г. Хабаровск |
|
14 апреля 2023 г. |
А73-13762/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТК Партнер": Нечаев А.Д. по доверенности от 08.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Партнер" на решение от 18.01.2023 по делу N А73-13762/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью "ТК Партнёр" (ОГРН 1222700000291, ИНН 2724247782, 680022, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Большая, д. 110Б, офис 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Лира Трейдком" (ОГРН 1197746194667, ИНН 7708345372, 107140, город Москва, Комсомольская площадь, дом 6, пом/ком/оф I/105Г/7) о взыскании 608 712 руб.; третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Крига", общество с ограниченной ответственностью "АгроИнвест", общество с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "Евразия", акционерное общество "Норебо Ру",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТК Партнёр" (далее - ООО "ТК Партнёр", истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лира Трейдком" (далее - ООО "Лира Трейдком", ответчик) о взыскании убытков в размере 608 712 руб. - стоимость утраченного груза при перевозке по договору N 02/02/2022 от 02.02.2022, договору-заявке N 50 от 01.03.2022, транспортной накладной от 02.03.2022.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно положениям главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-13762/2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Крига" (далее - ООО "Крига").
Определением от 17.10.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АгроИнвест" (далее - ООО "АгроИнвест"), общество с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "Евразия" (далее - ООО "СК "Евразия"), акционерное общество "Норебо Ру" (далее - АО "Норебо Ру").
Решением от 18.01.2023 суд отказал в иске по делу N А73-13762/2022.
Определением от 02.03.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к производству апелляционную жалобу ООО "ТК Партнёр" на вышеуказанное решение.
Считая обжалуемое решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении искового требования, апеллянт выразил несогласие с выводами суда первой инстанции о недоказанности недостачи груза, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, отзывы не представили, что не препятствовало рассмотрению дела по существу согласно статье 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности судебного акта, обоснованности апелляционной жалобы.
Предъявлению иска предшествовали следующие события и обстоятельства.
02.02.2022 между ООО "ТК Партнер" (заказчик) и ООО "Лира Трейдком" (перевозчик) заключен договор N 02/02/2022 (далее - договор).
В соответствии с условиями договора перевозчик принял на себя обязательство организовать по поручению и в интересах заказчика доставку вверенного ему груза автомобильным транспортом в согласованный пункт назначения, а заказчик - принять и оплатить соответствующие услуги.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что перевозка в рамках договора осуществляется на основании заявки заказчика. Заявка подается на каждую перевозку по установленной форме согласно Приложению N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора исполнитель обязан обеспечить доставку груза в пункт назначения в неизменном количестве мест и состоянии тары согласно условиям заявки.
В силу пунктов 5.1.1, 5.1.2 договора за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозчик несет ответственность по основаниям и в размере, предусмотренном законодательством РФ. Перевозчик обязуется возместить убытки в случае повреждения (порчи) груза, принятого для доставки, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Размер убытков определяется на основании заключения независимой экспертизы либо по взаимному соглашению сторон. Действительная стоимость груза подтверждается лицом, заявляющим требование о возмещении причиненного ущерба. Стоимость определяется исходя из цены, указанной в договоре либо оплаченном счете продавца.
Сторонами договора оформлен договор-заявка N 50 от 01.03.2022 (далее - заявка N 50) на перевозку груза (рыбопродукция) общим весом нетто 20 000 кг.
Данная рыбопродукция являлась частью базовой партии весом 200 006,179 кг, общей стоимостью 23 000 710,54 руб., приобретенной ООО "Крига" у ООО "Норебо Ру" (счет-фактура N ВЛ220218002/2 от 18.02.2022).
В соответствии с заявкой N 50 груз должен быть перевезен по маршруту Приморский край, г. Владивосток, ул. Босфора, 3 - г. Звенигород, Проектируемый проезд, д. 10, стр. 15; плановой датой погрузки определено 02.03.2022, срок доставки в пункт назначения не конкретизирован. Стоимость перевозки согласована в размере 270 000 руб. Груз должен был доставлен (перевезен) автомобилем (государственный регистрационный номер У434СО/797, УУ6513/77). В качестве грузоотправителя определено ООО "ТК Партнер".
Поручение на выполнение перевозки силами ООО "Лира Трейдком", оформленное заявкой N 50 от 01.03.2022, осуществлено в целях исполнения ранее поданной заявки ООО "Крига" N 1982 от 28.02.2022 на организацию перевозки, адресованной ООО "ТК Партнер".
Согласно заявке N 1982 в качестве грузоотправителя и грузополучателя названо ООО "Крига", тип груза - рыба с/м, вес нетто 80 000 кг, стоимость 2 000 000 руб. на 1 реф.авто. В качестве возможного места выгрузки поименован пос. Селятино Наро-Фоминского района Московской области (ТО-1, ТО-2), получатель - ООО "СК Евразия".
02.03.2022 груз весом 20 000 кг был принят ООО "Лира Трейдком" к перевозке в пункте отправления (Приморский край, г. Владивосток, ул. Босфора, 3), оформлена транспортная накладная от 02.03.2022. Груз сопровожден ветеринарным свидетельством. При этом в накладной учинено несколько последовательных отметок, согласно которым условия перевозки в полной мере соответствуют заявке N 50.
В соответствии с накладной грузоотправителем поименовано ООО "ТК Партнер", грузополучателем - ООО "Крига". В акте приема-передачи от 02.03.2022, составленном ООО "Крига" и ООО "ТК Партнер" в месте отправления, отражено, что объектом перевозки выступает мороженная рыбопродукция, распределенная на 981 место, весом 20 010, 438 кг. Аналогичные сведения приведены в тальманском отчете от 02.03.2022.
Транспортной накладной также подтверждено, что груз находился в комплектном состоянии. При этом пересчет количества мест с участием перевозчика не производился.
ООО "Лира Трейдком" осуществлена перевозка вверенного груза по маршруту Приморский край, г. Владивосток, ул. Босфора, 3 - г. Звенигород, Проектируемый проезд.
Согласно акту о приеме товарно-материальных ценностей N ЦБ-243 от 28.03.2022, оформленного ООО "Агроинвест", вес принятого груза составил 15 339,694 кг.
В ответ на претензию N 56 от 29.03.2022, а также по результатам переговоров между ООО "ТК Партнер" и ООО "Крига", названными лицами заключено соглашение от 26.05.2022 о возмещении ущерба в связи с частичной утратой груза, в сумме 608 712 руб.
Претензией N 7 от 30.03.2022, исполненной ООО "ТК Партнер", ООО "Лира Трейдком" проинформировано о возникновении убытков и необходимости их возмещения, ответчику разъяснены правовые последствия уклонения от исполнения указанного обязательства.
В досудебном порядке требование ООО "ТК Партнер" о возмещении ущерба в размере 608 712 руб. не было удовлетворено ООО "Лира Трейдком", что повлекло за собой предъявление иска по настоящему делу.
Суд первой инстанции правильно установил и изложил в решении вышеуказанные обстоятельства, послужившие ООО "ТК Партнер" поводом для предъявления иска.
Суд первой инстанции определил круг норм права и правовых позиций высшего судебного органа, подлежавших применению в спорном правоотношении.
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Таким образом, для реализации предусмотренной ГК РФ меры защиты в виде взыскания убытков требуется установление ряда обстоятельств, а именно: невыполнение установленных обязательств, противоправный характер поведения, возникновение убытков, причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредоносными последствиями, а также вина причинителя.
Недоказанность хотя бы одного из указанных обстоятельств исключает удовлетворение иска о взыскании убытков.
В силу статьи 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В результате правильного толкования условий договора, фактических обстоятельств, суд первой инстанции правильно определил, что в спорном правоотношении подлежали применению положения главы 40 ГК РФ (перевозка), Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200), разъяснения и указания, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (Постановление N 26).
На основании статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (пункт 2 статьи 796 ГК РФ).
В силу части 5 статьи 34 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Частью 7 статьи 34 Устава определено, что перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере: 1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа; 2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа; 3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью; 4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.
Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (часть 8 статьи 34 Устава).
В соответствии с правовой позицией, приведенной в пункте 23 Постановления N 26, в силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли: 1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); 2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств; 3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации); 4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.
Согласно части 1 статьи 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 названной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров (часть 2 статьи 38 Устава).
В соответствии с пунктом 81 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200), в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порча) груза составляется акт.
В силу пункта 82 Правил N 2200 акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Согласно пункту 84 Правил N 2200 акт содержит: а) дату и место составления акта; б) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта; в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта; г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние; д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии); е) подписи участвующих в составлении акта сторон.
В соответствии с требованием пункта 83 Правил N 2200 отметки о составлении акта в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе осуществляют лица, уполномоченные грузоотправителем, или перевозчиком, или грузополучателем, или фрахтователем, или фрахтовщиком на то надлежащим образом.
Пунктом 85 Правил N 2200 определено, что в случае, указанном в подпункте "г" пункта 84 Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
Пунктом 87 Правил N 2200 регламентировано, что акт на бумажном носителе составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
В транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа (пункт 88 Правил N 2200).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ, регламентирующей применяемый в арбитражном процессе стандарт доказывания, предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Оценка доказательств судом регламентирована статьей 71 АПК РФ.
По результату оценки доказательств, применению вышеуказанных норм права, суд пришел к следующим выводам:
- в дело не представлен акт об утрате или недостачи груза по соответствующей форме, предусмотренный пунктом 81 Правил N 2200;
- из транспортной накладной от 02.02.2022 усматривается, что по завершении перевозочного процесса в накладной отражена отметка, согласно которой вес принятого груза составляет 15 399,694 кг, при том, что принятой к перевозке являлась продукция весом 20 000 кг;
- накладная не содержит сведений о наличии каких-либо претензий грузополучателя - ООО "Крига", а равно - составлении актов и иных подобных документов;
- в накладной отметка о весе груза учинена лицом, не принимавшим какого-либо участия в перевозочном процессе - ООО "АгроИнвест". Доказательств того, что стороны договора перевозки возлагали на данное Общество выполнение всей совокупности и/или части своих обязанностей, в деле не имеется;
- в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие идентифицировать лицо, непосредственно учинившее поименованную отметку;
- не представлены сторонами и относимые, допустимые данные о конкретном порядке и технических способах, посредством которых было фактически установлено расхождение в показателях веса доставленной продукции. Транспортная накладная соответствующих данных не содержит;
- в обоснование требований истцом представлен акт, составленный ООО "АгроИнвест", датированный 28.03.2022 и включающий ссылку на выявленный вес груза;
- транспортная накладная от 02.03.2022 не содержит в своем составе отметки о составлении ОО "АгроИнвест" акта от 28.03.2022 в нарушение пункта 81 Правил N 2200;
- материалы дела не содержат доказательств того, что перевозчик в действительности уклонялся от составления каких-либо документов, связанных со спорной перевозкой;
- в материалах дела не имеется подтверждений того, что акт от 28.03.2022 в установленный Правилами N 2200 срок был предоставлен (направлен) ответчику, и при этом последний уклонился от его получения или немотивированно отказался от его подписания;
- в деле отсутствуют доказательства соблюдения ООО "ТК Партнер" установленного пунктом 82 Правил N 2200 порядка информирования перевозчика о составлении акта.
- отсутствуют доказательства проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза (пункт 85 Правил N 2200)
- фиксация имеющих определяющее значение обстоятельств утраты груза произведена с существенными и неустранимыми нарушениями предусмотренного Уставом и Правилами N 2200 порядка;
- факт утраты спорного груза по причине ненадлежащей перевозки не подтвержден надлежащими доказательствами;
- состоявшаяся выплата ООО "ТК Партнер" в пользу ООО "Крига" сама по себе не может быть расценена в качестве доказательства вины ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает правильными и обоснованными вышеизложенные выводы суда первой инстанции о недоказанности истцом обстоятельств, которые служили бы основанием для удовлетворения иска (противоправности поведения и вины ответчика, наличия самого факта недостачи груза при перевозке).
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не возвращается и не возмещается в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.01.2023 по делу N А73-13762/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13762/2022
Истец: ООО "ТК Партнер"
Ответчик: ООО "Лира Трейдком"
Третье лицо: АО "Норебо Ру", ООО "АгроИнвест", ООО "Крига", ООО "Складской комплекс "Евразия"