город Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
дело N А40-168941/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023
по делу N А40-168941/22,
по заявлению АО "Люберецкий водоканал"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации;
при участии:
от заявителя - Микулина Ю.С. по доверенности от 05.04.2023, Лапчик А.А. по доверенности от 06.04.2023;
от заинтересованного лица - Федоров Д.И. по доверенности от 24.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 11.08.22 N КУВД - 001/2022- 17669294/4 признано незаконным и на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность произвести действия по государственному кадастровому учету по заявлению от 27.04.2022 N КУВД - 001/2022-17669294 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители регистрирующего органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорным объектом является земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010007:4272 площадью 7.600 кв.м., расположенный по адресу: Москва, улица 3-го Интернационала с видом разрешенного использования "под 4 ВЗУ-16" (ВЗУ - водозаборный узел) и имеет статус ранее учтенного.
Постановлением Главы администрации Люберецкого района Московской области от 04.04.1994 N 352/5 указанный участок закреплен за обществом (с учетом правопреемственности) на праве постоянного (бессрочного) пользования и выдано соответствующее свидетельство от 04.04.1994 N 409.
На указанном участке находится здание водонасосной станции (ВНС) N 16 с пристройкой, что представляет собой единый производственный объект - ВЗУ N 16. Основное назначение объекта - снабжение питьевой водой близлежащих потребителей, в состав которых входят: 44 многоквартирных жилых дома; 35 частных жилых домов; 2 детских сада; 1 общеобразовательная школа.
Объект эксплуатируется заявителем с 01.01.1970, а земельные отношения сформировались с 01.01.1971 после установки железобетонного секционного забора, который по настоящее время является искусственной границей участка.
На основании постановления Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 13.11.2007 N 2235-ПГ (в редакции постановления от 18.02.2010 N 256-ПА) МУП "Люберецкий Водоканал" приватизировано путем преобразования его в ОАО "Люберецкий Водоканал" в рамках Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а участок включен в соответствующий передаточный акт (в прилагаемой выписке из состава имущества МУП "Люберецкий Водоканал", подлежащего приватизации, сведения об участке находятся на стр. 12 п. 34), общество стало собственником участка с момента передачи его в уставный капитал.
Фактически земельный участок существует на местности более 15 лет.
Поскольку в правоустанавливающих документах не имеется сведений о местоположении границ уточняемого земельного участка, а документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, отсутствуют, границами земельного участка согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 являются границы, существующие на местности более 15 лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка.
Правовые споры по границам земельного участка отсутствуют.
Процедура согласования границ земельного участка проведена в установленном Законом порядке о кадастре, разногласия и возражения отсутствуют.
Электронные образы документов, включенные в состав Приложения к межевому плану изготовлены в соответствии с п. 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8.12.2015 N 921.
Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более.
В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в п. п. 32, 32.1 и 45 ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в п. п. 32 и 32.1 ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона государственным регистратором прав не осуществляется.
Оценив в соответствии с требованиями ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и правильно применив положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом правомерно возложена на регистрирующий орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из представленных доказательств, из которых следует, что в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для проведения регистрационных действий.
С учетом изложенного, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет по заявлению общества от 27.04.2022 N КУВД - 001/2022-17669294 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 по делу N А40-168941/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168941/2022
Истец: АО "ЛЮБЕРЕЦКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