г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А56-84204/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Масенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Куренковой Е.М.,
при участии от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга представителя Ломакиной К.В. (доверенность от 09.01.2023);
от КИО представителя Загребельной Я.А. (доверенность от 30.12.2022);
от ООО "Конфетти" представителя Ивановой Е.Н. (доверенность от 09.01.2023);
от СПбГБПОУ "Олимпийский надежды" представителя Иоффе Т.А. (доверенность от 24.11.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конфетти" (регистрационный номер 13АП-7820/2023) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-84204/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конфетти" к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Конфетти", адрес: 190013, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 123, квартира 93, ОГРН 1187847281599, ИНН 7838082332 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КИО), и Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, город Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет по инвестициям), о признании незаконным распоряжения КИО от 27.04.2022 N 97-РЗУ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3007 на праве постоянного (бессрочного) пользования Санкт-Петербургскому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Олимпийские надежды", об аннулировании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 78:34:0004154:3219 в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Олимпийские надежды", исключении соответствующих сведений из ЕГРН, о признании незаконным распоряжения Комитета по инвестициям от 30.05.2022 N 359-р об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3007 ООО "Конфетти" без проведения торгов и обязании Комитета по инвестициям повторно рассмотреть заявление ООО "Конфетти" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3007, площадью 62 766 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов физической культуры и спорта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ситцевая, уч. 15 без проведения торгов для размещения объекта обеспечения спортивно-зрелищных мероприятий с учетом изменения кадастрового номера на 78:34:0004154:3219.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Олимпийские надежды", адрес: 197374, Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ N 65, ул. Савушкина, д. 134, к. 4, литера А, ОГРН 1037832010171, ИНН 7814110284, (далее - Учреждение).
Решением от 26.01.2023 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что с 2019 года по 07.04.2022 Обществом непрерывно подавались заявления о предоставлении земельного участка, поскольку утверждение проекта планировки территории затягивалось, во избежание получения отказа Общество отзывало заявление и в тот же день подавало новое, соответственно, суд первой инстанции не учел, что 07.04.2022 одновременно с отзывом заявления от 15.03.2022, Обществом было подано новое заявление N 01-58-2499/22-1-0, то есть воля Общества на приобретение участка не прерывалась, правоотношения являлись длящимися; у Комитета отсутствовали основания для удовлетворения заявления Учреждения, в материалы дела не представлено документов территориального планирования, программы развития той или иной области, которые бы подтверждали планирование возведения на земельном участке объекта и необходимость возведения такого объекта именно силами Учреждения, не представлены доказательства, что в бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год были предусмотрены средства на строительство такого объекта, в связи с чем Общество полагает, что единственной целью предоставления спорного участка Учреждению было использование подготовленной за счет Общества документации по планировке территории; кроме того, податель жалобы обращает внимание, что, поскольку требования о признании права отсутствующим Общество не заявляло, неправомерна ссылка суда первой инстанции в качестве основания для отказа на невозможность удовлетворения требования ввиду того, что оно заявлено лицом, не владеющим спорным имуществом.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по инвестициям против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что заявитель ошибочно полагает, что возникшие правоотношения между Комитетом и Обществом являлись длящимися, поскольку предоставление земельного участка, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, без проведения торгов является государственной услугой, оказание которой регулируется Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования", утвержденным распоряжением Комитета от 11.01.2019 N 5 (далее - Административный регламент), в соответствии с которым государственная услуга предоставляется по каждому поступившему в Комитет заявлению; в силу того, что Общество отзывало одно заявление и в тот же день подавало новое заявление, Комитет не рассматривал поступившее от Общества заявлении по существу, государственная услуга завершалась регистрацией заявления об аннулировании ранее поданной заявки о предоставлении участка без торгов; заявления Общества и Учреждения рассмотрены в соответствии с принципом очередности, установленным земельным законодательством; предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не требует представления документации о том, какие объекты на земельном участке планируется построить; довод Общества о злоупотреблении правом Комитетом заявлен только в апелляционной жалобе, несение расходов Обществом по проведению кадастровых работ и работ на разработку эскизной концепции объекта является правом Общества, не гарантирует предоставление земельного участка, кроме того, спорный участок с кадастровым номером 78:34:0004154:3007 перестал существовать в связи с перераспределением земель и образованием нового земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3219.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что непрерывная подача заявлений о предоставлении земельного участка с одновременным отзывом предыдущего заявления является сложившейся практикой взаимоотношений с Комитетом по инвестициям, заявления отзывались во избежание отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель КИО против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что заявления рассмотрены в порядке очередности, земельный участок предоставлен Учреждению для обеспечения уставных целей.
Представитель Комитета по инвестициям против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Учреждения также против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что на территории спорного земельного участка планируется устройство крытого легкоатлетического манежа и организация прочих спортивных сооружений.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество обратилось в Комитет по инвестициям с заявлением от 07.04.2022 N 01-58-3577/22-0-0 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ситцевая, уч. 15, с кадастровым номером 78:34:0004154:3007 (далее - участок), без проведения торгов. В сопроводительном письме от 07.04.2022 (рег. номер 01-58-2499/22-1-0) к указанному заявлению Общество также просило аннулировать ранее поданное заявление от 15.03.2022 вх.01-58-2499122-0-0.
