г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А41-61534/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А. (на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии" - Игнатовская М.В. представитель по доверенности от 01.01.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании, Ваваев И.Ю. ген. директор по приказу N 0212-20,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области - Кириллов К.А. представитель по доверенности от 23.11.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - Катунина Ю.А. представитель по доверенности от 28.12.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от остальных третьих лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2022 года по делу N А41-61534/22 по иску
ООО "Клиника онкоиммунологиии цитокинотерапии" (ОГРН 1097760004000, ИНН 7736589204)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (ОГРН 1035000700668, ИНН 7702129350),
третьи лица: Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО, ответчик) о взыскании 37 898 192 рублей 00 копеек задолженности по оплате услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В обоснование заявленных требований истец указал, что оказывал медицинские услуги по территориальной программе ОМС. Однако, поскольку ответчиком плата за оказанные истцом застрахованным лицам в период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию осуществлена не в полном объеме, образовалась предъявленная ко взысканию сумма задолженности.
Иск заявлен на основании ст. ст. 309, 310, 779, 781 ГК РФ.
Определением суда от 18.10.2022, занесенным в протокол судебного заседания, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2022 года по делу N А41-61534/22 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью по мотивам, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 39, ч. 8 ст. 34,, ст. 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в российской Федерации (далее - Закон N 326-ФЗ) расчёты за оказание медицинской помощи 101 случаю в отношении лиц, застрахованных на территории г. Москвы, на сумму 35 033 782 руб. должны быть предъявлены для отплаты в страховые медицинские организации г. Москвы (далее - СМО) в рамках территориальной программы ОМС г. Москвы. По 10 случаям оказания медицинской помощи лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, на сумму 3 158 764 руб. оплата должна быть предъявлена в ТФОМС г. Москвы в рамках базовой программы ОМС.
06.03.2023 ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов, изложенных в жалобе, просит решение суда первой инстанции по делу N А41-61534/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ТФОМС МО поступили письменные пояснения на отзыв ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии".
ТФОМС г. Москвы представило письменные пояснения, в которых поддерживает апелляционную жалобу ответчика.
ТФОМС Республики Дагестан и ТФОМС Нижегородской области представили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Определением председателя четвёртого судебного состава от 10.04.2022 в связи с отпуском судьи Панкратьевой Н.А. произведена её замена на судью Диаковскую Н.В.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители ТФОМС Калужской области, Ставропольского края, Республики Дагестан, Нижегородской области, Оренбургской области, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица ТФОМС г. Москвы с доводами апелляционной жалобы согласился, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии" в период с января по февраль 2021 года, являлось медицинской организаций, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности от 10 апреля 2017 г. N ЛО-77-01-0141427.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N Э2Э-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ), истец оказывал медицинскую помощь в системе ОМС.
ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии" направило уведомление на осуществление деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (уведомление) в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области.
На основании поданного уведомления истец включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (реестровый номер 972601) и участвует в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования по Московской области (далее - Программа ОМС).
Между истцом и ответчиком заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20.01.2021 N 509726/21 на срок до 31.12.2021.
Представление медицинской помощи по Программе ОМС осуществлялось истцом в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, независимо от их территориальной принадлежности и места жительства.
Как указал истец, за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года, истцом оказывалась медицинская помощь по территориальной программе ОМС Московской области пациентам, застрахованным на территории иного субъекта РФ (иногородним).
Объем медицинской помощи в указанный период, оказанной иногородним гражданам, в финансовом выражении, составил 37 898 192 рублей 00 копеек, что подтверждается счетами, направленными истцом.
Счета на указанную сумму Фондом к оплате не приняты, оплата по ним произведена не была, что привело к образованию взыскиваемой задолженности в размере 37 898 192 рублей 00 копеек.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате медицинской помощи за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года и отказ Фонда урегулировать разногласия в полном объеме в добровольном досудебном порядке послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца возникли из деятельности ТФОМС МО по возмещению расходов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, и подлежащую оплате на основании п. 1.2. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20.01.2021 N 509726/21 на срок до 31.12.2021, согласно которому организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в случае если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис, а Фонд обязуется оплатить указанную медицинскую помощь.
Суд первой инстанции принял во внимание, что в период с 2019 г. по 2020 г. счета, направляемые истцом ответчику в рамках территориальной программы ОМС Московской области по оказанию помощи пациентам, застрахованным на территории иного субъекта РФ (иногородним), были приняты последним актами медико-экономического контроля, актами медико-экономической экспертизы, и оплачены в полном объеме, что подтверждается указанными актами, платежными поручениями о поступлении денежных средств, а так же решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8652/22 от 01.04.2022 о взыскании средств за оказание аналогичных медицинских услуг. Таким образом, за период с 2019 по 2020 год ответчик оплачивал оказанные медицинской организацией услуги. В январе и феврале 2021 года истец продолжил оказывать медицинскую помощь пациентам, ранее уже проходившим курс лечения в ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии", в рамках указанной программы.
Факт оказания медицинской помощи в январе 2021 года подтверждается статистическими картами выбывшего из дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом отделении (далее - СКВС).
