г. Москва |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А40-206882/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ФИЛИАЛ N 3)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-206882/22
по исковому заявлению Центрального информационно-технического Таможенного Управления
к Государственному Учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ФИЛИАЛ N 3)
о признании незаконным решения,
при участии:
от истца: |
Прилуцкий А.Ю. по дов. от 27.12.2022; |
от ответчика: |
Бондаренко Н.С. по дов. от 02.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (далее - заявитель, ЦИТТУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения филиала N 3 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 29.08.2022 г. N 770322400011304, от 29.08.2022 г. N 770322400011404 недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, представитель которого доводы жалобы полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Филиалом N 3 Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации приняты решения от 29.08.2022 NN 770322400011304, 770322400011404, которыми предложено страхователю (ЦИТТУ) возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения в сумме 189 285 руб. 60 коп. и 21 632 руб. 64 коп.
ЦИТТУ посчитало указанные решения Фонда незаконными, необоснованными и подлежащими отмене, в связи с чем обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке ст. 71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 сентября 2021 г. и 17 января 2022 г. в адрес Отделения Фонда поступили электронные реестры сведений от Управления на выплату пособия по беременности и родам Алдущенковой Е.А., в связи с чем Отделением Фонда было принято решение о назначении и выплате пособия по беременности и родам.
При заполнении реестров ЦИТТУ была указана замена лет расчетного периода, 2019 год был заменен на 2014 год, 2020 год заменен на 2015 год, а также указан заработок за два года 1 294 000 руб.
Отделение Фонда произвело выплату Алдущенковой Е.А. пособия по беременности и родам, согласно информации, предоставленной ЦИТТУ в электронных реестрах.
В соответствии со статьей 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ Отделением Фонда была проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
В результате камеральной проверки N 770322400011302 от 27.07.2022 г. были выявлены излишне понесенные расходы на сумму 189 285 руб. 60 коп. которые образовались в результате неправомерной замены лет в расчетном периоде пособия по беременности и родам Алдущенковой Е.А. по листку нетрудоспособности 398948862566 за период нетрудоспособности с 02.09.2021 по 19.01.2022. Также в результате камеральной проверки N 770322400011402 от 27.07.2022 г. были выявлены излишне понесенные расходы на сумму 21 632 руб. 64 коп. которые образовались в результате неправомерной замены лет в расчетном периоде пособия по беременности и родам Алдущенковой Е.А. по листку нетрудоспособности 403679733841 за период нетрудоспособности с 20.01.2022 по 04.02.2022.
Судом установлено, что Алдущенкова Е.А. с 02.05.2012 по 30.04.2017 являлась работником ООО "Энтер".
С 21.10.2016 по 09.03.2017 Алдущенковой Е.А. был предоставлен отпуск по беременности и родам (приказ ООО "Энтер" от 09.11.2016 N 425-0).
С 10.03.2017 по 09.01.2019 Алдущенковой Е.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (приказ ООО "Энтер" от 03.03.2017 N 5-ож).
Согласно записи в трудовой книжке 30.04.2017 Алдущенкова Е.А. уволена с занимаемой должности в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 24.08.2020 Алдущенкова Е.А. принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга ЦИТТУ.
Приказом ЦИТТУ от 07.09.2021 N 275-км "О предоставлении отпуска по беременности и родам Е.А. Алдущенковой" указанном лицу предоставлен отпуск по беременности и родам на период со 02.09.2021 по 19.01.2022.
Таким образом, страховой случай в рассматриваемой ситуации наступил в 2021 году, а расчетный период для определения среднего заработка по общему правилу - 2020 и 2019 годы.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165- ФЗ, Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, беременность и роды, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ).
Подпунктами 5, 7, 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу страховщиком по каждому из страхователей, а также в случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу, занятому у нескольких страхователей, за исключением периода, предшествующего периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, по которому назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если заявление о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде представлено застрахованным лицом после назначения или выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню обращения застрахованного лица с таким заявлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
Суд верно указал, что данным Указом Президента Российской Федерации установлены дополнительные гарантии женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, по включению времени со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
Судом установлено, что дочь - Алдущенкова В.М. родилась 09.01.2017, т.е. 3 года ребенку исполнилось 09.01.2020, т.е. в период за 2 года, предшествующих страховому случаю 2021 года - 2019 и 2020 годы, у Алдущенковой Е.А. протекал период времени, приравненный Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1335 по правовому статусу к отпуску по уходу за ребенком.
Соответственно страховой случай по периодам 2017, 2018, 2019 и 2020 годов наступил в 2016 году (временная нетрудоспособность, беременность и роды), следовательно, расчетный период может быть заменен на предшествующие годы, т.е. на 2015 и 2014 годы.
В письме ФСС РФ от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247 указано, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.
При расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам на основании заявления застрахованного лица в порядке п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ ЦИТТУ правомерно была произведена замена расчетных периодов для страхового случаев, наступивших в 2021, 2022 годах, на расчетный период - 2014 и 2015 годы. При этом расчет пособия произведен с учетом среднего заработка застрахованного лица за время работы у другого страхователя.
По заявлению застрахованного лица календарные годы, предшествующие году наступления страхового случая, могут быть заменены предшествующими календарными годами, если это приведет к увеличению размера пособия. Данная норма направлена на защиту прав застрахованных лиц. Произведенная замена увеличила размер пособия, что также является необходимым условием для замены лет в расчетном периоде.
Замена лет расчетного периода является правом застрахованного лица, которое не может быть ограничено, учитывая отсутствие законодательно установленного запрета на изменение застрахованным лицом заявления о замене расчетного периода.
Работодатель не вправе не принять заявление работника или отказать застрахованному лицу в замене лет.
Суд пришел к верному выводу, что решение ответчика нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно возлагает на него обязанность по возмещению территориальному органу Фонда денежных средств. Данное решение принято в нарушение положений ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
С учетом изложенного обоснован вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные Фондом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции, иной оценке представленных в дело доказательств и иному толкованию норм права. При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Государственного Учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ФИЛИАЛ N 3) на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-206882/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206882/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФСС РФ В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА N3