для взыскания задолженности за период с июля 2020 по август 2021, не имеется.
Полагает, что взыскание неустойки является необоснованным, поскольку задолженность образовалась не по вине Управления, виду отсутствия доказательств получения ответчиком (нарочно) расчетных документов.
Из материалов дела следует, что между ООО "АКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Управлением Росгвардии по Амурской области (абонент) подписаны договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 20.02.2020 N 4804, от 20.05.2020 N 4804, от 16.08.2021 N 4804, от 15.12.2021 N 4804, согласно которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента, от объектов указанных, в Приложении N 1 к договорам, а Абонент обязался соблюдать режим водоотведения, по нормативам указанным в Приложении N 8 (пункт 1 договоров).
Формы договоров являются типовыми и утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.
Подпунктом "д" пункта 13 договоров установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 14 договоров, абонент обязался соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и план по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (подпункты "е" пункта 14 договоров).
ООО "АКС", с учетом того, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 194/2, ул. Октябрьская, 137 (1 взвод), (2 взвод), ул. Больничная, д. 24 (Л-А1, Л-А3), ул. Зейская, д. 185, ул. Горького, д. 137 составляет менее 30 куб. м в сутки, произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле пункта 123(4) Правил N 644, за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 на общую сумму 60 266,42 рубля, для оплаты которой выставил соответствующие счет-фактуры.
В отсутствии оплаты, истец направил в адрес Управления претензию от 17.12.2021 N 10-19-13964 содержащую требования об уплате долга в 10-дневный срок с момента её получения.
Отказ в удовлетворении требований претензии явился основанием для начисления штрафных санкции и обращения ООО "АКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения сторон вытекают из договоров на отпуск воды и прием сточных вод, в связи с чем взаимоотношения ООО "АКС" и Управления Росгвардии по Амурской области подлежат регулированию специальными нормами Федерального закона N 416-ФЗ и Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам "и", "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Из пункта 118 Правил N 644 следует, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
На основании абзаца третьего пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе и без результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 123(4) Правил N 644: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта абонента менее 30 куб. метров в сутки независимо от сферы деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляемой на данном объекте; объект абонента с которого осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора проб сточных вод с объекта абонента отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644 (письмо Минстроя России от 28.01.2021 N 2812-ИА/04 "О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения").
Таким образом, при наличии любого из условий, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, производится ежемесячно организацией ВКХ по формуле П = K x T x Qnpl (где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод).
Согласно пункту 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Как следует из правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 по делу N АКПИ20-722, изменения, внесенные в Правила N 644, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод.
Положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие, в том числе, в соответствии с пунктом 123(4) Правил, либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В спорном периоде в отношении каждого из объектов ресурсоснабжения, указанных в договоре (Приложение N 1) и используемых Управлением в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности, среднесуточный объем водоотведения составляет менее 30 куб. м, что также подтверждается счет-фактурами, счетами, актами и приложенными расчетами платы за весь исковой период, с разбивкой по месяцам и в отношении каждого объекта.
На основании изложенного, ООО "АКС", с учетом рекомендаций пункта 123(4) Правил N 644, произвел расчет платы за негативное воздействие за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 в общем размер 60266,42 рубля.
В отсутствии доказательств уплаты ответчиком основного долга, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в указанной части.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие оснований для взыскании задолженности за период с июля 2020 по август 2021, ввиду прекращения действия спорных договоров по соглашению сторон, подлежат отклонению, поскольку из приведённых выше норм права не усматривается возможность для освобождения Абонента от внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов после прекращения действий основных соглашений, регулирующих услуги водоснабжения и отвод сточных вод.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 30 Правил N 644 также указано, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С учетом выше приведенных положений, суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с Управления неустойки за период с 11.08.2020 по 14.11.2022 в размере 13522,30 рубля.
Ссылки подателя жалобы о необоснованности требований истца о взыскании штрафных санкций отклоняются, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела судом установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по своевременному внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, следовательно, применение к Управлению Росгвардии по Амурской области меры ответственности в виде неустойки, является обоснованным.
При этом указания заявителя жалобы о неполучении (нарочно) расчетных документов, не могут быть приняты во внимание, учитывая наличие полученной ответчиком претензии от 17.12.2021 N 10-19-13964.
С учетом изложенного оснований для принятия произведенного ответчиком расчета штрафных санкции за период с 18.01.2022 по 14.11.2022 в размере 2660,89 рубля, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
В этой связи основания для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, отсутствуют.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.01.2023 по делу N А04-9339/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9339/2022
Истец: ООО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области