Всего в январе 2021 г. было оказано 71 медицинская услуга на общую сумму 23 208 703 (двадцать три миллиона двести восемь тысяч семьсот три) рубля 00 копеек. На основании пункта 166 Правил ОМС истец сформировал и направил в срок счет N 01/55 от 10.02.2021 г. и реестр счета 972601500121, принятый 12.02.2021 г. за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в Территориальный фонд Московской области. Однако, в установленный Правилами ОМС срок от ТФОМС МО актов медико-экономического контроля не поступило, медицинский услуги оплачены не были.
Факт оказания медицинской помощи в феврале 2021 г. подтверждается статистическими картами выбывшего из дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом отделении (далее - СКВС).
Всего в феврале 2021 г. оказано 41 медицинская услуга на общую сумму 14 983 843 (четырнадцать миллионов девятьсот восемьдесят три тысячи восемьсот сорок три) рубля 00 копеек.
На основании пункта 166 Правил ОМС истец сформировал и направил в срок счет N 02/55 от 10.03.2021 и реестр счета 972601500221, принятый 03.03.2021, за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в Территориальный фонд Московской области. Однако, в установленный Правилами ОМС срок от ТФОМС МО актов медико-экономического контроля не поступило, медицинские услуги оплачены не были.
17 марта 2021 года в адрес истца поступил Акт МЭК за январь 2021 г. с отказом в оплате оказанных медицинский услуг со ссылкой на код дефекта 5.3.3, означающий включение в реестр счетов медицинской помощи, подлежащей оплате из других источников финансирования. 23 марта 2021 г. истец получил итоговый пакет по межтерриториальным расчетам за январь 2021 г.
24 марта 2021 г. в адрес истца поступил Акт МЭК за февраль 2021 г. с отказом в оплате оказанных медицинский услуг со ссылкой на код дефекта 5.3.3, означающий включение в реестр счетов медицинской помощи, подлежащей оплате из других источников финансирования. 20 апреля 2021 г. истец получил итоговый пакет по межтерриториальным расчетам за февраль 2021 г.
10 марта 2021 года из ТФОМС МО за исх. N 2491/07-04 поступило Дополнительное соглашение о расторжении Договора от 20.01.2021 N 509726/21 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на 2021 год.
Истцом были обжалованы отказы ответчика об оплате оказанных медицинских услуг. Однако в удовлетворении жалоб истца ТФОМС МО было отказано. В обоснование отказа ТФОМС МО указал, что истцу надлежало обратиться в ТФОМС г. Москвы.
Основанием возникновения обязанности ответчика по оплате услуг за счет средств обязательного медицинского страхования, как указал суд первой инстанции, является факт их оказания истцом застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Однако, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учёл установленные законом порядок оплаты оказанных медицинских услуг и источники этой оплаты.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование (ОМС) - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации (ч. 2 ст. 9 Закона N 326 -ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в рамках программ ОМС.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со статьей 13 Закона N 326-ФЗ, пунктом 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Московской области.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, Законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных Законом N 326-ФЗ, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 8 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Следовательно, ТФОМС МО является публичным органом, наделенным властными полномочиями, в том числе правом осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций и управлением средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 6 ст. 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется страховой медицинской организацией на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Положениями пункта 8 ст. 14 Закона N 326-ФЗ установлено, что страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение деятельности страховой медицинской организации осуществляется по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, согласно которому страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, в спорный период общество входило в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС г. Москвы, и в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС Московской области.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ общество для реализации территориальной программы ОМС г. Москвы в спорный период были заключены Договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договоры на ООМП) со страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС г. Москвы, а для реализации Московской областной программы ОМС - со страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации Московской областной программы ОМС.
Таким образом, истец участвовал в реализации двух территориальных программ ОМС - г. Москвы и Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по Договору на ООМП медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу:
- в соответствии с территориальной программой ОМС и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования;
- в рамках базовой программы ОМС в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи при реализации медицинской организацией территориальной программы ОМС осуществляется СМО, участвующими в реализации территориальной программы ОМС данного субъекта Российской Федерации, за счет бюджета территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 37 Закона N 326-ФЗ).
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную в рамках базовой программы ОМС, осуществляются в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, разделом X Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В связи с тем, что истец реализует территориальную программу г. Москвы, случаи оказания медицинской помощи лицам, застрахованным на территории г. Москвы, входят в территориальную программу ОМС г. Москвы и должны быть поданы медицинской организацией на оплату в рамках Договора на ООМП, заключенного для реализации территориальной программы ОМС г. Москвы, в страховые медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы ОМС г. Москвы, для дальнейшего финансирования страховых медицинских организаций из бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 175 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (в редакции от 25.09.2020, действовавшей до 30.06.2021), (далее - Правила ОМС) не подлежит межтерриториальным расчетам медицинская помощь, не входящая в базовую программу.
