город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2023 г. |
дело N А53-20772/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Пахальян А.И. по доверенности от 15.11.2022;
от ответчика: ИП Прокопенко М.С. лично (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прокопенко Марии Сергеевны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 по делу N А53-20772/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТРАНС" (ОГРН 1176658036422, ИНН 6623121815) к индивидуальному предпринимателю Прокопенко Марии Сергеевне (ОГРНИП 320619600026008, ИНН 615493527957) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТРАНС" (далее - истец, ООО "ЭКОТРАНС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Прокопенко Марии Сергеевны (далее - ответчик, ИП Прокопенко М.С., предприниматель) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2020 по 31.05.2022 в размере 26 183, 83 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие оснований для взыскания задолженности только за фактическое наличие у общества статуса регионального оператора. Предпринимателем договор не был подписан в связи с несогласием с его условиями (объемом и порядком вывоза ТКО). Обществом не были оказаны услуги, соответствующих доказательств ответчику не представлено. Предприниматель не осуществляет деятельность по указанному адресу с 17.10.2021.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Ответчик пояснил, что после вынесения судебного акта были направлены запросы. Предприниматель пояснил, что доказательства возврата помещений арендодателю отсутствуют.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональным оператором по обращению с ТКО выбрано ООО "Экотранс". По итогам конкурса заключено соглашение от 15.05.2018 N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево - Курганский район, Неклиновский район.
Индивидуальным предпринимателем Прокопенко М. С. в ООО "Экотранс" подана заявка на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО по фактическому адресу - г. Таганрог, ул. Чехова, д. 357 корпус 2А.
В качестве наименования объекта в заявке указан - "продуктовый магазин". ООО "Экотранс" (региональным оператором) подготовлен проект договора с индивидуальным предпринимателем Прокопенко М. С. (потребитель) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.11.2020 N ЭТ0006552 (далее - договор) в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Истцом в адрес предпринимателя направлен подписанный со стороны регионального оператора и скрепленный печатью договор.
Впоследствии истцом подготовлен и направлен ответчику проект дополнительного соглашения к названному договору.
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в том числе крупногабаритные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе КГО, периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО, в том числе КГО, и подъездных путей к ним указаны в приложении N N 1-2, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 2.2 договора). Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 3.2 договора).
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/124, от 31.07.2019 года N 33/7, от 20.12.2019 года N 68/13, от 18.12.2020 N 55/8, от 20.12.2021 N 71/86 за соответствующие периоды установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экотранс".
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.3 договора).
Согласно п. 3.16 договора, в случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления акта оказанных услуг, такой акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
Как указал истец, ответчиком не оплачены услуги по обращению с ТКО за период с 01.11.2020 по 31.05.2022 в размере 26 183, 83 руб.
Истцом составлены акты об оказанных услугах и выставлены счета-фактуры. Однако акты не подписаны ответчиком, доказательства оплаты задолженности не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Действующим законодательством установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Правила N 1156).
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Постановление N 1156 от 12.11.2016), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров необходимых для складирования ТКО.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 N 68/13 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭКОТРАНС" за период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в сумме 537,11 руб. за 1 куб. м, с 1 июля по 31 декабря 2020 года в сумме 537,11 руб.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2020 N 55/8 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭКОТРАНС" за период на период 2021 - 2022 года в размере 537,11 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Таким образом, правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Согласно сложившейся судебной практике, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО в иные места, в том числе на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Кроме того, в соответствии с п. 4.3.9. заключенного между сторонами договора потребитель обязан обеспечивать Региональному оператору беспрепятственный доступ к месту накопления отходов (не допускать наличия припаркованных автомобилей, производить очистку от снега подъездных путей и т.п.). Обеспечить на контейнерной площадке безопасное расстояние между контейнерами и оградительными стенками площадки либо прилегающих помещений так, чтобы автотранспорт Регионального оператора мог осуществить забор ТКО без повреждения имущества Сторон по договору.
В соответствии с п. 7.5. договора Региональный оператор освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным. К таким обстоятельствам относятся, в частности: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту первичного сбора отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, неочищенных от снега подъездных путей и т.п.), перемещение потребителем контейнеров с места первичного сбора отходов, возгорание отходов в контейнерах и иные обстоятельства, препятствующие вывозу ТКО.
В соответствии с п. 7.7. договора в случае технической неисправности контейнера (ов), а также несоответствия контейнера (ов) техническим характеристикам, Региональный оператор не несет ответственности за невывоз отходов, находящихся в таком (их) контейнере (ах).
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
При отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования установленного контейнера в спорный период по спорному адресу на ответчика возлагается обязанность по оплате.
В соответствии с пунктом 16 типовой формы договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что ответчиком направлялись такие акты, факт ненадлежащего оказания услуг документально не зафиксирован.
В соответствии с п. 7.6 договора при временном прекращении деятельности потребитель незамедлительно сообщает об этом региональному оператору сопроводительным письмом с приложением копий подтверждающих документов. В противном случае обязанности регионального оператора считаются выполненными надлежащим образом и потребитель обязан оплатить услуги.
В нарушении положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств направления в адрес регионального оператора писем с информацией о прекращении деятельности по указанному в договоре адресу ответчиком в материалы дела не представлено. Соответственно, оснований для неисполнения обязанности по оплате оказанных истцом услуг у ответчика в спорный период не возникло.
Так, в рассматриваемом случае факт оказания услуг в спорный период и наличие у ответчика задолженности по их оплате в размере 26 183, 83 руб. за период с 01.11.2020 по 31.05.2022 подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
Оснований для переоценки указанного вывода судом апелляционной инстанции не установлено.
В отсутствие доказательств оплаты оказанных в спорный период услуг суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
В соответствии с п. 8.11. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Несогласие с условиями договора, его ценой не приравнивается в понимании вышеназванного постановления к мотивированному отказу.
Более того, в соответствии с п. 8.15 Постановления N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Таким образом, даже при наличии разногласий, в случаях, когда такие разногласия не урегулированы, договор считается заключенным на условиях типового.
С учетом изложенного, доводы предпринимателя о незаключенности договора в связи с несогласием ответчика с условиями договора, отклоняются.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 по делу N А53-20772/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20772/2022
Истец: ООО "ЭКОТРАНС"
Ответчик: Прокопенко Мария Сергеевна