г. Санкт-Петербург |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А26-3675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сотова И.В., судей Слоневской А.Ю., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клекачевым Н.С.
при участии: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3935/2023) ФКУ "ЕРЦ МО РФ" на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.01.2023 по делу N А26-3675/2022 (судья Николенко А.В.), принятое по заявлению ФКУ "ЕРЦ МО РФ" о включении требования в реестр требований кредиторов должника и ходатайству Федеральной налоговой службы о процессуальном правопреемстве в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Белезнюка Евгения Джалилевича,
УСТАНОВИЛ:
Белезнюк Евгений Джалилевич (далее - Белезнюк Е.Д., должник) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - арбитражный суд) с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением арбитражного суда от 04.07.2022 Белезнюк Е.Д. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Макарова А.А. Соответствующие сведения опубликованы 09.07.2022 в газете "Коммерсантъ" N 122.
19.08.2022 Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ", Учреждение) обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 712 453 руб. 93 коп.
Определением арбитражного суда от 14.10.2022 к рассмотрению заявления ФКУ "ЕРЦ МО РФ" привлечена Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган).
Определением арбитражного суда от 18.01.2023 в порядке процессуального правопреемства произведена замена ФКУ "ЕРЦ МО РФ" на ФНС, требование ФНС в размере 712 453 руб. 93 коп. основного долга признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В апелляционной жалобе ФКУ "ЕРЦ МО РФ" просит определение от 18.01.2023 отменить, принять новый судебный акт о включении в реестр требований кредиторов должника требования ФКУ "ЕРЦ МО РФ", а не ФНС, ссылаясь на то, что с учетом организационно-правовой формы ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и его полномочий, а также того, что заявленное требование не обусловлено исполнением государственного контракта, именно Учреждение имеет право на обращение в суд с рассматриваемым требованием.
В суд от ФНС поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором уполномоченный орган возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов и их несоответствие фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Петрозаводского гарнизонного военного суда от 15.11.2018 года по делу N 2-71/2018 удовлетворены исковые требования ФКУ "ЕРЦ МО РФ" - с Белезнюка Е.Д. в доход федерального бюджета взыскана задолженность в размере 859 342 руб., представляющая собой ошибочно выплаченное денежное довольствие, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с зачислением ее на счет ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Неисполнение должником обязательств по выплате взысканных сумм послужило основанием для обращения кредитора в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, в ходе рассмотрения которого ФНС было заявлено ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства первоначального заявителя по настоящему требованию - ФКУ "ЕРЦ МО РФ" на Федеральную налоговую службу.
Суд первой инстанции, исходя из того, что заявленное требование представляет собой денежное обязательство Российской Федерации, а полномочия по предъявлению таких требований в делах о банкротстве возложены на Федеральную налоговую службу, заменил в порядке процессуального правопреемства Учреждение на уполномоченного органа и признал требование обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 213.1. Закона о банкротстве, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве.
Под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона о банкротстве понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Также в силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве, требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - Постановление N 257) установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В данном случае суд первой инстанции, удовлетворяя требование ФНС о замене кредитора по рассматриваемому требованию, правомерно исходил из сути судебного акта, положенного в его обоснование - взыскание именно в доход федерального бюджета, интересы которого в рамках дела о банкротстве в силу изложенных выше норм и разъяснений представляет уполномоченный орган.
В этой связи наличие у ФКУ "ЕРЦ МО РФ" права выступать истцом по соответствующим искам на вышеизложенные выводы не влияет, поскольку в этом случае Учреждение выступает только в качестве администратора (распорядителя) бюджетных средств, что, в частности, следует из пункта 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Петрозаводского гарнизонного военного суда от 15.11.2018 года по делу N 2-71/2018 (абзац 2 страницы 5) и указания в выданном на его основании исполнительном листе в качестве взыскателя Управления Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил правовую природу заявленных требований у, квалифицировав их в качестве требований Российской Федерации по денежным обязательствам, полномочиями на представление которых в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обладает Федеральная налоговая служба (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2018 по делу N 305-ЭС18-1877), ввиду чего правомерно произвел процессуальную замену Учреждения на уполномоченный орган по заявлению последнего.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеуказанных норм и разъяснений.
Поскольку требование подтверждено вступившим в законную силу судебными актами, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 69 АПК РФ и пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве (абзац 2), правомерно включил его в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Доводов (возражений) относительно наличия и размера задолженности в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права; обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме; выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах определение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.01.2023 г. по делу N А26-3675/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3675/2022
Должник: Белезнюк Евгений Джалилевич
Кредитор: Белезнюк Евгений Джалилевич
Третье лицо: АО Банк "Советский", Ассоциация "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Белезнюк Евгений Джалилевич, Сегежский городской суд, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, ф/у Макарова Алена Александровна, Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ", ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ"