г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А56-24895/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Горбатовской О.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1538/2023) Администрации Муниципального образования "Приозерский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2022 по делу N А56-24895/2022 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТ-НТ"
к Администрации Муниципального образования "Приозерский муниципальный район" Ленинградской области
третьи лица: 1. Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному округу,
2. Приозерское Лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес"
о признании незаконным решения об отмене разрешения от 25.02.2020 N 98,
при участии:
от заявителя: Бобу Е.И. по доверенности от 27.03.2023;
от заинтересованного лица: не явился (извещен);
от третьих лиц: не явились (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-НТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования "Приозерский муниципальный район" Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения об отмене разрешения от 25.02.2020 N 98 на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 10.12.2021 N 427 в границах кадастрового квартала: 47:03:1210002 Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному округу, Приозерское Лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2022 (с уточенном определения от 29.11.2022 об исправлении опечатки) признано незаконным принятое Администрацией решение от 10.12.2021 об отмене разрешения от 25.02.2020 N 98 на размещение объекта на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов; взыскано с Администрации в пользу Общества расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
На указанное решение Администрацией подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит решение суда от 25.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что включение земель в границы земель населенных пунктов изменило их категорию, но не их принадлежность к федеральной собственности. Также, по мнению подателя жалобы, Администрацией представлено достаточно достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих нахождение спорной территории на землях лесного фонда.
В судебное заседание заинтересованное лицо, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направили.
От Администрации в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
От Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному округу в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, разрешением от 25.02.2020 N 98 Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области разрешила Обществу разместить объект - сооружение связи на земельном участке площадью 9 кв. м в границах кадастрового квартала 47:03:1210002. сроком на 49 лет, согласно схеме границ предполагаемых к использованию под размещение объекта.
Впоследствии, Администрацией 10.12.2021 было принято решение N 427 об отмене разрешения от 25.02.2020 N 98 на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Посчитав решение Администрации об отмене разрешения от 25.02.2020 N 98 на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Требования заявителя признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: проведение инженерных изысканий; капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; осуществление геологического изучения недр; осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный Перечень, в том числе, включены Линии связи, линейно-; кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не| требуется разрешения на строительство.
Пунктом 11 в указанный Перечень, в том числе, включены Линии связи, линейно-; кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N З01 утвержден Порядок и условия размещения на территории Ленинградской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которые регламентируют процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку, размещение объекте на территории Ленинградской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
Как установлено судом первой инстанции, Администрации на основании заявления Общества предоставлен участок в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. Предоставленный земельный участок отнесен к общественно-деловой зоне, утвержденные правила землепользования и застройки в части отнесения данной территории к общественно-деловой зоны не отменялись и в судебном порядке не признавались недействующими на момент выдачи разрешения на размещения объекта, а также изменения в генеральный план также не вносились.
В силу пункта 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1793-0. кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 ЛК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок включен в границу населенного пункта Сосновское сельского поселение, дер. Новожилово, в связи с чем, земельный участок отнесен к категории земли населенного пункта.
В соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области земельный участок отнесен к общественно-деловой зоне.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ Закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо при отсутствии таких сведений в данном реестре в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Таким образом, в действующем законодательстве закреплен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, над сведениями государственного лесного реестра.
Доказательств наличия в границах земельного участка лесных насаждений в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято Администрацией лишь на основании письма Приозерского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" от 29.11.2021 N 3552.
Таким образом, поскольку документального подтверждения отнесения участка к землям лесного фонда в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Администрации отсутствовали основания для отмены решения от 25.02.2020 N 98
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2022 по делу N А56-24895/2022 оставить без изменение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбатовская |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24895/2022
Истец: ООО "СТ-НТ"
Ответчик: Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Третье лицо: Департамент Лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Приозерское лесничество - филиал Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области"