город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2023 г. |
дело N А53-20332/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Д.В. Емельянова, М.А. Димитриева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Межрайонной ИФНС N 4 по Ростовской области: представитель Голубович Н.В. по доверенности от 10.01.2023;
от ООО "ЛУКОЙЛ-РОСТОВЭНЕРГО" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Клименкова А.С., по доверенности от 25.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС N 4 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2022 по делу N А53-20332/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" (ИНН 6164288981, ОГРН 1096164001295) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области (ИНН 6143051004, ОГРН 1046143026016) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонская тепловая генерация" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области (далее инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 22.03.2022 N215.
Заявителем заявлено ходатайство о замене стороны правопреемником в связи с прекращением деятельности ООО "Волгодонская тепловая генерация" путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго".
Определением суда от 11.10.2022 удовлетворено ходатайство заявителя и произведена замена заявителя на общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" (ИНН 6164288981, ОГРН 1096164001295).
Решением суда от 18.11.2022 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области от 22.03.2022 N 215 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации), как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взысканы с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" (ИНН 6164288981, ОГРН 1096164001295) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, уплаченной платежным поручением от 14.06.2022 N956.
Межрайонная ИФНС N 4 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС N 4 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем 22.10.2021 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года. Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса, составила: 37502934 руб.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации и соответствующих документов, представленных обществом в соответствии со статьями 169,171,172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением налоговой инспекции от 29.12.2021 N 48 "О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" заявителю возмещен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 в сумме 37502934 руб. (т.1,л.д.52).
В рамках проведения мероприятий налогового контроля, в рамках статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом были затребованы документы, касающиеся деятельности ООО "ВТГ" на основании следующих требований о представлении документов (информации) N 10480 от 20.12.2021 г., N 10503 от 20.12.2021 г. о представлении документов (информации) к книге продаж за 3 квартал 2021 г.
Указанные Требования о представлении документов (информации) направлены налогоплательщику посредством канала телекоммуникационной связи 20.12.2021, и согласно квитанциям о приеме требований, получены Обществом 10.01.2022.
В соответствии с п.3 ст.93 НК РФ установлен десятидневный срок представления документов, указанных в Требовании, начиная со дня получения (вручения) настоящего Требования. Срок представления документов по требованию - не позднее 24.01.2022 г.
В ответ на требования N 10480 от 20.12.2021 г., N 10503 от 20.12.2021 г., Заявителем направлены пояснения, в которых сообщается, что указанные в требованиях документы, не являются основанием для формирования налоговых вычетов и их истребование неправомерно. Документы, указанные в требованиях Обществом не представлены.
Налоговый орган, посчитав, что ООО "ВТГ" не исполнена обязанность по представлению первичных документов в Межрайонную ИФНС N 24 по Ростовской области в указанный срок в полном объеме, в связи с чем обществом подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, о чем составлен акт от 09.02.2022 N 3061 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) (далее - акт проверки).
Акт проверки от 09.02.2022 N 3061, направлен в адрес налогоплательщика по ТКС и получен Обществом 18.02.2022, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа.
Извещение от 22.02.2022 N 158 о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки с указанием на необходимую явку в налоговый орган 22.03.2022 направлено в адрес налогоплательщика по ТКС и получено Обществом 22.02.2022, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа.
Налогоплательщик воспользовался правом, предусмотренным пунктом 5 статьи 101.4 и представил письменные возражения на акт проверки N 3061 от 09.02.2022 г.
В срок, указанный в извещении N 156 от 22.02.2022 г. в присутствии налогоплательщика, состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений, представленных обществом. Данный факт подтверждается протоколом N 3903 от 22.03.2022 г.
По итогам рассмотрения материалов проверки, письменных возражений, руководствуясь статьей 101.4 НК РФ, Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области вынесено решение от 22.03.2022 N 215 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) на основании которого. Обществу начислен штраф (с учетом смягчающих обстоятельств), в размере 2200 рублей.
Указанное решение направлено в адрес налогоплательщика по ТКС и получено им 07.04.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа от указанной даты.
Заявитель, не согласившись с полученным решением от 22.03.2022 N 215, представил жалобу. Решением УФНС России по Ростовской области от 02.06.2022 N1518/2301 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области от 22.03.2022 N 215, общество обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании решения инспекции недействительным.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В силу пункта 3 статьи 93 Кодекса документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Согласно пункту 4 статьи 93 Налогового кодекса отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.
Положения указанной статьи являются общими по отношению к проверкам, проводимым налоговыми органами. Специальной нормой, регламентирующей порядок проведения, сроки, а также полномочия должностных лиц при осуществлении камеральной налоговой проверки, является статья 88 Кодекса. Положения указанной статьи предусматривают случаи, когда налоговый орган вправе запрашивать сведения и/или документы у проверяемого лица.
Пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса определено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При этом пункт 8 статьи 88 Налогового кодекса предусматривает, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса правомерность применении налоговых вычетов.
Пунктом 8.1 статьи 88 Налогового кодекса установлено, что при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных положениями статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Судом установлено, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса заявителю были направлены требования N 10480 от 20.12.2021 г., N 10503 от 20.12.2021 г. о представлении документов (информации) к книге продаж за 3 квартал 2021 г.
Данные требования о предоставлении документов направлены налогоплательщику посредством канала телекоммуникационной связи 20.12.2021 и получены обществом 10.01.2022.
В указанных требованиях в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса установлен десятидневный срок для предоставления документов - 24.01.2022.
Инспекцией у заявителя запрошены: по Требованию от 20.12.2021 N 10480 документы в отношении АО "Чеченэнерго": 3 счета-фактуры (п. 1.1), договор с дополнительными соглашениями (п. 1.2), Акты приема-передачи электроэнергии за 3 кв. 2021 (п. 1.3), Акты сверок за 3 кв. 2021 (п. 1.4); по Требованию от 20.12.2021 N 10503 документы в отношении АО "ТНС ЭНЕРГО КАРЕЛИЯ": 6 счета-фактуры (п. 1.1), договор с дополнительными соглашениями (п. 1.2), Акты приема-передачи электроэнергии за 3 кв. 2021 (п. 1.3), Акты сверок за 3 кв. 2021 (п. 1.4).
Итого запрошено: 9 счетов-фактур, 2 договора, акты приема передачи (количество не определено) и акты сверок (количество не определено).
Налогоплательщиком в ответ на требования налоговой инспекции направлены письма от 10.01.2022 (пояснения) в которых заявитель пояснил, что запрошенные налоговым органом документы, не являются основанием для формирования налоговых вычетов и их истребование неправомерно.
Фактически налоговому органу запрошенные в требованиях документы, должны быть представлены налоговому органу 24.01.2022, а решение о возмещении налога на добавленную стоимость принято инспекцией 29.12.2021 N 48.
Как указывалось ранее, из содержания пункта 8 статьи 88 НК РФ следует, что право налогового органа на истребование документов в ходе камеральной проверки ограничено определенным кругом документов.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика лишь те документы, которые поименованы в статье 172 НК РФ, как основания налоговых вычетов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом при исследовании доказательств установлено, что налоговым органом запрошены 9 счетов-фактур, 2 договора, акты приема передачи (количество не определено) и акты сверок (количество не определено) выставленные заявителем своим контрагентам. Данные документы не подтверждают правомерность применения заявленных обществом налоговых вычетов за 3 квартал 2021.
Кроме того, данные документы в соответствии с требованиями налоговый орган мог получить только 24.01.2022. При этом решение о возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 принято инспекцией 29.12.2021 N 48.
В течение камеральной проверки налоговым органом выставлено в общей сложности 25 требований. Письмами от 09.11.2021 N 1.04-72, от 19.11.2021 N1.04-77, от 26.11.2021 N1.04-83, от 08.12.2021 N1.04-92 представлены более 5 300 шт. документов, в т.ч. договоры, счета-фактуры, Акты сдачи-приемки услуг, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие правомерность заявления налоговых вычетов.
Из требований от 20.12.2021 следует, что документы, указанные в требованиях, не подтверждают правомерность налоговых вычетов, и такие документы не указаны в качестве таковых в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с чем, не могут быть получены налоговым органом при проведении камеральной проверки, тем более за рамками ее проведения.
Судом также установлено, что налоговым органом по требованиям истребовано 15 документов, имеющих идентифицирующие признаки, в оспариваемом решении указано 10 документов, а фактически налогоплательщик привлечен к ответственности за непредставление 11 документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса ввиду отсутствия в его действиях состава правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа от 22.03.2022 N 215 о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2023 по делу N А53-20393/2022, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.04.2023 по делу N А53-20394/2022.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2022 по делу N А53-20332/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20332/2022
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКАЯ ТЕПЛОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ", ООО "ЛУКОЙЛ-РОСТОВЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС N4 по Ростовской области