г. Ессентуки |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А63-12169/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии от Центральной акцизной таможни - Радионовой И.В. (доверенность от 10.08.2022 N 05-01-23/19822), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Ставлогистик", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.01.2023 по делу N А63-12169/2022 (судья Подылина Е.В.) по исковому заявлению Центральной акцизной таможни (г. Москва, ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065) к обществу с ограниченной ответственностью "Ставлогистик" (г. Ставрополь, ИНН 2634092975, ОГРН 1152651017562) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 20355000р. и 1282598,45р. пени,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ставлогистик" (далее - Общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 20355000р и 1282598,45р пени.
Решением суда от 18.01.2023 заявленные требования удовлетворены частично, взыскан с Общества в пользу Таможни утилизационный сбор в сумме 20355000р и пени в сумме 464327,45, также взысканы пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Судебный акт мотивирован наличием у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику, наличием оснований для начисления пени с учетом действия моратория.
Таможня обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа во взыскании пени в сумме 818271р.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, суд первой инстанции правомерно применил правила о моратории на начисления пени.
Удовлетворено ходатайство Таможни об участи в онлайн судебном заседании посредством системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Таможни поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Таможни, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество задекларировало по ДТ N N 10009100/210122/3008002, 10009100/260122/3010774, 10009100/270122/3011110, 2 10009100/190122/3006645, 10009100/280122/3012178 10009100/010222/3013939, 10009100/140222/3020876, 10009100/ 150222/ 3021851, 10009100/240222/3027151 товар - самоходная техника - тракторы малогабаритные. Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В связи с неуплатой Обществом утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию самоходной техники Таможня письмами письма от 21.02.2022 N 13-12/04015, от 28.02.2022 N 13-12/04684, от 28.02.2022 8 N 13-12/04699, от 03.03.2022 N 13-12/05081, от 16.03.2022 N 13-12/06152, от 24.03.2022 N 13-12/07238 "О задолженности по уплате утилизационного сбора" проинформировало Общество о необходимости его уплаты.
Поскольку Общество добровольно не уплатило утилизационный сбор, Таможня обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения от 18.01.2023 в обжалуемой части.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (пункт 15 (1)). Исходя из этого требование о взыскании сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, является обоснованным.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного Федерального закона. Абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ устанавливает, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Статьей 2 Закона N 127-ФЗ установлено, что к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Положения пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (пункт 6 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Постановлением Правительства N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные постановлением Правительства N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно ограничил период взыскания пеней датой 31.03.2022 в сумме 464327,45р и указал на возобновление расчета пеней на сумму утилизационного сбора, начиная с 01.10.2022 до момента фактического исполнения обществом денежного обязательства, отказав во взыскании пени за период с 01.04.2022 по 30.09.2022 по всем ДТ на ввезенные товары.
Доводы таможенного органа, со ссылкой на абзац второй пункта 7 постановления Пленума ВС РФ N 44, о недоказанности ответчиком того факта, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из смысла введения моратория, направленного на уменьшение финансового бремени должников, опровержение презумпции освобождения от ответственности возлагается на лицо, заявляющее о наличии таких обстоятельств, в данном случае на заявителя по делу.
Вместе с тем Таможней кроме ссылки на указанное разъяснение каких-либо конкретных доводов и доказательств в подтверждение наличия соответствующих обстоятельств не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.01.2023 по делу N А63-12169/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12169/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "СТАВЛОГИСТИК"