г. Вологда |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А13-10601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных по Вологодской области представителя Корешкова О.А. по доверенности от 24.11.2022 N Д-128-146, от Департамента здравоохранения Вологодской области представителя Полозовой Н.В. по доверенности от 30.12.2022 N 4-1-87/16, от Прокуратуры Вологодской области представителя Иволга О.В. по доверенности от 16.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 февраля 2023 года по делу N А13-10601/2022,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Белозерская центральная районная больница" (ОГРН 1023501890312, ИНН 3503002000; адрес: 161200, Вологодская обл., Белозерский р-н, г. Белозерск, ул. Карла Маркса, д. 1; далее - Учреждение) обратилось Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных по Вологодской области (ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533; адрес: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Мальцева, д. 41; далее - Управление) о признании паспорта защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия от 2003 года недействительным в связи с нарушением при его оформлении; о признании паспорта защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия от 06.07.2016 недействительным в связи с нарушением при его оформлении и о возложении обязанности исключить из реестра защитных сооружений гражданской обороны подвальное помещение, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Белозерск, ул. К. Маркса, д. 1, с кадастровым номером 35:03:0102077:60, обозначенное как убежище (противорадиационное укрытие) под инвентарным N 36/398.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3), Департамент здравоохранения Вологодской области (ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; далее - Департамент здравоохранения), Департамент имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д. 8; далее - Департамент имущественных отношений), казенное учреждение Вологодской области "Центр обеспечения региональной безопасности" (ОГРН 1053500054167, ИНН 3525151510; адрес: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Мальцева, д. 41), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; далее - ТУ Росимущества).
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2022 года удовлетворено ходатайство Прокуратуры Вологодской области о вступлении в дело.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент здравоохранения с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. Департамент здравоохранения полагает, что факт наличия защитного сооружения гражданской обороны в подвальном помещении не доказан, поскольку оспариваемый паспорт объекта гражданской обороны разработан без правовых на то оснований при отсутствии проектной и технической документации, не содержит обязательных приложений и не согласован должным образом, а акты инвентаризации сами по себе не являются основанием учета защитного сооружения гражданской обороны. Ответчиком не доказан факт правомерности процедуры постановки на учет подвального помещения Учреждения в качестве объекта гражданской обороны и присвоения инвентарного номера. Заявителем проводились процедуры снятия с учета спорного объекта, однако ответчик бездействовал.
Представитель Департамента здравоохранения в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Прокуратура, Управление в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений в отзыве на жалобу поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Департамента здравоохранения, Управления, Прокуратуры, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2015 года Департаментом имущественных отношений и Учреждением заключен договор, по которому Учреждению передано на праве оперативного управления имущество, в том числе здание стационара по адресу: Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, д. 1, 1980 года ввода в эксплуатацию.
Указанное здание поступило в собственность Вологодской области из муниципальной собственности Белозерского муниципального района на основании постановления Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1120.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) здание стационара, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, д. 1, площадью 4 742,9 кв. м, находится в собственности Вологодской области и принадлежит на праве оперативного управления Учреждению.
В реестр защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, включено защитное сооружение гражданское обороны (далее - ЗС ГО) с инвентарным N 36/398, расположенное в подвале здания по адресу: Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, д. 1. По указанному адресу располагается здание Учреждения.
Данное ЗС ГО имеет паспорт ЗС ГО от 29.10.2003, в котором указано, что противорадиационное укрытие (далее - ПРУ) принадлежит Учреждению, возводило его ПРУ Белозерское строительно-монтажное управление, назначение ПРУ в мирное время - помещение службы эксплуатации Учреждения, организацией, эксплуатирующей в мирное время, также является Учреждение. Дата приемки в эксплуатацию - 12.12.1980, эксплуатация - с февраля 1981 года.
К техническим характеристикам укрытия относятся: вместимость - 300 человек, общая площадь - 1 088,6 кв. м, укрытие встроено в здание из трех этажей, вентиляторы - принудительная вентиляционная система, системы отопления и энергоснабжения - центральные, системы водоснабжения и канализации - централизованные. Паспорт подписан, в том числе главным врачом Учреждения.
Также данное ЗС ГО имеет паспорт от 06.07.2016. В паспорте указано, что владельцем и организацией, эксплуатирующей ЗС ГО по адресу: Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, д. 1, является Учреждение. Проектная организация утверждена Трест "Вологдагражданстрой", строительно-монтажная организация, возводившая ЗС ГО - Белозерское СМУ. Назначение ЗС ГО по проектной документации - помещения службы эксплуатации ЦРБ, дата приемки в эксплуатацию - 12.12.1980.
К техническим характеристикам убежища относятся: вместимость - 300 человек, общая площадь 660 кв. м. Данное защитное сооружение встроено в здание из трех этажей, количество входов - один, количество аварийных выходов - два, защитно-герметические двери и ставни отсутствуют, системы отопления, энергоснабжения централизованные, системы водоснабжения и канализации центральные, имеется один унитаз и одна раковина. Паспорт подписан руководителем Учреждения.
С целью учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Вологодской области, в 2006 году проведена инвентаризация объектов гражданской обороны (убежищ и ПРУ), вторая инвентаризация - в 2014 году, третья - в 2018 году.
Инвентаризация проводилась в рамках реализации требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также во исполнение приказа Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от 01.02.2006 N 19 и решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Вологодской области от 03.04.2006 N 7.
Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по ее проведению, разработанными во исполнение распоряжения МЧС России от 14.12.2005 N 348.
Основными целями и задачами инвентаризации являлись: выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными; определение технического состояния ЗС ГО и возможности дальнейшей их эксплуатации; организация фактического учета ЗС ГО; приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами ЗС ГО; выявление пользователей ЗС ГО; выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению ЗС ГО, а также нарушений в их использовании; создание автоматизированного банка данных ЗС ГО.
Инвентаризационная комиссия обеспечивала сбор и несла ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
По итогам инвентаризации 2006 года в подвальных помещениях здания Учреждения подтверждено фактическое наличие ЗС ГО - противорадиационного укрытия, готового к приему укрывающих, которому присвоен инвентарный номер 36/398 (выписка из инвентаризационной ведомости 2006 года).
По итогам инвентаризации, проводимой в 2014 году в соответствии с распоряжением Губернатора Вологодской области от 12.09.2013 N 2155-р "Об организации и проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области" в порядке и сроки, установленные Методическими рекомендациями по проведению инвентаризации ЗС ГО от 17.05.2013 N 2-4-887-5-14, подтверждено наличие ЗС ГО инвентарный N 36/398 в подвальном помещении Учреждения.
На дату проведения инвентаризации ЗС ГО признано ограниченно годным к приему укрываемых ("ТР" - текущий ремонт). Подтвержден балансодержатель ЗС ГО - Учреждение.
В отношении ЗС ГО составлен акт проверки содержания защитного сооружения гражданской обороны от 21.01.2014, в соответствии с которым помещение требует оснащения оборудованием в соответствии с требованием приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила N 583), ЗС ГО к приему укрываемых ограниченно готово, собственнику рекомендовано принять меры по проведению ремонта и оснащению защитного сооружения документацией и оборудованием в соответствии с требованиями указанного приказа.
Согласно инвентаризационной карточке ЗС ГО от 22.01.2014 N 36/398, ЗС ГО по названному выше адресу находится в государственной собственности области на балансе Учреждения и эксплуатируется им, не соответствует нормам ИТМ ГО, ограниченно готово к приему укрываемых, требует текущего ремонта, используется для нужд организации, статус ЗС ГО на момент инвентаризации соответствует учетным данным, ДЭС в наличии, количество входов один, количество аварийных (запасных) выходов два, защитно-герметические двери и ставни отсутствуют, системы отопления, энергоснабжения централизованные, системы водоснабжения и канализации центральные, (одна раковина и один унитаз); общее состояние ПРУ - явные разрушения, затопление и загромождение отсутствуют. Данная инвентаризационная карточка подписана, в том числе руководителем Учреждения.