В более поздней редакции законодатель уточнил данный пункт, указав, что в случае, если медицинская организация участвует в реализации территориальных программ нескольких субъектов Российской Федерации, выставление счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, оказанной лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан в данных субъектах Российской Федерации, допускается только в территориальный фонд соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в 101 спорном случае истец оказывал медицинскую помощь пациентам, застрахованным на территории г. Москвы, медицинская помощь оказывалась по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 7, корп. 1. То есть помощь оказывалась в рамках территориальной программы г. Москвы.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции признаёт обоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец ошибочно предъявил данные случаи оказания медицинской помощи для оплаты в рамках межтерриториальных расчетов в ТФОМС МО, так как данные случаи не относятся к базовой программе ОМС, и оплата данных случаев должна производится в рамках территориальной программы ОМС г. Москвы страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС г. Москвы.
Данные выводы соотносятся со сложившейся судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации по делу N А40-221807/2021, постановления Арбитражного суда Московского округа по делам N А41-62958/2021, N А41-75174/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу NА40-50851/2022).
Доводы истца о том, что направления на лечение выдавались медицинскими организациями других областей, суд апелляционной инстанции отклоняет как не имеющие значение для дела.
Как следует из приведённых норм законодательства, правовое значение имеет место выдачи страхового полиса ОМС, а не направления на лечение.
Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н (далее - Правила ОМС).
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица при обращении в медицинскую организацию за медицинской помощью обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В рассматриваемых спорных случаях все пациенты проходили плановое лечение, связи с чем при их приёме общество обязано было на основании полиса ОМС установить регион, где застрахован пациент. По 101 спорному случаю таким регионом является г. Москва.
По 10 спорным позициям медицинская помощь оказана на территории г. Москвы лицам, застрахованным на территориях Калужской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Республики Дагестан, Ставропольского края.
В связи с тем, что истец как медицинская организация не реализует территориальные программы ОМС Калужской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Республики Дагестан, Ставропольского края, данные случаи оказания медицинской помощи относятся к базовой программе ОМС и в соответствии с приведёнными выше положениями законодательства должны быть предъявлены для оплаты в рамках межтерриториальных расчетов.
Порядок осуществления межтерриториальных расчетов определяется Правилами ОМС (часть 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 161 Правил ОМС территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, в объеме, установленном базовой программой, не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо застраховано, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты получения счета (реестра счета), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Материалами дела подтверждено, что истец, реализуя базовую программу ОМС,, оказал медицинскую помощь лицам, застрахованным на территориях Калужской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Республики Дагестан, Ставропольского края, на территории г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 7, корп. 1.
Таким образом, истец ошибочно предъявил данные случаи оказания медицинской помощи для оплаты в рамках межтерриториальных расчетов в ТФОМС МО, так как должен был предъявить данные случаи на оплату в рамках межтерриториальных расчетов в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи ТФОМС г. Москвы, а территориальные фонды ОМС, на территории которых данные лица застрахованы (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края), должны были осуществить возмещение средств ТФОМС г. Москвы.
То обстоятельство, что ранее указанные пациенты уже проходили лечение в медицинской организации истца не влияет на порядок оплаты и вопросы распределения между территориальными фондами обязанностей по оплате оказанных медицинских услуг.
При этом тот факт, что ранее ответчик принимал к оплате аналогичные случаи, не является основанием для продолжения оплаты в нарушение установленного порядка.
Добросовестное заблуждение истца относительно источников финансирования оказанной медицинской помощи, в том числе с учётом позднего доведения до него позиции ответчика по оплате письмом 26.08.2022 г. за исх. N -9237/, также не порождает у ответчика обязанности оплатить медицинскую помощь в обход установленного законом порядка.
Доводы истца о том, что программы ОМС г. Москвы и Московской области различны как по объёму, так и по стоимости оказываемой медицинской помощи, также не влияет на установленный законом порядок оплаты.
Более того, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя апелляционной жалобы, что подавая случаи оказания медицинской помощи лицам, застрахованным на территории г. Москвы, в рамках базовой программы ОМС в ТФОМС МО (чего, как было указано выше, истец не может делать в соответствии с законодательством, так как базовая программа ОМС подается только в территориальный фонд ОМС по месту оказания медицинской помощи ТФОМС г. Москвы), истец пытается обойти объемы предоставления медицинской помощи, установленные для него комиссией по разработке территориальной программы г. Москвы, тем самым причинив ущерб бюджету ОМС г. Москвы.
Медицинская помощь, оказанная сверх установленного объема, не подлежат оплате за счет средств ОМС, что подтверждается судебной практикой (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 по делу N А32-20379/2020, от 04.04.2022 по делу N А40-221807/2021, от 31.01.2023 по делу N А55-2570/2021, а также данный пункт 21 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2022), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
С учётом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в иске.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за обращение с иском относятся на истца.
Ответчик при обращении с апелляционной жалобой государственную пошлину не уплачивал, поскольку освобождён от её уплаты, поэтому расходы за подачу апелляционной жалобы судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2022 года по делу N А41-61534/22 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61534/2022
Истец: ООО "Клиника онкоиммунологии и цитокинотерапии", Территориальный фонд ОМС Московской области
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, Московский городской фонд ОМС, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Нижегородской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края