г. Санкт-Петербург |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А56-68053/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Клинковым И.А.
при участии:
от истца: генеральный директор Корниченко А.А. по паспорту;
от ответчика: представитель Паленко И.Ю. по доверенности от 21.03.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5672/2023) общества с ограниченной ответственностью "РИД.ОДИН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2022 по делу N А56-68053/2022 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "РИД.ОДИН"
к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИД.ОДИН" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании недействительным распоряжения об отклонении содержащегося в заявлении о предоставлении здании, строении, сооружении, объектов незавершенного строительства инвестиционного предложения N 256-р от 29.04.2022 в отношении объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 78, литера А, потенциальному инвестору Обществу; о восстановлении нарушенного права Общества путем направления Комитетом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением Комитета N 4 от 09.01.2017: запроса в филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу о предоставлении кадастровой выписки об объекте недвижимости, заявления Общества в СПб ГБУ "Управление инвестиций", уведомления в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о поступлении заявления с приложением его копии в целях принятия решения о предоставлении здания по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 78, литера А.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ее податель указывает, что он в своем инвестиционном предложении просил Комитет начать процедуру подготовки документации к торгам в отношении Здания. По мнению подателя жалобы, иные основания для отклонения заявления у Комитета отсутствуют; права и законные интересы Общества как коммерческой организации отклонением заявления нарушены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Поскольку отзыв Комитета на апелляционную жалобу поступил в суд только 06.04.2023 (в день судебного заседания), апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства Комитета о приобщении к материалам дела данного отзыва как направленного в суд незаблаговременно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28.03.2022 Общество обратилось в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление) с заявлением о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в отношении объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Набережная Фонтанки, дом 78, литера А (далее - Объект).
Заявителем 18.05.2022 получено распоряжение Комитета об отклонении содержащегося в заявлении о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства инвестиционного предложения N 256-р от 29.04.2022. (далее - Распоряжение) на основании пп.6 пункта 4 статьи 5 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования от 21 июля 2015 года, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Полагая указанное Распоряжение Комитета незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу вышеприведенных нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения вышеуказанного заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указывает Комитет, государственная услуга по рассмотрению заявления о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43) оказана уполномоченным органом в соответствии со статьей 6 Закона N 282-43, Распоряжением Комитета законно отказано в предоставлении Объекта без проведения торгов Обществу по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 4 статьи 5 Закона N 282-43 в связи с отсутствием оснований для целевого предоставления Объекта.
Из материалов дела следует, что 31.03.2022 Общество обратилось с заявлением о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, зарегистрированным за вх. N 01-58-3251/22-0-0 в отношении Объекта.
По итогам рассмотрения указанного заявления заинтересованным лицом принято решение об отклонении инвестиционного предложения, содержащегося в заявлении, оформленное Распоряжением.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства, комплексного освоения территории, реконструкции и приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.17 Положения о Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1042 "О Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга" установлено, что одним из полномочий Комитета является рассмотрение заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в соответствии с Законом N 282-43.
Порядок принятия решений о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства по инициативе потенциальных инвесторов закреплён разделом 7 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Согласно пункту 7.2.1 Положения, Комитет после поступления заявления о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее - заявление о предоставлении) обязан проверить:
1) форму представленного заявление;
2) наличие оснований для отклонения, содержащегося в заявлении о предоставлении инвестиционного предложения, предусмотренных Законом N 282-43. В случае:
- несоответствия формы заявления о предоставлении утвержденной Комитетом форме Комитет возвращает заявление о предоставлении потенциальному инвестору;
- наличия оснований, для отклонения инвестиционного предложения, предусмотренных Законом N 282-43, Комитет принимает решение об отказе и направляет копию такого решения потенциальному инвестору.
Согласно абзацу 3 пункта 2.3 Административного регламента Комитета по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в соответствии с Законом N 282-43, утверждённого распоряжением Комитета от 09.01.2017 N 4 (далее - Регламент), при наличии оснований для отклонения содержащегося в заявлении инвестиционного предложения результатом административной процедуры является издание распоряжения Комитетом об отклонении содержащегося в заявлении инвестиционного предложения и направление его заявителю.
В ходе рассмотрения заявления Комитетом установлено наличие оснований для отклонения инвестиционного предложения, в связи с тем, что Объект не может быть предоставлен целевым назначением, поскольку не попадает под перечень случаев предоставления объектов недвижимости целевым назначением, закрепленным в пунктом 1 статьи 6 Закона N 282-43.