По итогам инвентаризации составлена инвентаризационная ведомость противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области по состоянию на 01.09.2014, за подписью всех членов комиссии.
Инвентаризация 2018 года содержит сведения о ЗС ГО в подвальном помещении здания Учреждения ("НГ" - не готово к приему укрываемых). В акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инвентарный N 398-36 от 31.07.2018, подписанном представителями Учреждения, комиссией установлено: защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1970 году и находится на балансе Учреждения. Защитное сооружение (ПРУ) находится в пользовании Учреждения по договору оперативного пользования от 27.12.1999.
Перечень защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области, представленный по итогам проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Вологодской области, утвержден 30.10.2018 заместителем Губернатора Вологодской области.
Управление письмом от 03.08.2018 направило в адрес Департамента здравоохранения перечень объектов гражданской обороны, предложенных к снятию с учета, в который вошло ПРУ с инвентарным N 817-36.
Во исполнение пункта 4 Протокола совещания рабочей группы от 02.06.2021 N 1 по установлению собственников объектов недвижимости, в которых расположены ЗС ГО, Департамент здравоохранения письмом от 22.06.2021 N 1-9/185 сообщил руководителю администрации Белозерского муниципального района об отсутствии потребности в ЗС ГО с инвентарным N 398-36.
Комиссией, назначенной приказом (распоряжением) Учреждения от 25.06.2021 N 90, в составе представителей Учреждения, администрации Белозерского муниципального района, ТУ Росимущества, 20.08.2021 составлен акт о снятии с учета ЗС ГО с инвентарным N 36-398, в котором указано, что данный объект не имеет признаков объекта гражданской обороны и не является ЗС ГО, подлежит снятию с учета и исключению из журнала учета ЗС ГО, отсутствует потребность в ЗС ГО на данной территории.
Управление письмом от 17.06.2021 назначило представителя для участия в Комиссии. Письмом от 28.06.2021 Управление отказало в назначении представителя для участия в Комиссии, поскольку считает процедуру снятия с учета ПРУ неправомерной, рекомендовало организовать его перевод на эксплуатацию в качестве противорадиационного укрытия или укрытия.
Департамент здравоохранения письмом от 21.10.2021 N 1-9/279 направил на согласование в адрес Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России 17 комплектов документов ЗС ГО, в которых отсутствует потребность на территории Вологодской области, для снятия с учета и исключения из журнала учета ЗС ГО МЧС России, в том числе в отношении спорного ЗС ГО.
Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России в ответе от 07.12.2021 N ИВ-11-1404 сообщил следующее: документация на снятие с учета ЗС ГО возвращается без рассмотрения на заседании комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО в связи с несоблюдением требований, изложенных в пунктах 2.6-2.12 Правил N 583 и методических рекомендациях по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны от 30.12.2020 N 2-4-71-37-11.
На основании распоряжения (приказа) ГУ МЧС от 15.03.2021 N 34 в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка с целью осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, которые отражены в акте проверки от 25.05.2021. По итогам проверки Учреждению выдано предписание об устранении нарушений требований в области гражданской обороны в срок до 30.04.2022.
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 44 от 23 июля 2021 года Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор Белозерского района обратился в Белозерский районный суд Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении обязанности устранить выявленные нарушения при эксплуатации указанного защитного сооружения.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 11 мая 2022 года по делу N 2-149/2022 требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 06 сентября 2022 года N 33-3200/2022 решение Белозерского районного суда Вологодской области от 11 мая 2022 года по делу N 2-149/2022 отменено.
Ссылаясь на то, что составление паспорта ЗС ГО с нарушениями и включение спорного ПРУ в реестр ЗС ГО нарушает права Учреждения, возлагает на него не предусмотренные законом обязанности по содержанию ЗС ГО, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о неправомерности заявленных требований в связи с несоблюдением истцом установленного порядка снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета, поэтому отказал в удовлетворения иска.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
На основании положений статьи 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
Как определено пунктом 14 данного Порядка, МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 12-14 Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Все существующие и создаваемые объекты гражданской обороны состоят на учете в органах МЧС России.
