г. Хабаровск |
|
17 апреля 2023 г. |
А04-10007/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тягнибеда Марины Юрьевны
на решение от 02.02.2023
по делу N А04-10007/2022
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области - правопреемник отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
к индивидуальному предпринимателю Тягнибеда Марине Юрьевне
о взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее - заявитель, ОПФР по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тягнибеда Марине Юрьевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Тягнибеда М.Ю.) о взыскании ущерба, причиненного непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 17 839,13 руб. за период с 01.04.2020 по 28.02.2021.
Решением суда от 02.02.2023 иск удовлетворен частично. С ИП Тягнибеда М.Ю. в пользу Пенсионного фонда взыскано 15 076,47 руб., в удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что поскольку обязанность уведомления не исполнена ни работником, ни работодателем, при этом ущерб возник в связи с выплатой излишних сумм именно физическому лицу, то возмещение ущерба должно быть произведено за счет работника. Ответственность работодателя в данном случае является дополнительной и применяется в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Пенсионный фонд в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц судом апелляционной инстанции установлен факт проведения процедуры реорганизации ОПФР по Амурской области в форме присоединения к нему другого юридического лица - Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области с 01.01.2023 является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает необходимым в порядке статьи 48 АПК РФ произвести процессуальное правопреемство, заменив истца - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ИП Тягнибеда М.Ю. как страхователь, была обязана представить сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице за апрель 2020 не позднее 15.05.2020.
Между тем, в отношении работника Кучияш Степана Степановича сведения за период с апреля по декабрь 2020 предоставлялись с нарушением сроков: за апрель 2020 - 15.01.2021, за май - июнь 2020 - 17.07.2020, за июль - ноябрь 2020 - 15.01.2021. Сведения за октябрь 2020 не поступили.
В связи с непредставлением в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2020 и последующие периоды, работающему пенсионеру - Кучияш С.С. в период с 01.04.2020 по 28.02.2021 страховая пенсия была выплачена с учетом индексации.
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и (или) иной выплаты от 17.03.2021 N 47751/21 была установлена излишне выплаченная сумма пенсии за период с 01.04.2020 по 28.02.2021 в размере 17839,13 руб. (1366,69 х 4 мес.+1369,41*х 5 мес.+ 2762,66 х 2 мес).
Претензия от 06.10.2022 N 5566-16-12685, направленная Пенсионным фондом в адрес ИП Тягнибеда М.Ю. с требованием возместить ущерб, причиненный несвоевременным предоставлением сведений о застрахованном лице, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии урегулированы положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), статьей 26.1 которого установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, а именно согласно частям 1, 3 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном, в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности; пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Как указано в части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере согласно статье 15 ГК РФ.
Также в силу пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред.
Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
Кроме того, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Между тем в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 88 Правил N 885н).
Согласно части 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
При этом, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения, которое принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
Согласно пункту 101 Правил N 885н излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
По материалам дела судом установлено, что сведения в отношении Кучияш С.С. представлены с нарушением срока, а именно: сведения за апрель 2020 представлены 15.01.2021; сведения за май, июнь 2020 представлены 17.07.2020; сведения за июль, август, сентябрь, ноябрь 2020 представлены 15.01.2021. Сведения за октябрь 2020 в отношении Кучияш С.С. от ИП Тягнибеда М.Ю. не поступили.
На основании части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Федерального закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Как верно установил суд, учитывая данные нормы, а также принимая во внимание то обстоятельство, что по состоянию на 15.01.2021 заявителю было известно о работе в апреле - сентябре 2020, ноябре 2020 Кучияш С.С,, то основания для взыскания с предпринимателя излишне понесенных расходов на выплату страховой пенсии указанному лицу за февраль 2021 в размере 2 762,66 руб. отсутствуют.
Следовательно, суд правильно признал обоснованными требования Пенсионного фонда в части взыскания суммы ущерба, связанного с излишне выплаченной последним пенсией пенсионеру Кучияш С.С. за периоды с 01.04.2020 по 28.02.2021 в размере 15 076,47 руб., поскольку сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2020 г. поданы ответчиком - 15.01.2021, т.е. после принятия решения о выплате суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от 22.06.2020, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования в части взыскания ущерба на указанную сумму.
Доводы жалобы о том, что возмещение ущерба должно быть произведено за счет работника, поскольку обязанность уведомления не исполнена ни последним, ни работодателем, при этом ответственность работодателя в данном случае является дополнительной и применяется в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника, апелляционным судом отклоняются, поскольку обязанность предоставления достоверных сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования возложена на работодателя, который, в случае предоставления недостоверных сведений/не представления сведений, несет ответственность, предусмотренную Законом N 400-ФЗ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменив истца - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области.
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.02.2023 по делу N А04-10007/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10007/2022
Истец: ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ По Амурской области
Ответчик: ИП Тягнибеда Марина Юрьевна
Третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Амурской области