Письмом от 14.04.2022 N 01-58-3577/22-0-1 Комитет по инвестициям уведомил Общество о наличии ранее поступившего заявления от иного лица о предоставлении указанного участка без проведения торгов и сообщил, что процедура рассмотрения заявления общества будет осуществлена после принятия решения по итогам рассмотрения заявления, поданного ранее.
В письме от 18.04.2022 N 01-17-1718/22-0-0 в адрес Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга", Комитет по инвестициям сообщил о подготовке документов в отношении спорного земельного участка в целях размещения объекта с видом разрешенного использования "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий" на основании заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Распоряжением КИО от 27.04.2022 N 97-РЗУ Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ N 65, Ситцевая улица, участок 15 с кадастровым номером 78:34:0004154:3007, площадью 62 766 кв. м, вид разрешенного использования "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий", относящийся к категории земель населенных пунктов, для использования в уставных целях.
По результатам рассмотрения заявления Общества Комитет по инвестициям издал распоряжение от 30.05.2022 N 359-р, согласно которому Обществу в предоставлении без проведения торгов участка отказано по основанию, предусмотренному подпунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку испрашиваемый участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования иному лицу.
Впоследствии на основании распоряжения КИО от 16.05.2022 "Об утверждении границ земельного участка" и в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2022 N 180 из земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3007 путем перераспределения земель образован новый земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, муниципальное образование муниципальный округ N 65, Ситцевая улица, земельный участок 63, с кадастровым номером 78:34:0004154:3219.
Общество, полагая, что его законные права нарушены, обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании ненормативных правовых актов незаконными и об аннулировании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 78:34:0004154:3219, предоставленного Учреждению.
Суд первой инстанции, установив, что на момент рассмотрения заявления Общества спорный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен Учреждению, что в силу требований подпункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ исключает возможность заключения договора аренды с Обществом, в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 2 той же статьи без проведения торгов договор аренды земельного участка может быть заключен в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 12-рг установлено, что предоставление земельных участков юридическим лицам без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся объектами недвижимости, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленным в пунктах 4-6 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43).
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона N 282-43 критерием отнесения объекта социально-культурного назначения к объектам, размещение которых возможно в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, является отнесение объекта к объектам, размещаемым на основании следующих видов разрешенного использования земельного участка: социальное обслуживание, здравоохранение, спор, образование и просвещение, культурное развитие, обеспечение научной деятельности, обеспечение внутреннего правопорядка.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 282-43 заявление потенциального инвестора о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей строительства подается в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его предоставления в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Материалами дела подтверждается, заявителем не оспаривается, что заявление о предоставление участка без торгов, зарегистрированное от 15.03.2022 N 01-58-2499/22-0-0, письмом Общества от 07.04.2022 N 01-58-2499/22-1-0 аннулировано, и одновременно подано новое заявление, которое зарегистрировано Комитетом 07.04.2022 (вх. N 01-58-3577/22-0-0) и по результатам рассмотрения которого Комитет принял оспариваемое распоряжение от 30.05.2022 N 359-р.
Заявление Учреждения от 30.03.2022 о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования участка для размещения объектов физической культуры и спорта зарегистрировано в КИО от 01.04.2022 за номером 04-26-14936/22-0-0.
Таким образом, рассмотрение заявления Учреждения и издание по его результатам распоряжения от 27.04.2022N 97-РЗУ произведено в порядке очередности, установленном земельным законодательством.
Ссылка подателя жалобы на то, что с 2019 года Общество непрерывно подавало заявления о предоставлении участка, которые отзывало до истечения срока их рассмотрения, обоснованно отклонена судом первой инстанции ввиду того, что спорный участок не мог быть предоставлена Обществу без торгов ввиду отсутствия в перечне видов разрешенного использования, предусмотренном пунктами 4, 5 статьи 8 Закона N 282-43, такого как "обслуживание автотранспорта".
По смыслу норм раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" Административного регламента оказание государственной услуги может заканчиваться заявлением об отзыве ранее поданного заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Подача нового заявления о предоставлении государственной услуги при одновременном отзыве предыдущего заявления не продлевает срок оказания такой услуги, а лишь инициирует процедуру рассмотрения вновь поданного заявления. Общество не оспаривает, что заявление от 15.03.2022 также было отозвано, поэтому оснований считать, что вновь поданное в апреле 2022 года заявление подлежало приоритетному рассмотрению, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы заявителя по разработке документации для внесения изменений в проект планировки территории, являются его предпринимательским риском в соответствии с пунктом 2 статьи 1, пункта 1 статьи 9 ГК РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, правовые основания для удовлетворения требования об аннулировании права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004154:3219 отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-84204/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84204/2022
Истец: ООО "КОНФЕТТИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ N 357 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ"
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8446/2023
15.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7820/2023
13.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7820/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84204/2022