г. Ессентуки |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А15-6316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., с участием от администрации городского округа "город Буйнакск" - Алиева А.Б. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа "город Буйнакск" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2023 по делу N А15-6316/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "город Буйнакск" (далее - администрация) обратилась в Советский районный суд г. Махачкалы к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - служба), в котором просило:
- признать незаконным акт проверки от 15.04.2022 в части вывода о нецелевом использовании 8 494 879 руб. средств бюджетного кредита, предоставленного из республиканского бюджета в 2018 году на бурение пяти артезианских скважин и обязании исключить указанную запись из акта проверки;
- признать незаконным представление от 20.07.2022 в части вывода о нецелевом использовании 8 494 879 руб. средств бюджетного кредита, предоставленного из республиканского бюджета в 2018 году на бурение пяти артезианских скважин и необходимости принятия мер по их возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан.
Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 19.09.2022 дело передано в Арбитражный суд Республики Дагестан, к компетенции которого оно отнесено законом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Решением от 15.02.2023 в удовлетворении требования о признании незаконным представления от 20.07.2022 в части вывода о нецелевом использовании 8 494 879 руб. средств бюджетного кредита отказано. В остальной части требований производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе администрация просила решение отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным представления от 20.07.2022 в части вывода о нецелевом использовании 8 494 879 руб. средств, в данной части принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве служба просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем разбирательство по жалобе проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2021 год и на основании распоряжения от 18.10.2021 N 105-р/21 службой проведена проверка в отношении администрации по вопросу соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан в 2020 году, в том числе целей, порядка и условий предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также соблюдение условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений, источников финансового обеспечения (софинансирования) которых является указанные межбюджетные трансферты.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 15.04.2022, в котором зафиксированы нарушения нецелевого использования бюджетных средств, в том числе 8 494 879 руб. средств бюджетного кредита, предоставленного из республиканского бюджета в 2018 году на бурение пяти артезианских скважин в южной окраине города для стабильного обеспечения водой микрорайонов "Дружба" и "Новый городок" в 2020 году израсходованы на текущее содержание водопроводных сетей (водоснабжение, водоотведение).
20 июля 2022 года администрации выдано представление, в котором содержится требования: 1) о принятии мер по возврату средств, использованных не по целевому назначению в доход республиканского бюджета Республики Дагестан, 2) об устранении нарушении, указанного в пункте 4 представления, 3) по пунктам 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 принять меры по устранению причин и условий нарушения. Информацию о результатах исполнения представления предоставить не позднее 21.07.2022
Несогласие администрации с выводами службы о нецелевом использовании 8 494 879 руб. средств бюджетного кредита, отраженных в акте от 15.04.2022 и представлении от 20.07.2022 послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки от 15.04.2022 в части названных выводов, суд первой инстанции верно указал, что акт проверки, закрепляя результат ее проведения, лишь фиксирует факт выявленных нарушений, не содержит обязательного для исполнения требования, сам по себе не порождает прав и обязанностей проверяемого лица и, следовательно, не подлежит оспариванию в судебном порядке.
Поскольку акт проверки от 15.04.2022 не содержит властных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по требованию заявителя о признании незаконным данного акта (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В названной части судебное решение не обжалуется. Поскольку доводы в уточнении к апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным представления, следовательно, решение суда подлежит проверке только в указанной части.
В силу части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.3 БК РФ основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.06.2008 N 201а утвержден Порядок, который устанавливает правила предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Дагестан (далее - бюджетные кредиты).
В соответствии с пунктом 2 Порядка бюджетные кредиты предоставляются: на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований; на финансирование расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий; в других случаях, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год.
Согласно пункту 2 Порядка получателями бюджетных кредитов являются муниципальные образования, представившие заявку на получение бюджетных кредитов и отвечающие требованиям, установленным пунктом 9 настоящего Порядка.
Решение о предоставлении бюджетных кредитов принимает министр финансов Республики Дагестан в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан (подпункт "б" пункта 7 Порядка).
Предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов Республики Дагестан и администрацией муниципального образования (пункт 11 Порядка).
Из материалов дела следует, что 18.09.2018 глава администрации обратился к председателю Правительства Республики Дагестан с письмом N 1358, в котором указывал, что одним из первоочередных мероприятий, включенных в сводный план мероприятий по модернизации объектов водоснабжения и водоотведения города, значится бурение пяти артезианских скважин в южной окраине города для стабильного обеспечения водой микрорайонов "Дружба" и "Новый городок". Утвержденные запасы пресных подземных вод, по данному месторождению составляет более 8,0 тыс. куб. м. в сутки. В настоящее время на месторождении эксплуатируются три скважины с дебитом воды 3,0 тыс. куб. м. в сутки, что лишь на треть обеспечивает потребности микрорайонов. Реализация проекта по бурению пяти дополнительных скважин позволило бы разрешить проблему двух жилых микрорайонов и частично проблему водоснабжения в целом. В письме также указано, что стоимость работ по бурению скважин с последующей подачей воды в город составляет 35 млн. руб. и что решение данной проблемы возможно только при наличии дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
На основании поручения председателя Правительства Республики Дагестан в соответствии с обращением главы городского округа "город Буйнакск" о выделении бюджетного кредита для обеспечения иных бюджетных обязательств местного значения И.о. министра финансов Республики Дагестан издан приказ от 23.10.2018 о выделении бюджетного кредита в размере 35 млн. руб. со сроком возврата до 25.10.2021.
Между Министерством финансов Республики Дагестан и администрацией заключено соглашение от 23.10.2018 N 2 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетного кредита в размере 35 млн. руб. для обеспечения исполнения иных бюджетных обязательств местного значения.
Как указано выше, в ходе проверки службой было установлено, что средства бюджетного кредита, предоставленного по соглашению от 23.10.2018 N 2 в размере 8 494 879 руб. израсходованы на текущее содержание водопроводных сетей (водоснабжение, водоотведение). Это обстоятельство подтверждено соответствующими контрактами и договорами и администрацией в суде первой инстанции не оспаривалось.
Однако судом было установлено, что в данном случае бюджетный кредит предоставлен на основании письма (обращения) главы администрации на указанные в нем конкретные цели - бурение пяти артезианских скважин в южной окраине города для стабильного обеспечения водой микрорайонов "Дружба" и "Новый городок".
Однако доказательств использования спорной суммы кредита именно на указанные цели администрацией в суд не представлены. Обратного из материалов дела также не следует.
Доводы администрации о том, что ею в установленном порядке заявка о предоставлении бюджетного кредита не подавалась, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку не могут служить основанием для постановки выводов о незаконности оспариваемого в данной части представления, поскольку во всех согласовательных письмах, приказе о предоставлении кредита, цель его предоставления оговорена.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку содержит требование об устранении выявленного нарушения, не возлагая на заявителя незаконных обязанностей, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований юридического лица.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2023 по делу N А15-6316/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6316/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД БУЙНАКСК" РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: Служба государственного финансового контроля РД
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Министерство финансов РД, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Правительство РД, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН