г. Хабаровск |
|
14 апреля 2023 г. |
А73-5461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Брагиной Т.Г., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.
при участии в заседании:
представителя Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края Бойко О.Н. по доверенности от 20 мая 2021 года N 02-12-3320
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЁСИТИ"
на решение от 9 января 2023 года
по делу N А73-5461/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Ёсити"
о взыскании 1 051 164,39 рублей
третье лицо без самостоятельных требований - Кузнецов Сергей Сергеевич
установил: комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ёсити" о взыскании подлежащего возврату в краевой бюджет остатка не использованной субсидии в размере 1 000 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 51 164,39 рублей, а также открытых процентов по день фактической оплаты суммы основного долга.
Определением суда от 8 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кузнецов Сергей Сергеевич.
Решением суда от 9 января 2023 года исковое требование удовлетворено.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указал на доказанность факта трудоустройства работника в рамках программы привлечения трудовых ресурсов и получения им выделенной субсидии; соглашения не содержат запрета или ограничения на предоставление в качестве доказательства расходования субсидии расходного кассового ордера.
В судебном заседании представитель истца заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Ответчик, третье лицо извещены, представители в судебное заседание не явились.
Судебное заседание проведено без участия ответчика и третьего лица на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
14 октября 2019 года между сторонами заключено соглашение N 74/ТМ об участии в программе Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" (далее - соглашение об участии в программе).
9 декабря 2019 года между сторонами заключено соглашение N 74/ТМ-59С о предоставлении субсидии из краевого бюджета работодателю на финансовое обеспечение затрат работодателя на оказание мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, гражданам, привлекаемым для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года N 696-р (далее - соглашение о предоставлении субсидии).
Согласно разделу 1 соглашения о предоставлении субсидии об участии в программе ответчик (работодатель) в целях реализации мероприятий программы Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" обязался привлечь из других субъектов Российской Федерации и трудоустроить в 2019 году работников в количестве четырех человек, заключить с ними трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры продолжительностью не менее двух лет, и предоставить надлежащим образом заверенные копии трудовых договоров в Комитет (пункт 2.2.4 соглашения об участии в программе).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 1.2 указанного соглашения в 2019 году ответчику в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств предоставляется субсидия на финансовое обеспечение затрат получателя на оказание мер поддержки. Субсидия предоставляется Комитетом получателю в размере не более 1 000 000 рублей на одного работника, привлеченного получателем субсидии. Общий размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в 2019 году, составляет 4 000 000 рублей.
Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии установлено, что ответчик обязано ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (далее - отчет о расходах), вместе с копиями документов, подтверждающих понесенные затраты.
Во исполнение условий названных соглашений ответчиком заключены срочные трудовые договоры сроком на два года с Лобачевой А.А., Пудовкой В.И., Козловым Н.В., Кузнецовым С.С.
Платежными поручениями от 10 декабря 2019 года N 728677, от 24 декабря 2019 года N 97081 истцом ответчику перечислена субсидия в общем размере 4 000 000 рублей.
Обязанность по представлению отчетов о расходах за третий и четвертый кварталы 2021 года и документов о расходовании оставшейся в распоряжении ответчика субсидии в размере 1 000 000 рублей последним не исполнена.
В связи с допущенными ответчиком нарушениями условий предоставления субсидии истец направил ответчику требования от 10 февраля 2022 года N 14-29-977 и от 15 февраля 2022 года N 14-29-1098 о возврате не использованной субсидии в размере 1 000 000 рублей.
В претензионном порядке спор не урегулирован.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта нарушения ответчиком порядка и условий предоставления субсидии, и наличия оснований к возврату в краевой бюджет 1 000 000 рублей.
Выводы суда являются правильными.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3 и 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляется финансовая поддержка. Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации (далее - меры поддержки).
В силу пункта 5 статьи 22.2 Закона о занятости региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.2 Закона о занятости с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 года N 191-пр "О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов" утверждена программа Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2015 года N 293-пр утвержден Порядок и условия предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов (далее - Порядок N 293-пр).
В соответствии с пунктом 2.16 Порядка N 293-пр в редакции от 14 ноября 2019 года, действовавшей на момент вступления ответчика в программу, работодатель расходует средства субсидии в срок не более двух лет со дня заключения трудового договора с работником.
В силу пункта 2.17 Порядка N 293-пр (в редакции от 14 ноября 2019 года) средства субсидии, не использованные работодателем по истечении двух лет со дня заключения трудового договора, подлежат возврату.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 3.7 соглашения об участии в программе.
Судом установлено нарушение ответчиком условий соглашений о предоставления субсидии, правовым последствием которого является наступление ответственности в виде возврата субсидии.
Возражая против иска, ответчиком заявлено о том, что все денежные средства, перечисленные обществу в качестве субсидии, перечислены привлеченным работникам, в частности Кузнецову С.С. денежные средства выданы из кассы 3 марта 2020 года, что подтверждается расходным кассовым ордером. Полагает также, что не отражение данного факта в отчете о расходах и не представление в Комитет соответствующих отчетных документов обусловлено ошибкой, допущенной сотрудником общества, исполнявшим в спорный период обязанности по формированию и предоставлению в Комитет соответствующей отчетности.
Пунктом 2.16 раздела 2 Порядка N 293-пр (в редакции от 14 ноября 2019 года) установлено, что работодатель расходует средства субсидии по направлениям затрат, соответствующим мерам поддержки, предусмотренным Перечнем, в срок не более двух лет со дня заключения трудового договора с работником.
Соответствующий Перечень утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 года N 191-пр "О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов".
Пунктом 9 Перечня установлено, что для подтверждения факта осуществления единовременной выплаты работнику работодатель представляет в Комитет копию платежного поручения о перечислении финансовых средств; копию расчетного листка по заработной плате работника с указанием суммы единовременной выплаты; копию локального нормативного акта, устанавливающего размер единовременной выплаты.
Указанных документов, подтверждающих надлежащее исполнение условий соглашения о единовременной выплате работнику субсидии, ответчик суду не представил.
Судом установлено, что согласно представленным отчетам о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, единовременная выплата в размере 1 000 000 рублей Кузнецову С.С. не предоставлялась, что нашло свое отражение в протоколах заседания комиссии Комитета по реализации программы Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" от 26 февраля 2021 года N 2, от 22 марта 2022 года N 3.
К представленному в копии расходному кассовому ордеру от 3 марта 2020 года N 1 суд первой инстанции обоснованно отнесся критически, как доказательству, не отвечающему критериям допустимости и достоверности доказательств, поскольку такая форма платежного документа как расходный кассовый ордер, как и возможность расчета за выполненную работу путем выдачи наличных денежных средств из кассы общества, вышеназванными нормативными правовыми актам не предусмотрена.
Судом также установлено, что согласно представленным ответчиком реестрам выплат, расчетным ведомостям и табелям учета рабочего времени, работник общества Кузнецов С.С. отработал в обществе один год и один месяц, в то время как в силу пункта 2.2.4 соглашения об участии в программе и положений Порядка N 293-пр одним из условий предоставлении субсидии является трудоустройство сроком на два года.
Поскольку ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, предусмотренные Порядком N 293-пр, соглашениями от 9 декабря 2019 года N 74/ТМ-59С (пункт 3.1 раздела 3) и от 14 октября 2019 года N 74/ТМ (пункт 3.4 раздела 3), что подтверждается материалами дела, требование истца о возврате субсидии в размере 1 000 000 рублей заявлено истцом обоснованно.
Довод ответчика о том, что соглашения не содержат запрета или ограничения на представление в качестве доказательства расходования субсидии расходного кассового ордера, отклонятся судом апелляционной инстанции, поскольку вышеприведенными императивными нормами утвержден исчерпывающий перечень документов, предоставляемых работодателем для подтверждения затрат, понесенных им в связи с оказанием мер поддержки работникам.
Ответчик является коммерческой организацией и в соответствии со своим уставом осуществляет предпринимательскую деятельность - самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Заключив соглашения на получение субсидии, ответчик по своей воле приобрел соответствующие права и обязанности, в том числе и обязанность предоставлять отчеты в соответствии с условиями договора о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, вместе с копиями документов, подтверждающих понесенные затраты.
Истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24 декабря 2021 года по 27 декабря 2022 года за вычетом периода действия моратория (с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года), что составило согласно расчету 51 164,39 рублей.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан правильным, ответчиком арифметически не оспорен.
В указанной части доводов жалобы не содержится.
Учитывая совокупность изложенного, оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 января 2023 года по делу N А73-5461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5461/2022
Истец: Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "ЁСИТИ"
Третье лицо: Кузнецов Сергей Сергеевич, Бражников Максим Юрьевич, ГУ Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по Самарской области