Согласно пункту 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале их учета.
В силу положений пункта 1.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2 Правил N 583).
Паспорт такого объекта оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам его инвентаризации после закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта объекта основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Паспорт ЗС ГО представляет собой одно из документальных оснований для ведения учета ЗС ГО; при этом ЗС ГО может быть поставлено на учет в журнале учета ЗС ГО и в отсутствие такого паспорта на основании иных документов, подтверждающих принадлежность помещения к ЗС ГО.
Спорное ЗС ГО поставлено на учет на основании ранее действовавшего законодательства СССР. На тот момент порядок приемки в эксплуатацию ЗС ГО и их содержания осуществлялся в соответствии СН 464-74 "Инструкция по приемке в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их использованию в мирное время", утвержденными 12.08.1974 Госстроем СССР; позднее - в соответствии со СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время", утвержденными 20.07.1984 Госстроем СССР.
Пунктами 3.4 вышеуказанных нормативных актов в разделе 3 "использование (содержание) защитных сооружений в мирное время" предусмотрено, что в эксплуатируемом защитном сооружении должна быть, в частности, следующая документация: паспорт убежища (противорадиационного укрытия), составляемый по форме приложения.
Представленный в материалы дела паспорт ЗС ГО, составленный 29.10.2003, соответствует по форме и содержанию указанным требованиям.
Как верно указал суд первой инстанции, признание паспорта ЗС ГО недействительным само по себе не приведет к восстановлению нарушенных прав Учреждения, поскольку не влечет автоматическое снятие объекта с учета в журнале учета ЗС ГО.
Паспорт объекта, являясь документальным основанием для ведения учета ЗС ГО, по своей правовой природе не соответствует признакам административно-правового акта, действия (бездействия) властного органа, которые могут быть обжалованы в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ. Поскольку нормы главы 24 АПК РФ к рассмотрению настоящего спора неприменимы, в соответствии с правилами распределения бремени доказывания, предусмотренными статьей 65 АПК РФ, истец должен привести правовое обоснование наличия оснований для признания паспорта ЗС ГО недействительным (несоответствие паспорта правовым нормам, действующим на момент его составления) и доказать наличие таких оснований.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае истцом не приведено оснований для признания паспорта ЗС ГО недействительным и доказательств наличия таких оснований.
Снятие с учета защитных сооружений осуществляется на основании Правил N 583. Порядок, установленный в указанных правилах, позволяет снять уже установленные ограничения.
Согласно пункту 2.5 Правил N 583 с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
В соответствии с пунктами 2.6-2.8, 2.10, 2.11 Правил N 583 в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение 20) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение 23), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются: для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
Согласно пунктам 2.13, 2.14 Правил N 583 Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением 22.
Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Таким образом, снятие с учета ЗС ГО производится в административном порядке уполномоченными государственными органами, вследствие чего все споры по поводу совершения или несовершения заинтересованными лицами действий для снятия с учета спорного объекта ЗС ГО разрешаются в административном порядке, либо в судебном порядке, однако по правилам главы 24 АПК РФ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, истцом доказательств соблюдения указанного порядка обжалования в административном или судебном порядке действий (бездействия) или решений, предпринятых, не проведенных или принятых по рассмотрению такого обращения истца, не представлено.
Кроме того, не представлено доказательств приведения в соответствие и повторного направления документации о снятии с учета ЗС ГО после возвращения без рассмотрения на комиссии МЧС России письмом от 07.12.2021 N ИВ-11-1404.
Судом также отмечено, что истец не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке в МЧС России с целью согласования актов о снятии с учета ЗС ГО, а в случае отсутствия такого согласования обжаловать действия (бездействие) МЧС России порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 февраля 2023 года по делу N А13-10601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10601/2022
Истец: БУЗ ВО "Белозерская ЦРБ"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Вологодской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений ВО, КУ Вологодской области "Центр обеспечения региональной безопасности", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управление Росреестра, Администрация Белозерского муниципального округа, Администрация Белозерского муниципального района Вологодской области, БУ ВО "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации", Прокуратура Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1787/2023