В связи с чем Комитетом подготовлено Распоряжение, которое направлено в адрес Общества 05.05.2022.
Согласно преамбуле Закона N 282-43 Законом устанавливается порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для осуществления инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга.
Пункт 2 статьи 3 Закона N 282-43 закрепляет положение о том, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются на торгах. В случаях, установленных федеральными законами и настоящим Законом N 282-43 Санкт-Петербурга, объекты недвижимости могут быть предоставлены без проведения торгов.
Пункт 1 статьи 4 Закона N 282-43 закрепляет следующее: "Здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства предоставляются на торгах. В случаях, установленных в статье 6 настоящего Закона Санкт-Петербурга, указанные объекты недвижимости могут быть предоставлены целевым назначением".
Пункт 9 статьи 2 Закона N 282-43 определяет целевое предоставление как предоставление объектов недвижимости в соответствии с федеральными законами и Законом без проведения торгов.
Из приведенных норм следует, что, по общему правилу, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства предоставляются исключительно на торгах. Предоставление указанных объектов целевым назначением, то есть без проведения торгов, является исключением из общего правила. Перечень ситуаций, которые могут выступать исключениями из общего правила, установленного пунктом 1 статьи 4 Закона N 282-43, закреплен в статье 6 Закона N 282-43 и является закрытым.
В свою очередь пункт 1 статьи 6 Закона N 282-43 закрепляет следующий перечень случаев, в которых здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства предоставляются без проведения торгов:
1) если реконструкция (приспособление для современного использования) проводится в целях создания культового здания (здания для совершения религиозных обрядов);
2) для целей реконструкции производственных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, если результатом инвестирования будет являться производственный объект, объект инженерной и транспортной инфраструктур;
3) в соответствии с соглашениями, заключенными Санкт-Петербургом с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, иностранными государствами, а также в соответствии с соглашениями между Российской Федерацией и иностранными государствами;
4) в соответствии с целевыми программами Санкт-Петербурга, федеральными целевыми программами;
5) единственному участнику несостоявшихся торгов.
Из раздела 2 заявления следует, что Объект, на предоставление которого претендует заявитель без проведения торгов, испрашивается для проведения работ по приспособлению для современного использования в целях приспособления Объекта под гостиничный комплекс со встроенным паркингом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ-132) гостиница - это средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Под средствами размещения согласно указанной норме понимается имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.
Гостиничные услуги понимаются как комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Следовательно, гостиница - это имущественный комплекс, включающий в себя здание (часть здания), помещения, оборудование и иное имущество, используемое для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц, в котором предоставляется комплекс услуг по предоставлению физическим лицам указанного имущественного комплекса, а также и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Таким образом, гостиничный комплекс не является зданием для совершения религиозных обрядов, не является производственным объектом, объектом инженерной и транспортной инфраструктур, то есть, не является объектом, который может предоставляться без проведения торгов на основаниях, предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 282-43.
Объект, на который претендует Общество, как правильно указал суд первой инстанции, также не может быть предоставлен в соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 282-43, так как не является объектом, предоставление которого предусмотрено соглашениями, заключенными Санкт-Петербургом с Российской Федерацией, какой-либо целевой программой Санкт-Петербурга.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 5 Закона N 282-43 закрепляет положение о том, что уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга орган принимает решение об отклонении инвестиционного предложения по основаниям, предусмотренным в пункте 4 статьи 5 Закона N 282-43. Подпунктом 6 пункта 4 статьи 5 Закона N 282-43 предусмотрено такое основание отклонения инвестиционного предложения как отсутствие оснований, указанных в статьях 6 и 7 Закона N282-43.
Соответственно, факт того, что гостиничный комплекс не отвечает требованиям, установленным в статье 6 Закона N 282-43, является прямым основанием для отклонения инвестиционного предложения Общества.
При таких условиях основания для целевого предоставления Объекта в соответствии со статьей 6 Закона N 282-43 отсутствовали, следовательно, оспариваемое Распоряжение является законным и обоснованным.
В возражениях на отзыв Общество указало, что не претендовало на предоставление Объекта целевым образом. Обществом было подано заявление в целях проведения торгов в отношении Объекта, в связи с чем, у Комитета отсутствовали основания для отклонения инвестиционного предложения заявителя.
