г. Москва |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А40-219490/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ВЕНТАРТ ГРУПП"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-219490/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ВЕНТАРТ ГРУПП"
к Московской областной таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВЕНТАРТ ГРУПП" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган, административный орган) о признании незаконным постановления от 20.09.2022 о назначении административного наказания об административном правонарушении N 10013000-009493/2022, вынесенное Заместителем начальника Московской областной таможни, в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "ВЕНТАРТ ГРУПП" суммы штрафа в размере 50 000 рублей, уменьшив его размер.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-219490/22 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судом решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, постановлением от 20.09.2022 N 10013000-009493/2022 заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ за повторное нарушение срока предоставления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Заявитель, признавая вину за совершенные правонарушения и правомерность привлечения к ответственности, считает, что МОТ при вынесении постановления не были исследованы, не приняты во внимание и не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность Заявителя за совершение правонарушений, предусмотренные частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила) установлен порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.
В соответствии с пунктом 12 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 9 Правил на ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" возложена обязанность по представлению в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, статистических форм учета не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Как следует из материалов дела, Обществом в июле 2022 осуществлен вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в рамках договора N 08-06/2021 от 11.08.2021, Счет-фактура (инвойс) N 0000-012372 от 21.07.2022, Счет-фактура (инвойс) N 0000-012373 от 21.07.2022, Счет-фактура (инвойс) N 0000-012374 от 21.07.2022 на общую сумму 190197.83 RUB.
В соответствии с вышеуказанными нормами права, дата представления Обществом статистической формы за отчетный период с 01.07.2022 по 31.07.2022 установлена не позднее 12.08.2022.
Таким образом, с 13.08.2022 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается неисполненной.
Однако, ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров системный номер ED20220818093021802 (регистрационный номер 10013000/180822/С101828), системный номер ED20220818092420954 (регистрационный номер 10013000/180822/С101814), системный номер ED20220818092038536 (регистрационный номер 10013000/180822/С 101807) за отчетный период июль 2022 года только 18.08.2022. что является нарушением срока, установленного законодательством РФ.
05.09.2022 по данному факту в отношении ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
Каждая статистическая форма учета носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, установлена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для снижения штрафа и признания правонарушения малозначительным.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20.000 до 50.000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50.000 до 100.000 руб.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается нарушение ООО "Вент Групп" срока представления статистической отчетности за июль 2022
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества о вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованнму выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В обоснование своих требований Общество указывает, что нарушением срока подачи статистической формы отчетности стало периодическое отключение электричества, в связи с чем, не работали сетевые устройства, аварийно выключалось оборудование, переставили работать программы. Сбои в работе оборудования привели к некорректной работе программы 1С, в связи с чем, из программы перестали формироваться корректные данные для их передачи в государственные органы, что подтверждается заключением ООО "Фортекс-Сервис", с которым заключен договор абонентского обслуживания 1С: Предприятия.
В письменных объяснениях, представленных на составление протокола об административном правонарушении, Общество указывало, что отключение электричества происходило в период с 01 по 16 августа 2022 года, вместе с тем, каких-либо доказательств, в том числе представленных суду первой инстанции, в материалы административного дела на стадии производства по делу об административном правонарушении представлено не было.
Кроме того, как следует из материалов дела, отгрузка товара произведена обществом 21.07.2022 (TH от 21.07.2022 N 12374), следовательно, Общество могло заблаговременно предоставить статистическую форму за отчетный период июль 2022 года начиная с 22.07.2022, поскольку действующей нормой права исполнение обязанности предусмотрено не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведено получение товаров, и избежать возникших технических трудностей при подаче статистической формы и не допустить нарушение срока.
Заявитель указывает, что ответственный за подачу статистических форм сотрудник в период с 28.07.2022 по 07.08.2022 находился в отпуске.
В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, поскольку все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работника - все это является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Таким образом, Общество, зная, что лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению статистической формы, находится в отпуске, обязано было организовать надлежащим образом процесс подачи статистической формы с целью соблюдения возложенной на него законом обязанности.
Кроме того, данный довод Общества не может быть принят в связи со следующим.
Согласно пункту 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В рассматриваемом случае статистическая форма подписана ЭЦП генерального директора Общества - Митронова Романа Николаевича.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон "Об электронной цифровой подписи") следует, что электронная подпись должна идентифицировать ее владельца.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закон "Об электронной цифровой подписи" при использовании усиленных электронный подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей электронный подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом не представлены внутренние документы организации, подтверждающие передачу ЭЦП другому лицу, а также уведомление, направленное удостоверяющему центру о применении такого решения и получению соответствующих разъяснений, предусмотренных Законом "Об электронной цифровой подписи".
Исходя из анализа Закона "Об электронной цифровой подписи" передача ЭЦП невозможна. Предоставление прав на применение ЭЦП другому лицу не запрещено, однако никак не регламентировано, но при этом владелец ЭЦП обязан оценивать потенциальные риски, к которым он подвергается при предоставлении прав на ЭЦП.
Общество считает необходимым снизить размер назначенного административного штрафа.
В соответствии со статьей 4.3 КоАП России правонарушение считается повторным, если однородное административное правонарушение совершается в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП России за совершение однородного административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.6 КоАП России лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В ходе производства по делу об административном правонарушении получена справка из КПС "Правоохрана - Административные правонарушения" в отношении ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" подтверждающая, что ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение срока предоставления статистической формы учета перемещения товаров (ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ).
С учетом повторности совершения правонарушения Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, административное наказание назначено ООО "ВЕНТРАРТ ГРУПП" в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статти 19.7.13 КоАП РФ - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела не имеется.
Доводы Общества о малозначительности совершенного им административного правонарушения апелляционным судом отклоняются.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Суд должен исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП России оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.13 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок управления (представление отчетности в таможенный орган). Указанный случай не является исключительным, в связи с чем отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Назначенное заявителю административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Вынесенное судом решение соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 по делу N А40-219490/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219490/2022
Истец: ООО "ВЕНТАРТ ГРУПП"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