г. Киров |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А28-5477/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя общества с ограниченной ответственностью "Ф-Маркет" - Домбровского Д.Д., действующего на основании доверенности от 16.03.2023;
при участии в судебном заседании во Втором арбитражном апелляционном суде:
представителя заявителя - Вепревой О.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2023;
представителя ответчика - Рязанова Е.И., действующего на основании доверенности от 30.03.2023.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2022 по делу N А28-5477/2022
по заявлению Министерства здравоохранения Кировской области
(ИНН: 4347010475, ОГРН: 1034316505178)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ф-Маркет" (ИНН 7727716449, ОГРН 1107746304819), Кировское областное государственное казенное учреждение "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (ИНН: 4345233451, ОГРН: 1084345014830), общество с ограниченной ответственности "Лацерта" (ИНН: 4345466872, ОГРН: 1174350008898)
о признании недействительными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Кировской области (далее - заявитель Министерство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения Управления от 21.04.2022 N 043/06/106-317/2022, предписания Управления от 21.04.2022 N 043/06/106-317/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ф-Маркет" (далее - ООО "Ф-Маркет"), Кировское областное государственное казенное учреждение "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок"), общество с ограниченной ответственности "Лацерта" (далее - ООО "Лацерта").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального права, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильно рассмотрения дела. Министерство приводит доводы, что устанавливая в действиях заявителя нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), в части применения позиций КТРУ, антимонопольный орган неверно квалифицирует данные действия, как нарушающие пункт 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Министерство указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что требованиям технического задания соответствуют лишь товары одного производителя. Министерство полагает, что в рассматриваемом случае было невозможно использование КТРУ, так как указанные в нем характеристики не соответствуют требованиям заказчика.
Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
УФАС представило отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Ф-Маркет" представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" и ООО "Лацерта" отзывы на апелляционную жалобу Министерства не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представители сторон и ООО "Ф-Маркет" в судебном заседании поддержали занятые по делу позиции.
КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" и ООО "Лацерта" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.04.2022 в УФАС поступила жалоба ООО "Ф-Маркет" на действия Министерства при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аппарата для суточного мониторирования артериального давления (извещение N 0340200003322003359), в которой указано, что в аукционной документации установлены требования, которые ограничивают конкуренцию и нарушают положения статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик не использовал код КТРУ в нарушение положений частей 4,5 Правил N 145, чем ограничил права и законные интересы ООО "Ф-Маркет", которое лишено возможности предоставить товар отечественного производства.
В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что 01.04.2022 на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322003359 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аппарата для суточного мониторирования артериального давления (далее - АД). Начальная (максимальная) цена контракта - 659 500,00 рублей. Окончание срока подачи заявок - 19.04.2022 года. Печатной формой извещения установлен код ОКПД2 26.60.12.129, код КТРУ не установлен. Печатной формой извещения установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
11.04.2022 размещено измененное техническое задание, согласно которому закупается "Аппарат для суточного мониторирования артериального давления, шт., 4, 26.60.12.129", отвечающий следующим характеристикам и требованиям: внешний (не встроенный в аппарат АД) модуль регистрации активности и положения тела пациента, подключаемый к аппарату АД при мониторировании АД; детский режим работы; количество запоминаемых результатов измерений, шт. - не менее 20; минимальное значение систолического АД, мм рт. ст. - не более 60; программное обеспечение на CD-диске; регистратор АД, шт. - не менее 1; кабель связи, шт. - не менее 1; отдельный пневмошланг с герметическим пневматическим разъемом для манжет, шт. - не менее 2; манжета для плеча диапазон от 24 до 32 см, шт. - не менее 1; манжета для плеча диапазон от 28 до 40 см, шт. - не менее 1; аккумулятор типа размера АА, шт. - не менее 4; зарядное устройство на 4 аккумулятора АА, шт. - не менее 1.
Согласно пункту 7 Правил N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Из извещения следует, что объект закупки определен как аппарат для суточного мониторирования артериального давления с применением кода ОКПД2 26.60.12.129. При этом из раздела "Техническое задание" следует, что предметом закупки являлась поставка регистратора амбулаторного для длительного мониторинга артериального давления, с характеристиками, которые установлены кодом КТРУ 26.60.12.129-00000200, обязательным к применению.
Согласно коду КТРУ 26.60.12.129-00000200 регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления должен быть описан с учетом следующих характеристик: датчик тонов Короткова (характеристика не является обязательной для применения); детский режим работы (характеристика не является обязательной для применения); количество запоминаемых результатов измерений (характеристика является обязательной для применения)>20; минимальное значение систолического АД (характеристика является обязательной для применения) < 60.
При сопоставлении описания объекта закупки, включенного в Техническое задание, с описанием товара по позиции кода КТРУ 26.60.12.129-00000200, антимонопольный орган усмотрел, что заказчиком при описании объекта закупки были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ (количество запоминаемых результатов измерений, минимальное значение систолического АД, детский режим работы), так и не включенные в данный код КТРУ (внешний модуль регистрации активности и положения тела пациента, программное обеспечение на CD-диске, кабель связи, отдельный пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжет, манжета для плеча диапазон от 24 до 32 см, зарядное устройство на 4 аккумулятора АА, аккумулятор типа размера АА, манжета для плеча диапазон от 28 до 40 см).
Комиссия УФАС установила, что указанный заказчиком код ОКПД2 26.60.12.129 содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Перечень N 878) под маркировкой "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки".
В связи с чем заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Поскольку позиция закупаемого товара на момент проведения закупки имелась в КТРУ, заказчиком при описании объекта закупки был неправомерно использован код ОКПД2, вместо кода КТРУ, предъявлены дополнительные требования, не предусмотренные кодом КТРУ, антимонопольный орган пришел к выводу, что данные действия Министерства нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Установив указанные обстоятельства, комиссия УФАС 21.04.2021 приняла решение N 043/06/106-317/2022 о признании обоснованной жалобы ООО "Ф-Маркет", о признании заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, а также выдала предписание от 21.04.2022 об устранении допущенного нарушения со сроком исполнения до 06.05.2022, в соответствии с которым возложила на Министерство, КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" обязанность отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N0340200003322003359; внести изменения в извещение закупки и техническое задание с учетом решения УФАС; завершить проведение запроса котировок в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства.
Не согласившись с данным решением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, /заслушав явившихся лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме; запрос котировок в электронной форме.
Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Правила N 145) и Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правил ведения КТРУ).
В части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 Правил ведения КТРУ каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил.
Согласно пункту 10 Правил ведения КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 12 Правил ведения КТРУ код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 2 Правил N 145 установлено, что каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); контракте (подпункт "а"); описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (подпункт "б"").
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Правил N 145).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Письмом Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
В письме Минфина России от 14.09.2020 N 24-06-05/80634 даны разъяснения, что с 01.07.2020 заказчик при осуществлении с использованием позиций каталога закупки товаров, отнесенных к Перечню N 878, применяет только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики, потребительские свойства товара. Описание закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с содержащимися в позициях каталога техническими (функциональным) характеристиками, а также дополнительными техническими (функциональными) характеристиками, указываемыми заказчиком самостоятельно при наличии соответствующей потребности, за исключением закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень N 878.
В Перечень N 878 включен в том числе код ОКПД2 26.60.12.129 - приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Таким образом, при закупке аппарата для суточного мониторирования артериального давления в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара сверх тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ.
Из пункта 7 Правил N 145 в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемых актов, следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из материалов дела следует, что заказчиком в разделе "объект закупки" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлены требования к закупаемому товару, где его наименование "аппарат для суточного мониторирования артериального давления" отнесено к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 26.60.12.129 "приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки", в отношении которого устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением N 878. Указанное ограничение установлено заказчиком в извещении электронного аукциона N 0340200003322003359. Заказчиком к указанному объекту закупки установлены дополнительные требования - внешний модуль регистрации активности и положения тела пациента, программное обеспечение на CD-диске, кабель связи, отдельный пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжет, манжета для плеча диапазон от 24 до 32 см, зарядное устройство на 4 аккумулятора АА, аккумулятор типа размера АА, манжета для плеча диапазон от 28 до 40 см.
Таким образом, в силу пунктов 4, 5, 7 Правил N 145 заказчик был обязан использовать соответствующий код КТРУ и применять информацию, включенную в указанную позицию каталога. Основания для указания в Техническом задании (описании объекта закупки) дополнительной информации отсутствовали.
Доводы Министерства о возможности применения положений пункта 7 Правил N 145 ввиду несоответствия значения указанной выше позиции потребности заказчика, рассмотрены апелляционным судом и подлежат отклонению в силу следующего.
По смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Доводы заказчика о том, что код КТРУ 26.60.12.129-00000200, которому соответствует регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления в полной мере не отвечает потребностям заказчика, при том, что предметом закупки являлся аппарат для суточного мониторирования артериального давления, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, фактически направлены на неприменение Правил N 145, порядка применения кодов КТРУ.
Апелляционный суд соглашается с позицией Управления, что включение в Техническое задание (описание объекта закупки) дополнительной информации (дополнительных характеристик объекта закупки), не предусмотренной позицией КТРУ, ведет к ограничению числа потенциальных участников закупки.
Таким образом, решение комиссии УФАС от 21.04.2022 N 043/06/106-317/2022 о признании обоснованной жалобы ООО "Ф-Маркет", о признании заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ соответствует вышеприведенным положениям законодательства и не нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о неверной квалификации вмененного нарушения судом рассмотрены и отклоняются. Нарушение, выразившееся в том, что заказчиком при описании объекта закупки был неправомерно использован код ОКПД2, вместо кода КТРУ, в то время как позиция закупаемого товара на момент проведения закупки имелась в КТРУ, правомерно квалифицировано по пункту 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Вывод антимонопольного органа в решении относительно того, что требованиям технического задания полностью соответствует только продукция ООО "Петр Телегин", сделан на основе анализа представленных заказчиком и заявителем регистрационных удостоверений, на что имеется ссылка в решении УФАС. Антимонопольный орган также исходит из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022, согласно которому на участие в закупке подана одна заявка, участником предложен товар производства ООО "Петр Телегин", что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Доводы апелляционной жалобы, что на основании регистрационных удостоверений нельзя сделать вывод о комплектации товаров, выпускаемых каждым конкретным производителем, такой вывод можно сделать только исходя из технической документации на медицинское изделие, не влияет на обоснованность квалификации вмененного нарушения. Антимонопольный орган в решении описывает фактически сложившиеся обстоятельства (факт подачи одной заявки с предложением товара производства ООО "Петр Телегин"), указывает на исследование представленных заказчиком и заявителем регистрационных удостоверений. Описание данных обстоятельств не исключает доказанность вмененного деяния и правомерность его квалификации. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Требования оспариваемого предписания антимонопольного органа вытекают из существа установленных антимонопольным органом нарушений, нашедших свое подтверждение при рассмотрении дела в арбитражном суде.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых решения и предписания УФАС недействительными. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2022 по делу N А28-5477/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2022 по делу N А28-5477/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5477/2022
Истец: Министерство здравоохранения Кировской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", ООО "Лацерта", ООО "Ф-Маркет"