Однако действующее законодательство не предусматривает возможности для потенциальных инвесторов подачи заявлений о проведении торгов на право заключения соглашения о реконструкции/приспособления для современного использования объектов капитального строительства, ровно, как и не устанавливает обязанность для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитета, провести такой аукцион на основании заявления потенциального инвестора.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке, принятии, изменении и признании утратившими силу решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1.1 Положение распространяется на отношения, в том числе связанные с предоставлением объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.
Порядок принятия решений о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства по инициативе потенциальных инвесторов, решений о заключении соглашения о реконструкции установлен разделом 7 Положения.
В силу пункта 7.1 Положения потенциальный инвестор, правообладатель обращается в Комитет с заявлением о предоставлении по форме, утвержденной Комитетом.
В случае, если в адрес Комитета от потенциального инвестора поступило Заявление о предоставлении, в отношении которого в Комитете уже зарегистрировано заявление от другого потенциального инвестора, и отсутствуют основания для отклонения содержащихся в таких заявлениях инвестиционных предложений, указанные в пункте 7.6.1 Положения, в отношении поступивших заявлений в течение пяти дней после осуществления Комитетом действий, указанных в пункте 7.6 Положения, Комитет инициирует экспертизу инвестиционного предложения, осуществляемую в сроки, предусмотренные Законом (пункт 7.11 Положения).
Пунктом 7.11.1 Положения установлено, что Комитет в течение двух дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств для проведения экспертизы инвестиционного предложения запрашивает у потенциальных инвесторов, обратившихся в адрес Комитета с Заявлениями о предоставлении документы, предусмотренные названным пунктом Положения.
В случае если в представленных в соответствии с пунктом 7.11.1 Положения документах содержатся одинаковые сведения, Комитет осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о проведении торгов на право заключения инвестиционного договора.
Указанные положения также коррелируют с административным регламентом Комитета по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в соответствии с Законом, утвержденного распоряжением Комитета от 09.01.2017 N 4 (далее - Регламент).
Как следует из пункта 2.17.2.3 Регламента, результатом административной процедуры, при наличии оснований, указанных в пункте 3.7.2.5.2 Регламента, является письмо Комитета, направленное в адрес заявителя с приложением подготовленного Комитетом проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о проведении торгов на право заключения инвестиционного договора, а также направление указанного проекта постановления на согласование в установленном порядке; письмо Комитета о включении в установленном порядке объекта недвижимости в адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее - Адресный план), направленное в адрес заявителя.
При этом в силу пункта 3.7.2.5.2 Регламента подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о проведении торгов на право заключения инвестиционного договора либо включение объекта недвижимости в Адресный план осуществляется только в случае если в представленных потенциальными инвесторами в соответствии с пунктом 3.7.2.2 Регламента документах содержатся одинаковые сведения.
В том случае, если в отношении объекта недвижимости подано заявления только одного потенциального инвестора результатом административной процедуры является либо письмо Комитета о необходимости согласования Обществом подготовленного Комитетом проекта постановления
Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для реконструкции, проведения работ по приспособлению для современного использования, либо, при наличии оснований для отклонения содержащегося в заявлении инвестиционного предложения, издание распоряжения Комитета об отклонении содержащегося в заявлении инвестиционного предложения и направление его заявителю (пункт 2.17.2.3 Положения).
Из изложенного следует, что раздел 7 Положения и принятый в его развитие Регламент регулируют правоотношения по целевому предоставлению объектов недвижимости и правоотношения о заключении соглашений с собственниками.
При этом предусмотренная пунктом 2 статьи 5 Закона N 282-43 возможность принятия решения о проведении торгов связана с ситуацией, когда на целевое предоставление здания, заключение соглашения с собственниками претендуют несколько лиц с одинаковыми инвестиционными предложениями.
Принимая во внимание, что Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства N 01-58-3251/22-0-0 от 31.03.2022 в отношении объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 78, литера А, в соответствии с Регламентом, заявление подано по форме, утвержденной приложением N 3 к Регламенту, и учитывая отсутствие иных заявлений в отношении Объекта, а также наличие оснований для отклонения инвестиционного предложения, у Комитета отсутствовали основания для подготовки документации для проведения торгов в отношении Объекта.
При этом Комитет отмечает, что Обществом в настоящее время в адрес Комитета направлено обращение с предложением включить Объект в Адресный план и выставить его на торги.
Таким образом, Обществом осуществлены все необходимые действия, направленные на инициирование проведения торгов в отношении Объекта.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2022 по делу N А56-68053/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68053/2022
Истец: ООО "РИД.ОДИН"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА